Наука и образование

Как воспитывается патриотизм у детей

Настоящий патриотизм начинается с гордости за свою школу, район и город.

Как воспитывается патриотизм у детей

Одна из важных педагогических задач — воспитать из ребёнка гражданина и патриота. Этот процесс всегда начинался в школе. Но, к сожалению, за последние десятилетия очень многое изменилось: другими стали приоритеты, идеалы, сами дети и даже учителя. Нет организаций, которые бы помогали воспитывать ребят, нет героев, на которых можно равняться. И всё же существует действенное средство, помогающее сформировать у детей нужную позицию и навыки полезной деятельности. Это — работа, связанная со школьным музеем.

Конечно, сегодня есть разные способы привлечь и увлечь детей. Очень здорово, что возродили Пост № 1. Всё более популярной среди молодёжи становится в нашем крае Вахта Памяти, сегодня насчитывается уже более 20 поисковых отрядов. Там ребята начинают осознавать свою значимость, они видят результаты своей деятельности, новыми глазами смотрят на мир. Очень нравится им волонтёрское движение, проектная работа. Но по большому счёту занимаются этим единицы. Как добиться перемен?

Прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, ученик должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, района, города, знать их историю, активно участвовать в их жизни. Здесь и может помочь школьный музей — через самые разнообразные формы работы.

Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники, уроки. Но делать это надо во имя будущего. Жизнь продолжается, и по-прежнему нужны людям доброта и любовь — к Родине, своим родным и близким. Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности — эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению. Любой музей, а особенно школьный, — именно то место, где лучше всего идёт процесс утверждения этих ценностей, которые в конечном счёте и делают из молодого человека патриота.

Патриотизм — это уважение и любовь к стране, в которой ты живёшь. В наше время патриотизм стал терять свою популярность, и у нового поколения появились новые приоритеты. Современная молодёжь в наше время больше уважает чужую страну. США воспринимается серьёзнее России. Мы должны это исправить, это неправильно. Наша цель — привить патриотизм новому поколению, чтобы в будущем наша страна процветала и стала мировой державой…”. Это написала ученица десятого класса, которая принимает активное участие в жизни школы. Есть дети, которые правильно всё понимают. Но, конечно, не все. В том-то и состоит задача — направить их в нужное русло.

Считаю, что школьники должны воспитываться на самостоятельности. Взрослым не стоит стараться принимать за них все решения. Только тогда они научатся уважать людей труда, будут сами работать не только ради денег. Будут способны решать свои проблемы и помогать другим людям. А нам надо учиться у молодёжи новым технологиям! Быть рядом с ними, а не против них.

Сегодня необходимо научить детей чувствовать, думать и творить. А это возможно в музейной деятельности.

Мы, ветераны Советского района, организовали конкурс школьных музеев. Как много ценного и интересного хранится в них! В школе № 1 — музей Василия Сурикова. В нём много по-настоящему ценных экспонатов. Не каждый краевой музей может такими экспонатами гордиться: макет печки, предметы быта Сибири, забытые сегодня игры и игрушки, запах эпохи. И многое-многое другое…

В школе № 7 — музей “Древо жизни”, здесь ребята серьёзно занимаются историей собственных семей, очень интересно рассказывают про своих родных, показывают семейные реликвии “Истории из шкатулки”, “Ваза пожеланий”, демонстрируют творчество родственников.

К научно-познавательному направлению относится работа творческих объединений школы № 152 “Музей истории Советского района” и “Гвардейский”, которые знакомят детей с прошлым и настоящим родного района, города и края, развивают способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности и способствуют воспитанию самостоятельности и инициативы.

А музей художника Андрея Поздеева в школе 69? Ему уже 20 лет! Вся школа является музеем. Каждый уголок здесь рассказывает о художнике, о связи с Японией, о творчестве ребят школы. В музее вы можете примерить национальную одежду Японии, попробовать национальные блюда, порисовать.

Неоспорима роль музеев в изучении истории, в частности истории Великой Отечественной войны. Главная задача здесь — воспитание чувства сопереживания, соучастия к судьбам людей, отдавших жизнь за Родину, и к тем, кто остался жить и живёт рядом с нами.

У музея свой язык — язык музейных реликвий: документы, вещи, книги, грамоты, оружие. Безмолвные свидетели прошлой жизни, они пробуждают добрые, неведомые ранее чувства, оживают во время экскурсий, уроков, встреч, праздников, наполняя чувством гордости и любви к своему народу, к Родине. Музей — книга памяти всего ценного из того, что было, которая передаётся, как эстафета, поколениям нынешним и будущим.

Возможность школьного музея синтезировать разнообразные направления в работе помогает во всестороннем развитии личности воспитанника, в формировании его духовного мира. О каждом можно много написать, но лучше самим увидеть и окунуться в атмосферу памяти, уважения и любви.

Светлана СИДОРОВСКАЯ

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА