Новости
Как обучать детей правилам?
Довольно часто можно слышать, как взрослые, вместо объяснения определенных правил поведения, просто запугивают детей: “Не смей брать спички — иначе все сгорим!”. Не каждый ребенок может увидеть связь между коротенькими палочками, которые так забавно вспыхивают, если ими провести по коробку, и страшным пожаром. И тут вступает в действие закон о запретном плоде. Так как же поступать правильно?
Елена ГРЕБ, ведущий специалист отдела первичных мер пожарной безопасности управления гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности считает, что правильнее всего как можно чаще привлекать внимание ребятишек к тем или иным фактам.
Например, по улице быстро едет пожарный автомобиль. Куда он мчится? Почему так сильно гудит сирена? Зачем она нужна? Ребенок постепенно начнет понимать: где-то бушует пламя, может быть, горит жилой дом, люди могут остаться на улице. Сирена — для того, чтобы все понимали, что машина едет на пожар, и пропускали ее, ведь нужно спешить. Потом возникнет вопрос: а отчего получается пожар? Это можно наглядно показать где-нибудь на природе. Выбрав безопасное место и имея под рукой запас воды, показать, как от подожженного тополиного пуха загорается трава, огонь разбегается во все стороны. То же самое (в разумных пределах) проделать с плохо затушенным костром и рассказать, как большой пожар выгоняет из леса животных и птиц. Где-нибудь на даче или в деревне наглядно продемонстрировать, зачем перед печкой лежит железный лист, выкатив на него уголек. То есть нужно именно объяснять, связывать причину и следствие, а не просто строго-настрого запрещать.
Следующий шаг — разъяснения о том, как действовать, если что-то загорелось. Здесь есть свои методики, которыми специалисты делятся с преподавателями ОБЖ. Существует масса прекрасной наглядной агитации по этой теме. Выпускают сейчас даже специальные тетрадки для первоклашек с правилами пожарной безопасности, преподнесенными специально для детей этого возраста, — доступно и интересно. Елена Греб рассказывает: после полугода обучения для первоклассников, которые занимались с такими тетрадками, устроили специальную викторину, выяснилось, что маленькие школьники (теоретически, конечно) вполне усвоили правила ПБ. И вообще, когда с детьми ненавязчиво, но постоянно говорят о возможной проблеме, они все “впитывают”, пусть не с первого или второго, но уж с десятого раза — точно. И в детских садах, где работа поставлена нормально, пятилетние ребятишки уже твердо могут ответить, что нужно делать, если в квартире вдруг загорелся телевизор.
Кстати, говорит Елена Петровна, в школах сейчас работа поставлена неплохо: если раньше ОБЖ преподавали учителя физической культуры или труда, то теперь этим занимаются педагоги, специально подготовленные в профильных вузах.
И еще об одной проблеме. Как ни странно, именно осенью, после каникул, в последние годы отмечается немало несчастных случаев из-за… пиротехники. Фейерверки, петарды и прочие взрывалки продаются круглый год, не только перед новогодними праздниками, а у детей после летнего отдыха слишком много энергии… Некачественная китайская “бомбочка” вполне может стать причиной того, что ребенок опалит лицо, обожжет руки. Родителям стоит серьезно подойти к этому вопросу.