Новости
Страховой пассаж
За чей счет увеличат выплаты для пострадавших пассажиров?
“Сообщение о катастрофе пассажирского поезда “Невский экспресс” потрясла всех жителей страны. И, когда прошел первый шок после трагедии, возник вопрос: а что будет с теми людьми, которые стали невольными участниками этих событий? Какую компенсацию получат они после перенесенных моральных и физических травм? Я слышал, что сумма выплат была не такой уж большой, однако в будущем ее намереваются увеличить. Правда ли это?
С уважением, Евгений Дарсин”
Трагедия, произошедшая 13 августа, действительно шокировала многих. А еще заставила серьезно задуматься ответственные министерства и ведомства. Причем не только силовые, потому как озвученная сумма компенсации всем пострадавшим (а это, между прочим, 26 человек) стала не меньшим потрясением, чем информация о самом крушении. В официальных релизах страхового общества “ЖАСО”, являющегося монополистом в сфере страхования пассажиров поездов, заявлено, что каждому из них будет выплачено до 12 тысяч рублей: сумма зависит “от тяжести полученных травм”. Компания также напоминает, что все пассажиры поездов дальнего следования имеют обязательную страховку. Ее стоимость — 2 рубля 30 копеек — включается в цену билета. Пассажиры, которые оплатили также полис добровольного страхования “ЖАСО”, могут получить до 250 тысяч рублей, а также компенсацию стоимости лечения и медикаментов.
Реакцией на эту информацию стало сразу два заявления высоких чиновников. Так, обсуждая последствия крушения, первый вице-премьер Сергей Иванов поручил Минтрансу подготовить предложения по увеличению до мирового уровня сумм страховых выплат для пострадавших в результате катастроф на всех видах транспорта, включая железнодорожный. А неделей позже на заседании правительства глава Минтранса Игорь Левитин заявил, что его ведомством уже подготовлен проект закона о повышении лимита ответственности страховщиков до 2 млн руб. (порядка 75 тысяч долларов) перед пострадавшими и родственниками погибших в авиакатастрофах, а также при других несчастных случаях, ответственность за которые несут авиакомпании. (Отметим, что в настоящее время в соответствии с Воздушным кодексом РФ максимальная сумма страховки при авиаперевозках составляет 100 тыс. руб.) Кроме того, министр заявил, что нынешняя сумма компенсации на железнодорожном транспорте — те самые 12 тысяч рублей — “несоизмерима с мировыми”. А посему можно ожидать, что и сумма выплат подрастет и в данном секторе. Во всяком случае, начальник отдела общественных связей Минтранса Тимур Хикматов в своих комментариях отметил не только то, что законопроект о повышении максимального размера страховых выплат для авиаперевозчиков уже направлен в правительство и намечен к рассмотрению в осеннюю сессию парламента, но и высказался буквально на злобу дня: “Минтранс будет добиваться, чтобы размер выплат в 2 миллиона рублей распространялся на все виды транспорта”.
Идея о возмещении ущерба каждому человеку, попавшему в транспортную катастрофу, не нова. Потому-то ее уже успешно (или не очень) воплотили в большинстве стран мира, в том числе и в России. И главным инструментом компенсации стало, естественно, страхование.
Использование возможностей страховщиков — вполне логичный выход, ведь, согласитесь, установить виновника крушения, дабы предъявить ему иск и стребовать деньги на лечение, не так-то просто. К тому же, у негодяя, по халатности допустившего непоправимое, просто может не оказаться необходимой суммы. А еще в некоторых случаях причиной катастрофы являются стихийные бедствия — оползни, ураганы, извержения вулканов. Тогда и судить некого, ну, разве что синоптиков. Наконец, крушение того же “Невского экспресса” сегодня многие связывают с терроризмом, и если версия подтвердится, то наказать виновников деньгами будет практически невозможно.
Страхование же гарантирует возмещение независимо от того, по чьей причине был нанесен ущерб здоровью пассажира. Правда, чтобы получить выплату, необходимо сначала внести энную сумму, купить полис, который даст гарантию компенсации. Учитывая же такую особенность нашего национального менталитета, как фатализм, подчас граничащий с пофигизмом, а еще неистребимый оптимизм (мол, со мной ничего плохого произойти не сможет), поверить в то, что все русские путешественники станут в срочном порядке себя страховать, невозможно. Увы, но большинству наших соотечественников такого рода услуги можно лишь навязать. Что и было сделано.
7 июля 1992 года первым президентом России Борисом Ельциным был подписан Указ © 750 “__Об обязательном личном страховании пассажиров”. __Этот документ обязал покупать полис всех пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов и экскурсантов, совершающих междугородные экскурсии по линии туристическо-экскурсионных организаций.
С одной стороны, проблема была решена, страна принудительно защитила своих граждан рыночными методами. Однако действительность оказалось не столь однозначной. Данный Указ восприняли “на ура” далеко не все, ведь не случайно на протяжении пятнадцати лет его не раз и не два пытались отменить. Причина неприятия правового акта кроется в его противоречии Гражданскому кодексу (“обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону”) и статье 3 Закона “Об организации страхового дела”, закрепляющей условия и порядок осуществления обязательных видов страхования. В прошлом году начальник отдела регулирования страховой деятельности Минфина Василий Олимпиев заявлял следующее: “Уже подготовлено предложение об отмене указа, проект документа согласован с ФАС и направлен на согласование в Минтранс”.
Наверное, если бы предложение финансистов прошло, большинство пассажиров, пострадавших при крушении поезда “Невский экспресс”, не получили бы и той небольшой компенсации, которую выдало им страховое общество. Потому что, повторимся, перестраховываться не в наших правилах, и тратить деньги, даже смешные, на возмещение ущерба, который маловероятен, никто и не станет. Но указ Ельцина напор выдержал.
В то же время чаяния финансистов тоже можно понять. Дело в том, что компании, страхующие жизни пассажиров железнодорожного и воздушного транспорта, по большому счету используют законодательство для получения сверхприбыли. По данным Росстата, самым “кровавым” в новейшей истории нашей страны был год 1994-й, когда в железнодорожных катастрофах погибло порядка 30 человек. А в 2004 году за год погибло всего 10 человек, и это притом, что услугами железной дороги воспользовались 1,335 миллиарда. Размер компенсации составляет всего 0,008 процента от суммы собранных страховых премий.
Возможно, в этих рассуждениях есть своего рода лукавство: не учтены затраты на возмещение здоровья, но даже если принять в расчет и их, все равно выходим на сверхприбыль: количество раненых превышает количество погибших всего лишь вдвое, исходя из тех же данных Росстата. Сделав соответствующие подсчеты, аналитики приходят к выводу, что даже при самом худшем раскладе страховщик потратит не более 0,02 процента от суммы страховых премий. Согласитесь, что при таких доходах оставаться вне поля критики просто невозможно.
А теперь стоит представить, что случится, если размер возмещений будет законодательно увеличен в разы? По мнению крупных игроков, это приведет к некоторому переделу на страховом рынке. “Скорее всего, страхованием на транспорте смогут заниматься только самые крупные компании, способные возложить на себя такую финансовую нагрузку”, — полагает директор дирекции по работе с корпоративными клиентами страховой компании “МАКС” Борис Никульченков. Сами же пассажиры, для которых все это и затевается, по словам представителей бизнеса, получат лишь дополнительную социальную защищенность.
Однако аналитики рынка уже сегодня прогнозируют значительное повышение цен на билеты — в случае, если предложенный Минтрансом законопроект будет принят. Потому что страховщики уверенно заявляют, что заработает данный правовой акт только в том случае, если государство позволит компаниям увеличить сборы, а иначе большинство из них просто выйдут из этого сегмента. Учитывая приведенный выше финансовый расклад доходов, свидетельствующий о практически стопроцентной прибыли в данном секторе, принять рассуждения о росте стоимости страховки довольно сложно.
Наконец, есть мнение о том, что в случае принятия закона может значительно сократиться количество участников транспортного рынка. Особенно пострадают малые и средние компании, что сможет привести к “перетеканию” пассажиропотока с одного вида транспорта на другой. Но говорить о резком изменении цен на билеты пока рано, так как еще не известно, какие условия будут прописаны в законе, да и финансовый резерв у страхователей, работающих в данном сегменте, очевидно, имеется. Возможно, власть, разрабатывающая новые принципы защиты пассажиров от несчастных случаев и катастроф на транспорте, примет его во внимание.
Первый вице-премьер Сергей Иванов, давший толчок всем этим преобразованиям, поддержал предложение Минтранса по увеличению страховых выплат и поручил ведомству подготовить конкретные предложения, чтобы в ближайшее время рассмотреть их на заседании правительства. Будут ли они оформлены в виде отдельных законопроектов по каждому виду транспорта или дополнят уже существующий пакет указов и распоряжений, в Минтрансе сказать пока не могут. Станут ли усилия власти новым порогом защиты населения или приведут лишь к очередному оброку — тоже не ясно. Но всегда стоит надеяться на лучшее.