Новости

Что в вышивке тебе моей

Что в вышивке тебе моей

Что в вышивке тебе моей
Что в вышивке тебе моей

В каждом стежке славянского костюма — заклятие

Наряду с архитектурным и природным наследием человечества несколько лет назад на парижском заседании ЮНЕСКО были названы девятнадцать памятников нематериальной культуры, также являющиеся достоянием нашей цивилизации. В числе прочего почетные места в списке заняли музыка, театральное искусство, русское устное народное творчество и — вышивка. Ученые уже давно выяснили, что именно вышивка способствует улучшению памяти, особенно у пожилых людей, действует как отличное успокаивающее средство. Не зря девицы-красавицы прошлых веков часами сидели у окна с пяльцами.

По словам рукодельницы Любови Яныгиной, и сегодня в нашем городе немало вышивальщиц: “Каждая вторая женщина этим занимается”. Однако абсолютное большинство делают работы по готовым наборам, купленным схемам, не рискуя браться за авторские. Между тем даже на конкурсах, фестивалях вышивки картины, созданные по собственным рисункам, рассматриваются в отдельной номинации и ценятся гораздо больше.

— Конечно, самой разрабатывать схему, подбирать нитки и давать своей идее жизнь куда интереснее, — говорит Любовь Романовна. — Ведь в таком случае ты можешь вышивать темы, интересные именно тебе. Например, я очень люблю наш город, и мне нравится вышивать красноярские пейзажи. Я даже стала учиться рисовать, чтобы создавать авторские работы.

Не так давно Любовь Романовна участвовала в новосибирском фестивале вышивки, на котором было две номинации: “произведения великих художников” и “свободная тема”. Картины красноярки отлично прорекламировали наш город: она представила вышитую картину Андрея Поздеева, которая не только заняла первое место, но и стала символом фестиваля, и виды на набережную и остров Татышев.

Заниматься вышивкой наша героиня стала после тяжелой болезни, из-за которой долгое время была отрезана от окружающего мира. И именно творчество, наравне с поддержкой мужа и детей, помогло ей вернуться к жизни.

— Я росла в большой деревенской семье, и мама считала, что дочери должны уметь рукодельничать, поэтому вечером садились всей семьей и вышивали, шили, вязали, — рассказывает Любовь Романовна. — А уже будучи взрослой, когда болела, я стала брать частные уроки ткачества, потом перешла на вышивку. И теперь просто не могу без этого жить, вышиваю каждую свободную минуту, порой как наркоманка, запоем, по 14 часов в день.

Что в вышивке тебе моей
Что в вышивке тебе моей

Сейчас у Любови более ста работ, часть из которых раздарена друзьям, часть — хранится на балконе, а лучшие украшают стены квартиры. И, глядя на эти картины, понимаешь, насколько разноплановой и разностилевой может быть вышивка. Например, в комнате сына-студента, увлекающегося музыкой, красуются вышитые музыкальные инструменты и обнаженные девушки, в кухне — серия работ “посуда моего дома”.

Сейчас в планах рукодельницы вышить серию работ с изображением животных, причем так, чтобы в ней был виден контраст живого и неживого, а также — насколько животные уязвимы по сравнению с человеком, и что именно мы ответственны за природу. Первая картина из серии, с изображением жирафов, уже готова, она называется “Нежность”.

Особое направление в вышивке — отделка славянского костюма. Любовь Романовна увлеклась этим не так давно и сетует, что современные люди совсем не умеют “читать вышивку”. Хотя сегодня существует немало литературы, помогающей разобраться в этой старинной традиции.

— Еще в ХIХ веке в деревнях девушки вовсю вышивали, но не понимали уже значения рисунков, которыми украшали одежду, — говорит Любовь Романовна. — А в славянской мифологии каждый крестик что-нибудь да значит, нет ни одного случайного штриха.

Например, известная всем фигура, похожая на старославянскую букву “юс” и изображавшаяся на многих славянских платьях — это женское божество Мокошь, символизирующее соединение двух родов. Конь на Руси традиционно был символом богатства и трудолюбия, Раженица — богатого потомства. Поэтому девушка, вышивая их на свадебном рушнике, загадывала достаток своей будущей семье.

— Даже чередование пустот и стежков в вышивке не просто случайность — это снопы, — говорит Любовь Романовна. — Рушники в красно-черном цвете — символ бесконечности. Люди прошлого верили, что человек пришел на землю, уйдет с нее и снова придет. Считали, что душа бессмертна.

Иконопись через шитье

Вышивка икон для рукодельниц — процесс особый, за который возьмется далеко не каждая вышивальщица. Эта старинная традиция берет начало в православных женских монастырях и называется “иконопись через шитье”. Кроме того, согласно христианской истории, первая икона была именно тряпичной — известный сегодня Спас Нерукотворный.

Одна из самых знаменитых в нашем крае вышивальщица икон Елена Марчук рассказывает, что взялась за это кропотливое дело после одной выставки, на которой впервые увидела вышитую икону.

— Это была богоматерь Казанская. И настолько она меня поразила, что я, приехав домой в Лесосибирск, всем о ней несколько дней рассказывала, — вспоминает Елена. — А муж мне говорит: что ты медлишь, бери да вышивай. Но тогда мне это казалось невозможным: во-первых, я никогда раньше не вышивала, во-вторых, для верующего человека икону создать — это не так просто. Традиционно взяться за вышивку икон может только человек, ведущий благочестивый образ жизни, посещающий храм. Кроме того, иконы вышиваются исключительно во время постов и с молитвой.

Получив благословение духовного отца, Елена взялась за работу. И хоть уроков ни у кого не брала, все сразу начало получаться. Первой завершенной работой стала икона Николая Чудотворца, а сегодня уже на многих выставках вышитых картин есть иконы Елены Марчук.

— Со временем в работе появился прогресс: и стежок стал ровнее, и размеры картин больше, — говорит Елена. — Но я стала больше бояться вышивать лики. Не всегда получаются с первого раза. Поэтому работаю только по схемам, не рискую вышивать лик от себя.

Однако хорошие схемы найти почти невозможно. Большинство из продающихся для человека, разбирающегося в вышивке и религиозной символике, скорее — карикатуры. Ведь в иконописи, как нигде, много канонов. Должны быть учтены все нюансы, правильно подобраны цвета. Например, у Богородицы обязательно нужно вышить три звезды (во лбу и на плечах), как признак вечного девства, а ее покров может быть только вишневого или бордового цветов.

Работы свои Елена тоже не продает, хоть ее нередко об этом просят. Говорит, слишком много души в каждую картину вкладывает: “Например, про одну икону мне священник знакомый сказал, что у Богородицы печальный вид, и я подумала, что этой работе мое состояние передалось. У меня, когда ее вышивала, сложный период в жизни был”.

Но впоследствии рукодельница намерена свои работы раздаривать.

— Хотя у меня уже есть иконы, которые я подарила. Например, Николая Чудотворца, свою первую работу, отдала женщине, у которой серьезно болела дочь.

Все шестеро дочерей Елены вышивают, но пока только картинки, открытки. “Пусть ровные стежки для начала делать научатся, — говорит она, — ведь для того чтобы вышить икону, надо понимать ее значение”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА