ЖКХ и благоустройство

А ты готов доплатить за парк? Как уютный сквер может помочь с пополнением городской казны

"Городские новости" поговорили с урбанистом Константином Гараниным о будущем Красноярска.

А ты готов доплатить за парк? Как уютный сквер может помочь с пополнением городской казны

Константин Гаранин — один из самых маститых отечественных специалистов в области территориального маркетинга. Он читает лекции в ведущих экономических вузах страны, пишет статьи, ведёт мастер-классы, недавно стал членом экспертного совета при правительстве России. Самое главное — на счету его компании десятки успешных проектов по созданию и реализации стратегий социально-экономического развития городов и даже целых регионов. Так что поговорить с таким экспертом о будущем Красноярска было интересно и полезно. Сразу скажу: готовых рецептов получить не удалось.

Сохранить и преумножить

Первый мой вопрос руководителю столичного Центра территориального маркетинга наверняка задают себе многие красноярцы: “Так ли уж необходимо такое массированное комплексное благоустройство в нашем городе?” Слов нет — красиво, удобно, приятно, но, может быть, стоило потерпеть и направить деньги на решение других, более “шкурных” проблем?

— Все нормальные люди ожидают, что качество городской среды будет соответствовать стандартам, которые они себе представляют, — отмечает Константин Гаранин. — В связи с этим обычная позиция местных властей — мы живём здесь и сейчас — логична и даже более выигрышна с точки зрения личного успеха. Однако город — это довольно инертная система, поэтому такой подход ведёт к стратегическому проигрышу. Да, сейчас мы создали все необходимые условия для хорошей жизни, но к будущему не готовились, а значит, в перспективе можем проиграть конкурентную борьбу. Что такое успешная конкуренция среди территорий? Это когда подавляющее большинство жителей не собирается переезжать в другой город или регион ни сегодня, ни завтра. В таком контексте понятие “благоприятная городская среда” перестаёт быть этакой абстракцией и становится вполне себе реальным экономическим фактором. Самый простой пример: многочисленное и успешное население — это регулярные налоговые поступления в муниципальный бюджет, которые к тому же постоянно растут.

Наше общее дело

— Когда мы обсуждаем перспективы какой-либо территории, мы всегда спрашиваем строителей, энергетиков, работников ЖКХ, представителей базирующихся там компаний: что вы делаете, чтобы ваш город хорошо выглядел на внешнем рынке? — продолжает эксперт. — Вам ведь тоже выгодно, чтобы человек не просто купил у вас квартиру, но и остался здесь — построил дачу, приобрёл жилье для детей и внуков. Вы бы в свою очередь создали для него всю необходимую для комфортной жизни инфраструктуру, обеспечили быт, образование, досуг. Если мы пришли к соглашению, что это наше общее дело, нужно выделить основные направления для развития города. Для этого необходима стратегия. Именно там должен быть ответ на главные вопросы: кем мы хотим быть и кого мы желаем или не желаем видеть в нашем городе. Так было в промышленном Лионе (Франция). Когда началась затяжная экономическая депрессия, его переформатировали в финансовый и образовательный центр — один из крупнейших в Европе.

Всегда есть решение

— Мы сейчас работаем с Петрозаводском (Карелия). Там поставлена задача создать креативный кластер для привлечения творческих людей, интересующихся культурой, искусством, историей, гастрономией. Нужно заинтересовать туристов не только из Москвы и Петербурга, но и балтийских стран — Норвегии, Швеции, Финляндии. Одна из точек притяжения в этом проекте — Петровский завод. Он уже давно заброшен, но снести нельзя — это объект исторического и культурного наследия. Интересная архитектура, удачное расположение.

Сейчас там идут переговоры с компанией, которая строит жильё недалеко от этого предприятия. Разговор у нас был такой: “Руины рядом с твоими домами создают негативный фон, и это очевидно сказывается на цене квартир. Если ты инвестируешь относительно небольшие деньги в реконструкцию завода под креативный центр, сможешь добавить к цене квадратного метра не менее 10 тысяч рублей”. Заинтересовали, потому что здесь видна экономика решения.

С моей точки зрения, то, что наши люди готовы покупать только дешёвое жилье, это миф. Мы же говорили на эту тему с самыми разными гражданами. Типичный диалог: “Хочешь недорогое жилье, которое с каждым годом будет не дешеветь, как обычно, а дорожать?” — “Хочу”. “А ты готов за это немного доплатить — за парк, за набережную, за разнообразие инфраструктуры, в том числе и креативной, за твоим окном?” Люди, как правило, быстро понимают, что они смогут отбить свои дополнительные расходы за счёт более высокой платы за аренду или растущей цены на жильё в новом центре города.

Мы в начале пути

— Нужно понимать, что любая трансформация большого города — это путь в десятки лет, — утверждает Константин Гаранин. — Мы в Челябинске только переговоры об общем видении его будущего вели девять месяцев. На мой взгляд, в Красноярске тоже началось движение в этом направлении. О будущем своего города активно думают и в мэрии, и в заинтересованных корпорациях, и среди населения. Сейчас у Красноярска есть стратегия социально-экономического развития до 2030 года, но пока это не рыночный документ. В первую очередь там нет позиционирования себя во внешнем мире. Между тем основная часть так необходимых всем ресурсов находится за пределами города или территории. Если мы хотим получать субсидии, людей, внебюджетные деньги, нужно точно понимать — кто мы и что предлагаем рынку.

Факт

Есть масса примеров, когда крупные компании предлагают необходимым специалистам довольно большие зарплаты при условии переезда в какие-нибудь условные Нижние Мотыльки. Персонал всегда набирают с огромным трудом — людей не устраивает среда обитания.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА