Наука и образование

Нужно ли платить школьникам за хорошие оценки?

Как правильно стимулировать школьника учиться хорошо.

Нужно ли платить школьникам за хорошие оценки?

Похвала, деньги или поездка в зоопарк? Специалисты портала SuperJob провели исследование: спросили у родителей, как они поощряют успехи детей в школе. Оказалось, что большая часть респондентов ограничивается устной благодарностью. Но есть и те, кто даёт деньги за хорошие оценки или дарит сладости и угощения. Какие методы поощрения самые эффективные и чем мотивация к учёбе отличается от стимулирования?

— Анализируя результаты опроса, нужно обратить внимание на такой момент: а какой эффект получился от тех или иных мер стимулирования, принесли ли они результат? Ответ на этот вопрос не опубликован, — отмечает Наталья Левина, клинический психолог. — Чаще всего родители называли в качестве меры поощрения похвалу. С позиции педагогики похвала — один из важнейших стимулов, который даёт положительный результат. Это доказано на практике. И хвалить надо не только за итоговые оценки, но и за промежуточные результаты. Например, ученик первого класса сделал домашнее задание. Даже если в строчке из десяти букв только одна написана хорошо, похвалите его за это. Тогда ребёнок воодушевляется, у него появляется эмоциональный отклик. Он становится более позитивно настроенным на обучение, меньше боится ошибаться.

Не тратить на пустое

Меры стимулирования для каждого человека свои, поскольку мы все разные и ценности у нас разные. Для одного ребёнка лучшим стимулом будут сладости, для другого — компьютерные игры, для третьего — прогулка. Всё зависит от того, что ему нравится. Если он любит самостоятельно распоряжаться деньгами или копит на что-то, ценным для него станет материальное стимулирование. Всё индивидуально.

— Портят ли детей деньги за оценки? Дадут ли они стимул, чтобы он лучше учился? Если в системе ценностей семьи важно, чтобы ребёнок научился копить деньги и правильно их расходовать, возможно, такой вариант стимулирования и неплох. Тем более что сегодня много говорят о финансовой грамотности детей, — считает специалист. — Знаю много семей, в которых ребёнок умеет грамотно расходовать карманные деньги. Не просто транжирит их на сладости, а, к примеру, покупает подарки близким на праздники. Не тратит деньги на пустое. Так что такую меру стимулирования можно использовать и как инструмент финансовой грамотности.

Дружить, а не учиться

Стимул и мотивация — разные понятия.

— Стимул — это внешнее, как кнут и пряник. То, что не зависит от самого человека. А мотив находится внутри, он независим от внешних обстоятельств, — объясняет Наталья Левина. — Может быть даже мотивация от противного: ребёнка ругают в школе, а он думает — всё равно своего добьюсь. Внешних стимулов нет, а внутренний мотив есть.

Школьная мотивация зависит от многих факторов. У учеников начальных классов она высока. Им интересно всё новое — новые отношения, обстановка, предметы, принадлежности. Их мотивирует получение знаний, оценки, им нравится школа, они стремятся попасть в неё. Не зря говорят: не нужно сильно готовить к первому классу, иначе потом ребёнку там будет неинтересно.

В средней школе мотивация падает, автоматически сразу скатывается и успеваемость. Нередко так бывает: был отличником, стал троечником. Потому что ориентир у ребят уже не на учёбу, а на общение.

— В тестах на вопрос “Зачем ты ходишь в школу?” они отвечают: “Общаться с друзьями”. А если начинаются какие-то конфликты, сразу возникает ещё больше проблем в учёбе, — говорит эксперт. — Как раз в этом возрасте нередко принимается решение о смене класса или школы. Если ребёнок не попадает в группу сверстников, он не может находиться в этом коллективе. Так что родителям придётся смириться, что успеваемость в средней школе упадёт. На это влияют и гормональные факторы, и то, что его внимание переключается на общение, а не на обучение. Рост мотивации начнётся к старшим классам. Ребята понимают, что нужно сдавать итоговые экзамены, поступать в вузы, выбирать профессию.

Главное — любовь

Психолог рекомендует родителям: в любых обстоятельствах поддерживайте начинания ребёнка. И не перегибайте палку, когда устанавливаете требования.

— Например, если он успешен в спорте, не нужно давить на то, чтобы он при этом учился на одни пятёрки, — рассказывает Наталья Левина. — У меня был такой пример из практики. Мальчик успешно занимался спортом, но у него пропало желание ходить в школу, снизилась успеваемость. Родители не могли понять, почему это происходит. Оказалось, что было непонимание в классе. В результате семья решила сделать акцент на спортивной карьере. А школьную программу ребёнок осваивает дистанционно. Всё получилось. Так что важно поддержать успешность ребёнка, тогда ему будет интересно. И выбрать опорные моменты, везде быть лучшим не получится.

Не забывайте и о том, что в погоне за результатами у ребёнка может развиться нервное истощение. Нельзя быть безразличными родителями, занимать позицию: сам добивайся всего, жду отличный результат.

— Я помогала девочке, которая была очень успешной, шла на медаль, но довела себя до нервного истощения. Она пришла ко мне с самопорезами на руках, — говорит психолог. — Родительские ожидания привели к тому, что школьница эмоционально перестала справляться с ситуацией. К счастью, в этом случае всё закончилось хорошо.

Когда ребёнок переносит на себя ожидания родителей, у него повышается тревожность по поводу своего результата. Что плохо влияет и на мотивацию, и на успешность. Очень тревожный школьник будет учиться хуже, чем более спокойный. А возможно, ребёнок просто физически устал, поэтому у него нет мотивации. Известный психолог Лидия Божович отмечала: для детей разного возраста и для каждого ребёнка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения. Последние всегда так или иначе подчинены ведущим мотивам. В одних случаях таким ведущим мотивом может оказаться стремление завоевать место отличника в классе, в других — желание получить высшее образование, в третьих — интерес к самим знаниям.

— Могу дать такую общую рекомендацию: общайтесь с ребёнком, знайте его интересы, поддерживайте и хвалите даже за аккуратно сделанное задание, — отмечает Наталья Левина. — Ведь базовая потребность ребёнка — быть любимым. Без условий — буду любить тебя, если будешь хорошо учиться.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА