Экономика
Александр Дроздов: "КрАЗ будет перестроен"
Половину старых корпусов снесут, на их месте построят новые.
Четыре алюминиевых завода Сибири, включая КрАЗ, уже в этом году начинают глобальную экологическую перестройку. Проект сложный, очень масштабный, подготовка к нему велась порядка 20 лет. Какие именно работа будут сделаны? Каким будет их результат для завода и для города? Об этом читателям «Городских новостей» рассказал заместитель директора алюминиевого дивизиона компании РУСАЛ Александр Дроздов.
Стоят с 1964-го
— Александр Сергеевич, грядущая реконструкция алюминиевых предприятий стала одной из главных новостей Красноярского экономического форума. Генеральный директор РУСАЛа Евгений Никитин в общих чертах объяснил, что именно планируется сделать. Но, учитывая значение КрАЗа для нашего города, хотелось бы знать подробности.
— Скажу так: мы фактически создаём кардинально новое производство, меняя всё. Это значит, что на территории Красноярского алюминиевого завода будут построены два новых больших корпуса. Они заменят половину из действующих в настоящее время 23 корпусов.
Напомню, что КрАЗ был построен в 1964 году. И все цеха, в которых сегодня мы производим продукцию, стоят ещё с того времени. Да, мы на протяжении длительного периода постоянно занимались модернизацией завода, за последние пять лет заменили все электролизеры, переведя производство на технологию “Экологический Содерберг”. Но это происходило в старых цехах, которые уже не в полной мере отвечают современным требованиям. Сейчас перед нами стоит амбициозная задача — построить новые корпуса под новейшие электролизеры. Цеха возведут уже по новым принципам и, самое главное, с новой, современной и экологичной технологией, разработанной инженерами РУСАЛа.
Расскажу о ней подробнее. В 2017 году на Саяногорском алюминиевом заводе были введены в опытно-промышленную эксплуатацию электролизеры РА-550, созданные нашими специалистами. Это позволило компании заложить новые стандарты в мировой алюминиевой отрасли: сократить расход электроэнергии и существенно снизить выбросы фторидов, до нуля убрать выбросы бензапирена. Не случайно использование этой разработки на сегодня признано эталонным решением в сфере электролиза алюминия, а переговоры о её приобретении ведут с РУСАЛом несколько компаний из разных регионов мира. Но для нас важно, чтобы электролизеры РА-550 были установлены именно на красноярском заводе. Это и будет сделано в ходе масштабной перестройки завода.
— Такой глобальный проект требует больших вложений. Неужели не было иного, более экономичного решения по модернизации предприятия?
— Ещё раз подчеркну: это не модернизация. Не улучшение существующего. Это полностью новое производство на месте старых цехов. Новое строим, старое демонтируем. Я хочу сказать, что и металлурги, работающие в городе, и все красноярцы давно уже стоят перед дилеммой: как, с одной стороны, сохранить завод, рабочие места и налоги, а с другой — сократить вред, который наносит алюминиевое производство экологии города. И добиться этого позволит кардинальная перестройка. Конечно, принятое нами решение потребует очень больших вливаний. Только для КрАЗа это порядка 85 миллиардов рублей.
Все места сохраним
— Давайте поговорим о сроках предстоящей реконструкции завода. Когда она начнётся и насколько затянется?
— В настоящий момент мы занимаемся предпроектными работами. Сам проект будет готов в течение двух лет, и с 2023-го мы планируем начать строительство новых корпусов, а потом постепенный снос старых. Пик инвестиций придётся на 2023–2027 годы. До конца 2028-го планируем реализовать этот проект.
— А во время реконструкции количество подрядчиков должно увеличиться…
— Да, эти работы потребуют создания дополнительных рабочих мест. Прежде всего для строителей. На период сноса старых и возведения новых корпусов — а это минимум пять лет — мы планируем закрыть порядка двух тысяч новых вакансий.
В целом хочу напомнить, что на красноярской промплощадке работает 10 тысяч человек, и ещё порядка 40 тысяч — это подрядчики завода: которые обеспечивают предприятие всем необходимым, начиная с продуктов питания и одежды и заканчивая транспортным обслуживанием и энергетическим поставками.
— Как во время реконструкции будет работать предприятие? Ведь вам придётся закрывать цеха, а значит, уменьшать объём выпуска продукции и сокращать число рабочих.
— Никто не собирается ничего уменьшать и сокращать. Мы планируем дать старт строительству на имеющейся у завода свободной территории. По мере введения в эксплуатацию новых электролизеров будем останавливать и сносить старые цеха, а на их месте возводить новые. То есть производство не остановится: мы не увеличим количество выпуска алюминия, но при этом не планируем никаких сокращений. При этом, как я уже сказал, добавятся вакансии для тех, кто будет заниматься реализацией нашего масштабного проекта, обслуживать его. Это будет большой заказ для наших подрядчиков и по металлоконструкциям, и по остальным видам строительно-монтажных работ.
Эффект кумулятивный
— Вы сказали, что компания планирует вложить в реконструкцию огромные деньги. Насколько эффективными будут такие инвестиции для предприятия и для красноярцев?
— Главным будет эффект экологический. Технология РА-550 уже опробована в Саяногорске. Она проверена практикой. Мы убедились, что при применении этого метода выбросы по бензапирену снижаются до нуля, по фторидам — в 3,5 раза. Проведя на КрАЗе модернизацию предыдущего этапа, перейдя на “ЭкоСодерберг”, мы и так снизили на40 процентов воздействие на атмосферу Красноярска. Однако важно сократить до минимума именно выбросы по бензапирену и фторидам— пусть в абсолютных цифрах они и сейчас не такие большие.
Также реализация этого масштабного плана создаст дополнительный кумулятивный эффект для экономики. Не зря красноярский губернатор сравнил наш проект по масштабам с Универсиадой. Реконструкция алюминиевых предприятий — это не только рабочие места для строителей, но и дополнительные заказы, которые получат сотни российских предприятий и организаций, в том числе средний и малый бизнес. Как следствие, вырастут и налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Ну и ещё очень важный момент: мы сейчас говорим о КрАЗе, но таким же образом будут перестроены ещё три завода в Сибири. Это наши ближайшие соседи: Братск, Иркутск, Новокузнецк. Так как реконструкция будет вестись по единому сценарию, мы можем делать большую часть работ из Красноярска. А это опять же положительно скажется на экономике города.
— Но не может быть такого, чтобы при реализации подобного проекта не было никаких проблем.
— Да, проблемы есть. Так, мы уже сейчас понимаем, что нам не хватает специалистов для такого промышленного строительства. Нужно их готовить, и мы будем этим заниматься. Это тоже в конечном счёте станет плюсом для экономики города, судьба которого очень волнует всех представителей компании, ведь Красноярск, по сути дела, — это столица для РУСАЛа.
— Все уже в курсе решения правительства РФ ввести экспортные пошлины на вывоз металла. Не помешает ли это программе перестройки завода?
— Сейчас все металлургические компании, включая РУСАЛ, пытаются подсчитать, сколько дополнительных средств потребуется с учётом, что размер госпошлины — 15 процентов от стоимости продукции. Но в любом случае мы в РУСАЛе сохраним все свои социальные программы, выполним взятые на себя обязательства. Мы просто обязаны это сделать! Если потребуется, увеличим объём заимствований. Госгарантии пока только обещаны нам. Цель РУСАЛа— несмотря ни на что, построить новые мощности взамен старых.
Акцент
Как показала практика, разработанные специалистами РУСАЛа электролизеры РА-550 компактнее и экологически эффективнее, чем агрегаты предыдущих поколений. В ходе промышленной эксплуатации они продемонстрировали лучшие в отрасли характеристики. При силе тока 530 кА выход по току составляет 95,8 процента, а расход электроэнергии — 12 897 кВт*ч на тонну алюминия. При этом выбросы фтора составляют 0,21 килограмма на тонну металла.
А тем временем...
Министр экономического развития России Максим Решетников заявило намерении правительства с 1 августа по 31 декабря ввести пошлины на экспорт чёрных и цветных металлов и металлопродукцию. 25 июня вышло соответствующее постановление. Чиновник объяснил необходимость такой меры повышением мировых, а вслед за ними и российских цен на металлы. Это вызвало негативную оценку у основных игроков рынка. Например, совладелец и председатель совета директоров “Северстали” Алексей Мордашов так прокомментировал новшество: “Хотелось бы надеяться, что эти меры существенно не затруднят доступ нашей продукции на мировые рынки, на которых и так действуют серьёзные ограничения для российских металлургических компаний”. По его мнению, мировые цены на сталь только вырастут. По оценкам экспертов, через экспортные пошлины власти планируют изъять у металлургов около 160 млрд руб. Аналитики “АТОНа” подсчитали, что РУСАЛ, наиболее уязвимый из всех игроков сектора, может потерять существенную часть прибыли и потерять до 27 процентов EBITDA, НЛМК — 18 процентов и Evraz — 16 процентов.
Досье
Александр Дроздов
Дата рождения: 1 ноября 1970 года.
Образование: в 1993 году окончил Красноярский госуниверситет по специальности “Правоведение”, в 2004-м — спецкурсы Академии экономической безопасности МВД России, в 2014-м — спецкурсы Службы внешней разведки.
Работа: 1993–2016 годы — служба в правоохранительных органах. Генерал-майор полиции в отставке. Награждён государственными наградами — орденом Почёта и медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” второй степени. В 2016 году вышел в отставку по выслуге лет, с тех пор работает в РУСАЛе. Депутат Красноярского городского Совета.
Семья: женат, трое детей.