Стадион
«После боя сразу звоню маме». Боец ММА Армен Петросян о грядущем турнире в Красноярске, тайском боксе и близких
Впервые в истории в Красноярске пройдёт турнир одной из лучших российских промоутерских компаний AMC Fight Nights Global.
Впервые в истории 18 июня в Красноярске пройдёт турнир одной из лучших российских промоутерских компаний AMC Fight Nights Global. В главном бою вечера в весе до 93 килограммов сойдутся обладатель пояса Армен Петросян и иранец Хасан Юсефи. Петросян впервые будет драться в ММА в городе, где он родился, вырос и стал спортсменом. Сейчас Армен находится в Махачкале, где усиленно готовится к поединку, однако он нашёл время для “Городских новостей”.
— Впервые турнир Fight Nights пройдёт в Красноярске, а вы также впервые выступите в родном городе именно по ММА. Что чувствуете?
— Только положительные эмоции. Люблю, когда публика болеет за меня. Получаю бешеную энергетику. Это особая гордость — защищать титул чемпиона в родном городе. При этом о перенастрое речи нет. Я выступал в Красноярске, хоть и не по ММА, поэтому ответственность давить не будет.
— Это вторая защита титула. Соперник — иранский боец Хасан Юсефи. Вы уже изучили его сильные и слабые стороны?
— Изучаем, конечно, совместно с тренерским штабом. Он тяготеет к ударной технике, как и я. Готовлюсь по полной, 18 июня буду на пике. Но что сейчас не хочу болтать об этом, так не люблю. Предпочитаю показывать и доказывать в клетке, а не перед боем. Юсефи бывал в нокауте, и не раз, что большой плюс.
— Это да. У вас четыре победы в четырёх поединках, и все нокаутом.
— Для меня не принципиально выиграть именно нокаутом. Всегда готовлюсь так, чтобы выдержать бой целиком. А то, что удалось нокаутировать всех соперников, — это скорее стечение обстоятельств.
— Предыдущий бой вы провели с Дмитрием Минаковым. Это была первая защита титула. Показалось, что поединок сложился достаточно тяжело. Это самый упорный бой в вашей карьере в ММА?
— Дмитрий — высококлассный боец, но я бы не сказал, что поединок получился чересчур тяжёлым. Был неоднозначный момент, когда в начале первого раунда получил головой в бровь. Закончилось неприятным рассечением. Поэтому первый раунд старался засушить бой, чтобы Дмитрий по сечке реже попадал. В перерыве тренеры успокоили, бровь завазелинили, стал действовать более агрессивно и выиграл.
— Минаков — отличный самбист. Однако вы не дали ему преимущества в борьбе. Это тренировки в Махачкале так помогают?
— Спаррингую в Дагестане с классными борцами. Они ничем не хуже Минакова. Поэтому был готов ко всему. При этом я — ударник прежде всего, а вот большинство оппонентов именно борцы. В стойке со мной они не особо горят желанием соревноваться, стремятся перевести вниз. Поэтому я наибольшее внимание уделяю именно защите от борцовских приёмов.
— Сколько вы уже тренируетесь в Махачкале?
— Езжу сюда два года. Провожу в Дагестане и Красноярске времени примерно поровну. Изначально стремился в Махачкалу именно за борьбой, но потом понял, что, тренируясь с очень сильными бойцами, расту во всех аспектах. После таких мощных спаррингов выходишь в клетку с полной уверенностью в своих силах.
— В Махачкале упорные тренировки, а как проводите время в Красноярске?
— Сначала две недели только отдыхаю. Потом занимаюсь с моим первым тренером по тайскому боксу Вали Базаровым. Но в Красноярске почти не борюсь. Коплю силы на Махачкалу, так скажем.
— Вы завоевали пояс, а потом провели первую защиту титула. Когда эмоции были ярче?
— На самом деле любой бой в ММА, а ранее любые соревнования по тайскому боксу дарили мне колоссальные эмоции от побед. Я не разделяю бои на титульные и обычные. Когда выигрываю, всегда счастлив. Ведь это не только моя победа, а успех всего нашего штаба, всех, кто меня тренирует и просто поддерживает.
— Ранее больше одного раза в год вы не дрались. А поединок с Юсефи станет уже вторым в 2021-м после январской победы над Минаковым. Это не создаёт каких-то сложностей в подготовке?
— Я дрался один раз в год не потому, что сам так хотел. Многие бойцы отказывались. Жил как на качелях. То у меня травма, то у соперника. Как-то не складывалось. При этом готов драться гораздо чаще. Раз в три месяца вполне приемлемо.
— До ММА в вашей карьере было золото чемпионата мира по тайскому боксу. Это круче по личным ощущениям, чем пояс чемпиона в Fight Nights?
— Для меня звание чемпиона мира было пределом мечтаний. Это то, к чему я шёл. Эмоции незабываемые. Даже не верится сейчас, что был чемпионом мира. Тайский бокс — очень тяжёлый вид спорта. Считаю, что он самый жёсткий среди ударных видов. Когда перешёл в ММА, завоевание титула какой-либо российской организации виделось первым шагом. Благодаря слаженной работе нашей команды это удалось.
— Fight Nights — одна из лучших организаций в России, но это не UFC. Знаю, что вы мечтаете выступать в сильнейшем промоушене планеты. Сколько времени займёт путь от титула в России до UFC?
— Это скорее цель, а не мечта. Желание дебютировать в UFC огромное, но загадывать, когда конкретно это произойдёт, бессмысленно. Сейчас есть ближайшая цель — бой с Юсефи. Именно он главный и решающий для меня на сегодняшний день.
— Топ-три бойцов, с которыми вы мечтали бы сразится?
— У меня нет такого, что хочу подраться с кем-то. Просто выхожу в клетку и показываю, что умею. Конечно, было бы здорово проверить себя против Джона Джонса и других топов. Но всему своё время. Бог даст, когда-нибудь увидите меня и против таких оппонентов.
— Джонс просто монстр. Он доминирует в полутяжёлом весе, а теперь замахивается на титул в супертяжёлом. Есть у него шансы против чемпиона Фрэнсиса Нганну, если бой состоится, всё-таки разница в габаритах существенная?
— Габариты всё-таки не главное. К тому же Джонс крупный парень, не думаю, что переход в этот вес станет для него проблемой. Он очень техничный и грамотный боец, в этом его преимущество. Уверен, что он найдёт правильную тактику против Нганну и не попадёт под какой-нибудь шальной удар соперника.
— Весогонка в ММА выглядит чем-то нереальным. На взвешивании бойцы показывают одну массу тела, а уже на следующий вечер некоторые весят на 10—15 килограммов больше. Как такое возможно?
— Для меня сейчас весогонка вообще не проблема. Для категории “93 килограмма” я — недовесок. Когда выступал в 84 килограммах, тогда приходилось вес гонять, но некритично. А вообще здесь много нюансов. Перед взвешиванием идёт полная сушка, из организма выгоняется вся вода. А затем до боя её возвращают обратно. Много пьют, капельницы ставят. От взвешивания до боя примерно 36 часов. Этого обычно хватает, чтобы войти в привычный вес.
— Ваш бой главный на турнире в Красноярске. Ещё один уроженец нашего региона Вячеслав Василевский выступит во втором по значимости поединке вечера прямо перед вами. Какие у вас с ним отношения? Дружите?
— Как бойца я, конечно, знал Василевского, а вот лично познакомились не так давно в Москве. Нормально пообщались. У меня есть друзья-бойцы, но только не те, кто выступает в моём весе. Какая может быть близкая дружба, если нам придётся биться в клетке? Я это не совсем понимаю. Мы конкуренты прежде всего. А так со всеми хорошо общаюсь.
— Вам 30 лет. Это расцвет для бойца?
— Для меня — да. Думаю, что никогда не был сильнее, чем сейчас. Во всех бойцовских аспектах чувствую себя очень хорошо.
— Давайте вернёмся назад. Красноярск славится различными единоборствами, но вольная борьба на первом месте, а вот тайский бокс вряд ли входит даже в пятёрку самых популярных. Почему вы выбрали именно его?
— Сначала я вообще занимался карате. При школе была секция, отец в неё меня привёл. Отдал этому спорту 12 лет. У меня чёрный пояс, первый дан. Со временем понял, что в карате нет никакой перспективы. Следующие три года буквально скитался по залам. То на бокс схожу, то на борьбу. А затем судьба свела с Базаровым. Увидел, что он настоящий фанат своего дела, это подкупило. Вали Бахрамович живёт тайским боксом, но не только им, он и кикбоксеров тренирует. Когда попал к нему, мне было 22 года. Сначала на кикбоксинг упор сделал, Кубок России выигрывал, на чемпионате страны две бронзы завоевал. Потом переключился на тайский бокс и уже через год стал чемпионом мира.
— Как так получилось?
— Сложно объяснить. На чемпионате мира меня вообще никто не знал. Титулованные спортсмены, претендовавшие на золото, видели конкурентов друг в друге, а на меня даже не смотрели. Вали Бахрамович мне сразу сказал, что есть талант, но надо работать. Пахал на тренировках не покладая рук, жил спортом, как и по сей день, та победа стала наградой за тяжёлую работу. На первом для себя чемпионате России в финале встретился с Артёмом Левиным. Знаете такого бойца?
— Конечно. В тайском боксе он — легенда.
— Так вот. Левину большинство спортсменов проигрывали ещё до боя, а у нас получился очень конкурентный бой, я проиграл, но мало в чём уступил. В принципе поединок с Левиным стал моей путёвкой в этот вид спорта. Меня заметили. После чемпионата мира вновь схлестнулись с ним в финале чемпионата страны. Опять был хороший и близкий бой, но вновь уступил. Опыт Левина сказался. Именно в этом он меня и превзошёл. А так страха перед ним не было совершенно. Мне с известными и титулованными спортсменами даже проще было драться, от них знаешь, чего ожидать, чем от тех, кого вообще не знаю.
— Родные смотрят ваши бои?
— Жена видела поединок с Минаковым. Смотрела одним глазом. Брат всегда со мной на боях. Прилетает, поддерживает. А мама вообще не смотрит, для неё это очень большой стресс. И я её понимаю. Когда мои близкие дерутся, а я секундирую или просто наблюдаю как зритель, это очень тяжело. Проще самому выйти. А у мамы-то вообще её ребёнок дерётся. Первым делом после боя сразу звоню ей, сколько бы времени ни было. Она переживает, не спит, ждёт. До сих пор спрашивает: “Зачем тебе это всё?” Но для меня уже нет пути назад, только вперёд газуем.
— Дебют в UFC, как мы выяснили, это цель. А о чём мечтает боец Армен Петросян?
— Мечты, в первую очередь, связаны с семьёй. Я люблю своих близких и готов для них на всё. Сыну три года. Мечтаю, чтобы он вырос достойным человеком, хочу быть примером для него во всех ситуациях. Чтобы он гордился мной, а я — им. А в спортивном плане хочу стать чемпионом в UFC, всё для этого сделаю.
— Вы хотите, чтобы сын стал спортсменом?
— Я хочу привить ему любовь к спорту. Не буду давить или заставлять. Он уже сейчас понимает, что я делаю и куда иду утром. Просыпаемся, он в детский сад, а я на тренировку. Вообще считаю, что спорт важен для любого человека. Передо мной пример отца. Он отвёл меня на карате в шесть лет. Поначалу я не особо хотел туда ходить, но он проявил твёрдость, не заставлял, а направил скорее, за что безмерно ему благодарен. Те, с кем сдружился в детстве на тренировках, по-прежнему рядом со мной по жизни. А когда вырос, пошло в тайском боксе, отец просто был рядом, верил в меня. И это было лучшей мотивацией. Хотелось побеждать ради отца. Он летал со мной на все соревнования. Зная, что папа смотрит на меня, хотелось выиграть любым путём. Когда отца не стало, мир рухнул, было невероятно тяжело. Даже сейчас говорю, и ком в горле стоит. В душе он по-прежнему рядом. И всё так же мотивирует меня, не хочу подвести его. Папа очень хотел, чтобы я после побед поднимал флаг Армении, сейчас делаю это. Там мои корни, моя историческая Родина. Но живу в России все свои 30 лет, она дала мне образование, друзей, жену, в конце концов. Так что у меня две родные страны.
Досье
Армен Петросян
Дата и место рождения: родился 3 ноября 1990 года в Красноярске.
Карьера: до ММА занимался карате, кикбоксингом и тайским боксом. В 2018 году начал выступать в смешанных единоборствах. Уже в третьем поединке получил титульный бой против Артура Алискерова за пояс AMC Fight Nights Global в весе до 93 кг. Выиграл нокаутом, а затем провёл успешную защиту против Дмитрия Минакова.
Достижения: Чемпион мира 2015 года по тайскому боксу. Обладатель Кубка России 2017 года. Трёхкратный серебряный призёр чемпионатов России (2014, 2015, 2017). Серебряный призёр чемпионата мира (2016).
О стиле:
При этом я — ударник прежде всего, а вот большинство оппонентов именно борцы. В стойке со мной они не особо горят желанием соревноваться, стремятся перевести вниз. Поэтому я наибольшее внимание уделяю именно защите от борцовских приёмов.
Об UFC:
Желание дебютировать в UFC огромное, но загадывать, когда конкретно это произойдёт, бессмысленно. Было бы здорово проверить себя против Джона Джонса и других топов. Но всему своё время. Бог даст, когда-нибудь увидите меня и против таких оппонентов.
Об отце:
Хотелось побеждать ради отца. Он летал со мной на все соревнования. Зная, что папа смотрит на меня, хотелось выиграть любым путём. Когда отца не стало, мир рухнул, было невероятно тяжело. Даже сейчас говорю, и ком в горле стоит.
Фото: личный архив Армена ПЕТРОСЯНА