Новости
«Миллион — не предел. Пора стремиться к миллиарду». В Красноярске прошла неделя малого и среднего бизнеса
Корреспондент "Городских новостей" пообщался с предпринимателями.
У них нет начальников, но от этого не легче, а, наоборот, труднее, потому что за всё приходится отвечать самим. Для них самыми важными составляющими успеха являются время и энергия. Они не выделяются модными и дорогими брендами одежды, не щеголяют уникальными аксессуарами. Но во взгляде у них читаются смелость, уверенность, готовность ответить на любой вызов. Наш корреспондент во время недели предпринимательства посетил площадки, где встречались представители делового мира, и попытался выяснить, что скрывается за их непоколебимостью.
К взаимной выгоде
Значение слова “франчайзинг”, которое в общем-то уже давно вошло в нашу жизнь, известно всё же далеко не всем. По сути, это взаимодействие компаний разного формата, когда крупная корпорация даёт младшему партнёру право действовать от своего имени, используя идеи, товарные знаки, да что угодно. Вплоть до фирменных рецептов, рабочей формы и обращения к посетителям.
На круглом столе по франчайзингу собрались человек двадцать. Все участники разговора сошлись во мнении, что этот формат очень удобен. Человеку не приходится изобретать велосипед. Он обращается к тем, кто уже поднаторел в том или ином деле. Специалисты, создавшие и обкатавшие бизнес, передают ему свои знания, приёмы и в дальнейшем будут помогать.
Некоторые думают, что, купив готовую модель ведения дела, можно не учиться, полностью полагаться на учредителей.
— Это ошибочное мнение, — отметил Егор Тохтобин, директор компании “Грин хаус кофе”, открывшей 33 кофейни в десяти городах России. — Франчайзинг предполагает стопроцентную вовлечённость. Мы не выполняем за наших партнёров всю работу. Мы показываем им путь, который проще пройти с нами, чем без нас.
По словам Егора, открывая свою первую точку в Красноярске, они не предполагали, что это будет федеральная сеть. Просто улучшали продукт, расширяли клиентскую базу, оптимизировали все процессы. И через некоторое время вышли на экспертный уровень, поняли, что могут делиться опытом с другими.
Ещё одна проблема, на которую указал руководитель кофеен, связана с управлением на расстоянии.
— Когда мы заходим в другие регионы, для нас предпочтительнее всего найти там людей, которые откроют под нашим брендом собственный бизнес и возьмут всю операционную деятельность на себя.
Круглые столы по профессиональной тематике хороши тем, что на них очень быстро завязываются полезные связи. Как рыбак рыбака видит издалека, так и потенциальные компаньоны. Во время перерыва к Егору подошёл Денис из компании “Арома автовуд”. Они о чём-то поговорили, протянули друг другу визитки.
— Мы занимаемся производством деревянных ароматизаторов и подарочной продукции, которой ещё нет на рынке, — объяснил Денис “Городским новостям”. — У нас есть интеллектуальная собственность, запатентованные технологии. С Егором мы можем обменяться целевой аудиторией. Он будет дарить в своих заведениях наши ароматизаторы тем посетителям, к примеру, которые закажут не одну, а две чашки кофе. И у него таким образом в полтора — два раза увеличится средний чек. Мы в свою очередь обретём узнаваемость. Кроме того, наш ароматизатор имеет свойство пахнуть в течение месяца, потом его нужно дозаправить, за этим придут уже к нам. Получается, что и у Егора, и у нас вырастут продажи, а люди получат дополнительно какие-то бонусы.
К чёрту всё, берись и делай!
Разговаривая с Денисом, мы заметили человека, который выглядел настолько необычно, что упустить его из виду было бы непростительно. Ковбойская шляпа, пёстрый шарф поверх тёмной сорочки…
— Я приехал из Америки, — пояснил мужчина, когда мы его без обиняков спросили, что кроется за таким имиджем. — Когда-то жил в Красноярске, работал на телевидении. Игорь Гребнёв меня звать, если это важно. Сейчас занимаюсь веб-дизайном, программным обеспечением. Хочу организовать в России представительство, ищу заинтересованных лиц. Для этого и прилетел из Штатов.
О днях предпринимательства наш бывший коллега по цеху узнал по радио “Маяк”. Решил на них побывать и сравнить принципы организации бизнеса в двух державах по разные стороны океана.
— В США хороши крупные игроки и глобальные системы, — раскрыл он секрет. — А в том, что касается именно малого предпринимательства, оно там в последнее время в загоне. Обрушившаяся на нас в прошлом году пандемия окончательно всё добила.
Ещё одну участницу круглого стола по франчайзингу, тридцатишестилетнюю Севиле Мустофаеву Америка наоборот вдохновила. Правда, это было давно, когда она туда ездила по международной студенческой программе Work and Travel, будучи студенткой иняза.
— Именно в Америке у меня выросли крылья, и поняла, что могу всё, — сказала она. — Как и многие из Сибири. У нас уникальный народ, с невероятной энергией. Нужно просто её в себе раскрыть и вытащить наружу. Я искренне верю, что каждый наш бизнесмен может открыть офисы по всему миру и иметь доход даже не в 200 тысяч в месяц, а 500 тысяч долларов. Для этого нужно, конечно, иметь хорошее образование, бешено работать, прокачивать свои ресурсы у психологов. Но оно того стоит.
Бизнес-леди знает, о чём говорит. В её школе Love English Club преподаватели зарабатывают не по 30—40 тысяч, а по 80—90. Студенты готовы платить за занятия больше, чем в других местах. Некоторые из них к пятнадцати годам говорят по-английски не хуже, чем Билл Гейтс. Сформирована цифровая программа, в которую внесены все иностранные слова и грамматические конструкции. Выпущено десять авторских учебников. И даже возможно сделать точный прогноз, когда приступивший к занятиям человек достигнет своего максимума.
— Нужно начинать уже сегодня, с того, что у вас есть, — настоятельно посоветовала Севиле тем, кто задумывается над распространением своих наработок по франшизе. — Садиться и прописывать инструкции, привлекать к этому своих сотрудников. То есть действовать по принципу: “К чёрту всё, берись и делай!”, как учил Ричард Брэнсон, британский предприниматель, основатель огромной корпорации.
Не флиртовать, а воевать
У каждой женщины, которая решила заняться своим делом, на это есть собственные, иногда довольно глубокие внутренние причины. И чаще всего какие-то истории. На днях предпринимательства их прозвучали десятки.
— Практически не бывает такого, чтобы девочка просто решила, что ей надо зарабатывать, пошла и открыла магазин, — утверждает Лолита Загорулько, которую на мероприятие, посвящённое женскому бизнесу, пригласили в качестве спикера. — Слабый пол приходит к этому через свою судьбу.
Лолита рассказала, что у нас в городе есть достойная восхищения предпринимательница Мария Спиридонова, основательница клиники “Скирт” для детей с аутизмом. Это учреждение назвать бизнесом в строгом смысле этого слова, собственно говоря, нельзя. Оно выполняет социальную роль, во многом заменяя государство.
Мария пришла к открытию клиники через проблемы с собственным ребёнком. Именно для него она первоначально искала условия, в которых он может гармонично развиваться. Не найдя ничего подходящего, организовала сама. Помогло образование дефектолога. В итоге в Красноярске появился специализированный центр с пулом высококлассных специалистов, детским садом кратковременного пребывания, филиалом в Ачинске. О нём знают далеко за пределами региона. В планах у Марии — ещё и школа для особенных ребятишек.
Сама Лолита — владелица строительного бизнеса. Руководит возведением многоквартирных домов. Это вообще мужское поприще. Чтобы даме на нём успешно конкурировать, ей нужно видеть смысл в том, что она делает.
— Через 50 лет нас с вами уже не будет, а эти дома останутся, и в них продолжат жить люди, — рассуждает Лолита. — Создавать семьи, грустить и радоваться. По мне это и есть вечное. Я мечтаю создать совершенно уникальный ЖК, непохожий ни на какой другой. Пока объективная экономическая реальность этого не позволяет. Но я верю, что ситуация изменится.
У Лолиты несколько образований, и одно из них — психологическое. Она отлично понимает, что происходит, когда мужчины и женщины начинают конкурировать.
— В бизнесе это вообще бойня, — констатирует предпринимательница. — Вы, наверное, удивитесь, но в этой сфере флирт не действует. Ну, или его нужно задействовать так тонко и незаметно, чтобы никто ничего не понял. Классические женские попытки очаровать воспримутся крайне негативно. Мужчина будет раздражён, потому что он находится на поле боя, и конечная цель — это деньги.
“Сколько способна заработать современная женщина?” — спросили мы у бизнесвумен, на что они ответили, что верхнюю границу назвать трудно: всё индивидуально. Но совершенно точно, что миллион уже чуть ли не обычное дело для тех, кто трудится “не на дядю”. Многие прекрасно понимают, как к нему прийти.
“Надо приближаться к миллиардерам”, — пошутил кто-то в зале. Хочется верить, что в этой шутке есть доля правды.
Богатства тайги — на мыло
В последний день недели предпринимательства в культурном пространстве “Каменка” работала выставка ручных изделий. Это мероприятие поразило не только многообразием экспонатов. Откровением стало и другое. Ради ручного труда люди оставили солидные посты в государственных и коммерческих структурах. Юлия из Енисейского района — дипломированный юрист, раньше работала в полиции. Но после некоторых раздумий решила варить мыло, изготавливать экологически чистые крема и бальзамы из таёжных средств по рецептам дедушки. В этом участвует вся семья. Даже двенадцатилетняя дочка выполняет какие-то простые поручения и ведёт страницу в “Инстаграме”. Покупатели находятся, правда, почти все они живут в Красноярске. В мегаполисе больше ценят натуральность. О своём решении уйти на вольные хлеба Юлия ни разу не пожалела. Ремесло тоже может кормить, если всё делать по уму. Да ещё и душа радуется от того, что делаешь то, что любишь.
Другая участница Вероника представляла на выставке сладости собственного производства: сырные шарики, больше десяти сортов необычно оформленного шоколада в виде лепёшечек, причудливых плиток, украшенных кусочками фруктов и орешков. Был даже подарочный набор для мужчин к 23 февраля — шоколадные отвёртки и гаечные ключи, покрытые пищевым красителем серебряного цвета. Ради того, чтобы всё это начать делать своими руками, девушка ушла с тёплой должности в банке. Первое обучение в Москве проходила по кредитке. Многие знакомые крутили пальцем у виска. Она отчасти была к этому готова: когда поступаешь вопреки общепринятому мнению, будет и критика, и уговоры одуматься, и откровенные насмешки.
Выдерживать конкуренцию с горами шоколадок распиаренных брендов, продающихся по акции на прилавках супермаркетов, поначалу было непросто. Вероника пошла нестандартным путём: стала укреплять веру в себя: через упражнения, книги. Специально выделяла на это время. Как только она сама перестала в себе сомневаться, спрос на продукцию пошёл вверх. Оригинальными угощениями заинтересовались кафе и рестораны, а это — новый виток в развитии и новые возможности. Вот и не верь после этого, что многое в жизни зависит от решительного настроя и от силы характера.
Комментарий
Татьяна Бочарова, руководитель агентства развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края:
— Мы много общаемся с представителями бизнеса и часто слышим от них запрос на информирование о мерах господдержки, на обучение различным направлениям деятельности. В дни предпринимательства наши коллеги и партнёры постарались задействовать федеральных экспертов, у которых сконцентрировано много полезных сведений, и региональных — которые опираются на собственный опыт, на специфику бизнеса именно в местных условиях. В основном спикерами были действующие предприниматели, которые точно знают, какие трудности на каких стадиях нужно преодолеть, и поэтому говорят с аудиторией на одном языке и строго по делу.