Красноярск исторический
Время, ставшее эпохой
Первые выборы главы Красноярска прошли в жёсткой борьбе — на этот пост претендовало шесть кандидатов.
Этой осенью исполнится 25 лет с момента образования избирательной комиссии Красноярска. Впрочем, эпоха выборов в нашем городе исчисляется даже не десятилетиями, а веками. Самым ярким страницам истории становления местного самоуправления на берегах Енисея и посвящён наш проект. Сегодня мы расскажем о событиях, произошедших на стыке веков — прошлого и нынешнего. О времени, ставшем для Красноярска своего рода эпохой.
Самые конкурентные
В негласной табели о рангах мэрские выборы всегда воспринимались красноярцами как самые важные для будущего города. Это вполне закономерно. В России исторически сложилось, что полномочия и возможность принимать ключевые решения в основном сосредотачивались в руках первого лица исполнительной власти. Это правило верно для всех уровней власти — от градоначальников до главы государства.
Первые выборы главы Красноярска оказались одними из самых конкурентных в новейшей истории города. В борьбу вступили шесть кандидатов. Хотя уже тогда фаворитом гонки считался Пётр Пимашков, исполнявший обязанности мэра с мая 1996 года, его победа отнюдь не выглядела предопределённой. Соперники у него были серьёзные. В частности, нельзя было сбрасывать со счетов тяжеловесов краевой политики — Евгения Васильева, который долгое время работал первым заместителем губернатора, и главу Центрального района Красноярска Виктора Кардашова.
На старте кампании самым серьёзным оппонентом Пимашкова считался Васильев. Он пошёл на выборы вопреки позиции губернатора Валерия Зубова. Возможно, Евгений Яковлевич полагал, что курирование внутренней политики в регионе и хорошие связи с краевыми СМИ дают ему неплохие шансы на успех. Однако на финише его ждало жестокое разочарование. Васильев занял лишь третье место, набрав скромные 8,06 процента голосов избирателей, пришедших 8 декабря 1996 года на участки.
“Серебро”, удивив многих политологов, взял Виктор Кардашов. За него отдали голоса 20,95 процента горожан. Победа Пимашкова оказалась безоговорочной — набранные им 57,11 процента продемонстрировали, что испытательный срок в кресле исполняющего обязанности Пётр Иванович использовал по максимуму. Сибирякам понравилось, что Пимашков не занимался политиканством и дешёвым популизмом. Уже тогда его воспринимали как крепкого мэра-хозяйственника, патриота и защитника интересов Красноярска.
В пользу разделения
Мало кто помнит, но в тот момент во многих городах России градоначальники одновременно являлись и руководителями… горсоветов! Однако Пётр Пимашков принципиально отказался от противоестественного совмещения постов главы города и председателя городского Совета, хотя поддержка большинства депутатского корпуса вполне позволяла ему это осуществить. Но выбор был сделан в пользу разделения ответственности за судьбу Красноярска между мэрией и муниципальным парламентом. Это решение имело позитивное влияние на развитие политической конкуренции в краевом центре, в первую очередь на выборах в горсовет.
Пётр Иванович без особых проблем подтвердил полномочия Главы Красноярска на трёх последующих выборах, выигрывая их за явным преимуществом. Однако, несмотря на внешнюю лёгкость побед, каждая из этих избирательных кампаний имела свои особенности.
Выборы мэра, состоявшиеся 10 декабря 2000 года, проходили в момент острейшего политического кризиса в Красноярском крае. Уже началась титаническая битва регионал-патриотического движения “НАШИ!” с губернатором Александром Лебедем. Бескомпромиссное противостояние, безусловно, не могло не наложить отпечаток и на муниципальную власть. Некоторые представители команды губернатора всерьёз тогда нацелились на захват командных высот и в красноярской власти. Противники Лебедя, в свою очередь, тянули Пимашкова в свой стан.
Но красноярский градоначальник подчёркнуто дистанцировался от всех дрязг. Именно это позволило муниципалитету оставаться островком стабильности в море бушующих страстей. Убедительнейшая победа мэра на выборах — 2000 (за него проголосовало 87,9 процента избирателей, пришедших на участки) была предопределена не только и не столько слабостью конкурентов — “яблочника” Виктора Гитина и сотрудника представительства полпреда президента РФ в СФО Иосифа Бакшеева, но и статусом политического тяжеловеса, успешно защищавшего интересы красноярцев на краевом уровне.
По похожему сценарию проходили выборы 2004 и 2008 годов, на которых острая борьба шла только за второе место. Пётр Пимашков одержал на них безоговорочные победы, получив соответственно 79,06 и 70,43 процента голосов горожан, участвовавших в выборах. Примечательно, что в 2008 году Пётр Иванович из-за серьёзной болезни супруги, которая лечилась в столичной больнице, был вынужден вести избирательную кампанию в заочном формате. Но это обстоятельство не помешало ему на 55 процентов опередить второго призёра — депутата Заксобрания края Валерия Сергиенко.
Залог без возврата
Особенностью избирательных кампаний 2004 и 2008 годов стало то, что они для экономии бюджетных средств были совмещены с президентскими выборами. Именно этот фактор позволил достичь самой высокой в истории красноярских выборов явки избирателей. В 2004-м она составила в Красноярске — 47,77, а в 2008-м — 53,81 процента. Стоит также отметить, что если с 1996 по 2004 год в выборах мэра участвовали в основном самовыдвиженцы или представители избирательных объединений, то в 2008-м кандидаты на пост главы были в основном от ведущих политических партий страны.
Ещё одной интересной деталью тех выборов можно назвать практику использования денежных залогов. В 2004 году так получил право баллотироваться в мэры генеральный директор “Транспортно-экспедиторской компании “Енисейская” Владимир Миргунов, а в 2008-м главный специалист администрации Октябрьского района Красноярска Евгений Мальчиков. Правда, набранный ими невысокий результат на выборах не позволил вернуть этот залог. Деньги кандидатов-неудачников поступили в городскую казну.
Александр Чернявский