Новости
Алексей Чадаев: "Путин - это политик-медиум"
Если выйти на улицу и спросить у прохожих: “Кто такой Алексей Чадаев?” (так, кстати, любят делать многие красноярские телекомпании), прохожие как пить дать ответят: “Не знаем мы такого”. А вот Google выдает более тысячи ссылок на Чадаева. Кремлевского политтехнолога, журналиста, практикующего философа и неудавшегося монаха Алексея Чадаева хорошо знают виртуальные интеллектуалы и околокремлевские пиарщики. А вот народ Чадаева не знает. Хотя именно Чадаев, в ряду других “сурковцев”, формирует сегодня сознание этого самого народа…
Говорят, Чадаева в Красноярск пригласил чуть ли не лично губернатор. Правда, встреча тет-а тет “сурковца” с Хлопониным не состоялась. Зато политтехнолог пообщался с участниками лагеря инициативных “Бирюса”. В виду краткосрочности пребывания Алексей весьма дозированно коммуницировал с красноярской прессой, тем не менее нам удалось достаточно продолжительно побеседовать. Разговор получился в формате монолога, вопросы журналиста были лишь репликами, подстегивающими бурное извержение политтехнологической мысли.
Чувство страны
— Меня много мотало по жизни. Я же чуть монахом не стал. Во всяком случае, серьезно готовил себя к постригу. Но демократия сбила меня с пути истинного. Случился “путч”, и я посчитал просто необходимым, единственно верным для себя немедля идти на защиту новорожденной российской демократии. А потом начался мой медленный, но верный путь в государственники. Момент истины произошел в 2004 году, во время украинских событий. Я пришел к Павловскому (Глеб Павловский, редактор “Русского журнала”, президент фонда эффективной политики — прим. авт.) и сказал: “Все, я созрел, отправляйте в окопы, на фронт”. И поехал на Украину. Именно украинские события помогли мне понять и испытать чувство страны. Это не минутное прозрение, это уже навсегда. Сейчас я сильно полевел, но все равно чувство страны — превалирующее начало.
В последнее время много читаю и остро переживаю Маркса. Он еще выстрелит как ружье в последнем акте пьесы, поставленной на сцене провинциального театра.
Люди взглядов и люди позиций
— Сурков очень многослойный человек (Владислав Сурков, заместитель руководителя администрации Президента — прим. авт.). Глубокий? Возможно. Мне всегда забавно наблюдать над его титаническим нежеланием быть публичным человеком. А он публичный человек по определению. И здесь от себя не убежишь. Сурков — самурай. Он боец в первую очередь, хотя вся страна представляет его этаким лукавым царедворцем.
Я себя считаю “сурковцем”.
Павловский — это эпоха. Он человек убеждений, человек контента. И выборные кампании он ведет как кампании, насыщенные смыслом. А сегодня это не нужно. На смену людям убеждений приходят люди взглядов. Выборные кампании уже нужно вести в духе поколения “эмо” (“Эмо” — актуальное молодежное движение, основанное на пристрастии к музыке определенного стиля, “эмо” не стесняются бурно проявлять свои чувства, считают, что надо жить эмоциями, а не разумом — прим. авт.). Люди убеждений неминуемо проиграют.
Карнавал как пиар
— Мы уже давно живем в условиях постмодерна. И от этого никуда не деться. С этим надо не просто мириться, в это надо встраиваться. Нынешний политический пиар должен режиссироваться в духе теории праздника Жака Дерриды (Жак Деррида, видный философ постмодерна — прим. авт.), в духе бахтинской карнавальности (Михаил Бахтин, русский мыслитель XX века, автор теории карнавальности — прим. авт.). Как спектакль. Кто организовал спектакль первым, тот и кукловод, а кто не успел, станет марионеткой в чужом спектакле. Я не хочу быть марионеткой и понимаю это совершенно отчетливо.
Время смысла ушло, мы оперируем понятиями-перевертышами. Идет игра. Жесткая, как любая настоящая игра, смешная, ужасная, опасная. Ненастоящая? Нет, пожалуй, что настоящая. Ведь игра не может быть настоящей или ненастоящей. Кукла бывает ненастоящей? Нет, конечно. Только если понимать куклу в значении ненастоящего человека.
Записки практикующего философа
— Меня уже замучили этим вопросом: “Кто вам заказал “книгу про Путина” (Алексей Чадаев — автор книги “Путин и его идеология” — прим. авт.). Никто! Раз и навсегда — никто! Я ее писал для себя. Потому что хотел разобраться в том, что я делаю. Для того чтобы понять, что из себя представляет сегодня идеология российского государства, есть ли она вообще, идет ли ее строительство, мне нужно было сесть и все разложить по полкам. Лучший способ для этого — написать книгу. Так я и сделал. А потом началось. Павловский написал к книге вступительное слово, дал ее почитать Суркову. Тот побывал на презентации книги, и началась вся это бодяга со злосчастными вопросами “кто вам заказал, сколько заплатил…”.
Я себя называю практикующим философом. Практикующий философ — это тоже типичный продукт постмодерна. Если книгу пишет просто философ, ее читают только аспиранты, если практикующий философ, то ее читают многие, во всяком случае, шумиха вокруг такой книги будет. Однозначно.
Отморозок — цвет нации
— Я — отморозок. Без всяких там “в хорошем смысле слова”. Отморозок — это человек идеи, это нонконформист. Я — нонконформист, хотя прилагаю все усилия, чтобы мой сын был настоящим аристократом и никогда не заботился о хлебе насущном.
Почему-то принято считать нонконформистами каких-нибудь энбэпэшником или скинхэдов. Они конформисты, просто у них низкие запросы — бутылка водки плюс еще бутылка водки. А мерило их благополучия — ничегонеделанье. Нонконформист — человек действия, деятельности. В моем понимании, конечно.
У меня в месяц случается до десяти командировок. Я постоянно в движении. Причем мотаюсь по регионам. Я не живу на облаке. Вообще считаю себя выходцем из народа. Потому, наверное, не люблю это деление на “гопников” и “мажоров”. И их тех, и из других порой вырастают прекраснейшие отморозки. Цвет нации. Из гопников, пожалуй, и чаще вырастают.
Зов большинства
— Меня часто просят, мол, сравните Путина с какими-нибудь политиками двадцатого века. Не могу сравнить. Разве что где-то очень отдаленно со Сталиным. Путин, как и Сталин, прекрасно понимает, что попал в кресло президента волею судеб. Он вообще противник теории о роли личности в истории и рассматривает себя как ответ на запрос жителей одной шестой части суши. Большинство запросило стабильность, благосостояние, комфортное жилье и обеспеченную старость. Путин — медиум, он чувствует эманацию огромного народа. Он же понимает, что не Наполеон, не Гитлер, не Петр I. И Сталин это понимал.
Для Путина очень важна тема экономического кризиса, случившегося со страной в семидесятые. Когда мы хотели догнать и перегнать Америку, наращивали гонку вооружения и на этом серьезно погорели. Заметьте, сегодня армия получает лишь столько, сколько необходимо для существования, а не для развития. С каждым годом мы все более отстаем от США и ряда других стран. Прогноз специалистов: через пятнадцать лет Россия окажется далеко позади США по технологиям в военной промышленности и численности армии и боевой техники. Путин знает все эти прогнозы, но не делает армию еще одним нацпроектом. Потому что народ этого не поймет. А против большинства он никогда не пойдет.
В движении
— Я хорошо знаю регионы, но в Красноярском крае впервые. Был, правда, в Норильске. Но севера, согласитесь, — это особая песня. Став членом Общественной палаты, я приезжаю в регионы как некий статусный гость из столицы. Пока местные чиновники разбираются, что я за птица и что это за Общественная палата такая, удается на местах решить реальные проблемы, как бы это ни пафосно звучало, помочь конкретным людям, жителям территории. В Красноярск я приехал не как “Хлестаков”, а как лектор. И очень рад, что наконец побывал в крае.
Спешу развеять некоторые мифы: Красноярский край не является лакмусовой бумажкой выборных кампаний, страна не голосует так же, как голосует Красноярский край. Это миф. Не знаю, кем и с какой целью он придуман и запущен.
Как относятся к Красноярскому краю в столице? Ну, точно знают, что медведи здесь по улицам не ходят. Шучу. Есть ощущение, что край плотно сидит в гнезде, что здесь все достаточно стабильно и вселяет надежды на дальнейшее развитие. Вот Забайкалье внушает опасения, там все непонятно. Какой-то провал идет. Регионы — это такие опоры российской государственности, выстроенные от Москвы до Тихого океана. Красноярский край — крепкая опора, а все, что дальше, на Восток….Провал, нет опоры.
Два поколения
— Мне понравился разговор, состоявшийся в лагере “Бирюса”. Ребята там были, что называется, неподготовленные, разношерстная публика. Кавээнщики, экстремалы, несколько человек с журфака. Посещение лекции носило необязательный характер. Тем не менее кворум собрался. И это не было соло заморского гостя, состоялась дискуссия, диалог.
Признаюсь, я по-хорошему завелся, испытал настоящий драйв от происходящего. Сама тема для меня достаточно острая, переживаемая. Я говорил о двух поколениях: путинском — поколении правящей власти, и тех, кто идет им на смену, о своем поколении.
Вопросов было достаточно. Меня завел вопрос о свободе. Парнишка спросил, мол, путинское поколение ностальгирует по своей молодости, пытаясь вернуть времена, когда трава была зеленее и пиво лучше пенилось. И в угоду своей “ностальже” накрывает медным тазом демократические свободы, завоевания девяностых. А молодые, вроде как пострадавшие в этом раскладе, им же свобод хочется. А вместо свобод чужая “ностальжа”. Ох я завелся. Рассказал о тех “свободах”, которые подарили “племени младому, незнакомому” девяностые.
След тирана
— Нам все-таки нужно разобраться со Сталиным. С культом личности. Очевидно, что противостоять фашизму нам удалось в том числе и потому, что была создана имена такая государственная машина. Машина страха, давления, лагерей, рабов. Свободные европейские государства сдавались в течение нескольких недель, мы противостояли и выиграли. За счет страха, рабства, Гулага. Надо понимать, что это так, а не иначе.
А Сталин всегда знал себе цену и понимал, что сам он человек уровня начальника овощной базы, но попал на трон и надо делать вид, строить образ, возводить культ. Иначе нельзя, ведь не должен же завхоз править страной.
Мне кажется, что тогда, в начале войны, когда поражение СССР витало в воздухе, Сталин ждал, что за ним придут и арестуют. Он бы именно так сам и поступил. Но не пришли.
В этом плане показательна история с Василием Сталиным. После очередной пьянки Васю, тогда уже генерала, привели к отцу на промывку мозгов. Иосиф Виссарионович раскричался. Василий вспылил: “Что ты на меня кричишь, я тоже — Сталин”. И тогда отец, показывая на свой портрет на стене, сказал: “И ты не Сталин, и я не Сталин, вот он — Сталин”.
Сибирское озарение (тост)
— Начну издалека. Я работал в коллективе, ровно напополам делившемся на технарей и творческих сотрудников. Обе половины с трудом ладили между собой. Дабы сплотить коллектив, я усаживал и тех и других за общий стол и поил водкой. На следующий день все болели с похмелья молча, кроме одного весьма творческого журналиста. Он страдал громко, вздыхая, коря себя и других, вознося вопли к небесам и обещая никогда больше водки не только не пить, но даже и не нюхать.
С тех пор прошло какое-то количество лет, я летел в Новосибирск с лекциями. Уже в салоне самолета понял, что заболеваю гриппом. Температура поднималась со скоростью света. Приземлившись в Новосибе, тут же запасся различными жаропонижающими средствами. Но организаторы от принимающей стороны выбросили таблетки и микстуры и повезли меня на какую-то заимку. Лечить. Для лечения была закуплена водка и осетрина. После третьей объемистой стопки мне явилось озарение. Я отчетливо понял, что такое русская духовность и что такое русская нравственность. Русская духовность наступает после третьей объемистой рюмки водки, а вот русская нравственность — это то, что приходит наутро, с похмелья.
Так вот, пускай в нашей жизни всегда найдется место духовности, а нравственность будет терпимой и непродолжительной.
ЧАДАЕВ Алексей Викторович
Член Общественной платы РФ,
бывший главный редактор сайта “Дутый Пу”,
президент фонда “Новые правые”.
Родился 30 сентября 1978 года в Москве, русский.
С 1988-го по 1992-й учился в церковной воскресной школе (при хр. Большое Вознесение у Никитских Ворот).
1993 год — ответственный секретарь, затем главный редактор журнала “Славия”.
1998 год — сотрудник группы советников 1-го вице-премьера Бориса Немцова, автор идеи и член группы разработчиков сайта nemtsov.ru. С октября 1998-го по март 2000-го — руководитель интернет-группы Бориса Немцова. Участник президентской программы подготовки управленческих кадров (Цельская академия менеджмента, Германия).
1999 год — руководитель орготдела ОПОД “Россия Молодая” Бориса Немцова, затем — заместитель руководителя пресс-службы Московского предвыборного штаба СПС.
2000 год — обозреватель экономической редакции Интерфакса, затем — руководитель интернет-редакции Издательского Дома “Работа для Вас” (www.rabota.ru).
2002 год — обозреватель отдела политики газеты “Консерватор” и постоянный автор сайта Globalrus.ru.
2003 год — председатель клуба и президент фонда “Новые правые”. Член оргкомитета партии “Новые правые”.
2004 год — руководитель отдела политики в “Русском Журнале”.
С 30 сентября 2005 года — член Общественной палаты РФ. Автор книги “Путин. Его идеология”.