Городской совет

Первые битвы за горсовет

Многие красноярские политики начинали свой путь с участия в муниципальных выборах.

Первые битвы за горсовет

Представляем очередной выпуск проекта, посвящённого 25-летию Избирательной комиссии Красноярска. В прошлом выпуске мы подробно рассказали о самых, наверное, скандальных выборах новейшего времени, которые прошли в 2012 году. Тогда красноярцы решили, кто будет главой города, заодно смогли выработать стойкий иммунитет к чёрному пиару. А сегодняшнюю нашу публикацию мы посвящаем выборам в Красноярский городской Совет.

Ближе к людям

Хотя для многих жителей города значение выборов главы, возможно, имеет приоритетное значение, но справедливости ради подчеркнём, что выборы городского Совета для муниципальной власти не менее важны. Более того, по накалу страстей, идеологическому и программному содержанию, интересным находкам кандидатов избирательные кампании в горсовет зачастую дадут серьёзную фору и мэрским выборам.

В первых четырёх кампаниях (с 1996 по 2008 год) горожане избирали 35 депутатов горсовета (17 — по спискам и 18 — по округам). С 2013 года, после изменений, внесённых в избирательное законодательство, прибавился ещё один мандат по спискам. Сегодня в городском Совете работают 36 депутатов. Для многих красноярских политиков участие в муниципальных выборах стало важнейшей вехой в биографии, суровой школой, где им пришлось сдавать очень трудные экзамены своим землякам. Один из самых ярких политиков Красноярья Алексей Клешко, ставший в 1996 году депутатом первого созыва горсовета, не даром считал муниципальный парламент настоящим политическим университетом. Не случайно говорят, что депутаты-муниципалы ближе к людям. При этом когда они решают какие-то проблемы, то это сразу видно в позитивных изменениях в твоём любимом городе.

Выбирали девять месяцев

Депутатов горсовета Красноярска горожане четыре раза (с 1996 по 2008 год) избирали одновременно с главой столицы края. Совмещение накладывало серьёзный отпечаток на содержание и стилистику избирательных кампаний, поскольку они оказывались фактически двумя сторонами одной “муниципальной” медали. Например, Пётр Пимашков, который 15 лет был мэром Красноярска, прекрасно понимал, что для успешной работы администрации города необходима поддержка представительной ветви власти. Это обстоятельство обуславливало то, что зачастую предвыборные программы избирательных объединений и партий сопрягались с идеологической платформой и планом действий их лидеров, претендовавших на пост главы города.

Впрочем, в первой избирательной кампании такие нюансы ещё были на периферии общественного внимания. Для подавляющего большинства участников выборов опыт был первым, и он оказался крайне полезным для будущих кампаний.

Примечательно, что из-за особенностей избирательного законодательства формирование первого состава горсовета длилось девять месяцев! Дело в том, что для победы кандидату в одномандатных округах нужно было набрать не просто более половины голосов избирателей, пришедших на выборы. Для признания выборов состоявшимися требовалось, чтобы в голосовании приняли участие не менее 25 процентов избирателей, имевших право голоса в этих округах. Ни одному кандидату-одномандатнику не удалось безоговорочно победить 8 декабря 1996 года! Были и вторые, и даже третьи туры выборов. Этот факт ярко характеризует остроту борьбы за мандаты. К тому же явка на повторных выборах была невысокой, что вынудило Заксобрание в 1997 году отменить 25-процентный порог.

В результате многомесячной эпопеи первый созыв горсовета получился довольно пёстрым. В нём оказались и демократы первой волны, и сторонники Петра Пимашкова, и приверженцы популярных в середине девяностых годов федеральных политиков Александра Лебедя и Григория Явлинского. Первое место занял избирательный блок “За Пимашкова, порядок, честность и справедливость” (25,14 процента). Почти на девять процентов отстал от него избирательный блок “Поддержка Александра Лебедя за правду и порядок”. Бронзу завоевала КПРФ. Всего пятипроцентный барьер, необходимый для получения депутатских мандатов, преодолели семь избирательных объединений. Этот показатель до сих пор остаётся непревзойдённым.

Начало противостояния

Выборы в горсовет 2000 года ознаменовали начало противостояния между командой, близкой руководству города, и противниками власти, которых объединила крайне неоднозначная фигура бизнесмена Анатолия Быкова. Борьба шла с переменным успехом. В первом поединке в едином округе первенствовал “Блок Анатолия Быкова”, за которого проголосовали 40,54 процента красноярцев, пришедших на избирательные участки. Всего шесть процентов уступил ему блок Пимашкова “За Красноярск!”. Проиграв в едином округе, сподвижники градоначальника нанесли своим оппонентам жесточайшее поражение в одномандатных округах, выиграв их за явным преимуществом. В результате большинство во втором созыве горсовета составили депутаты из блока “За Красноярск!”. “Коммунисты Красноярска” от лидеров сильно отстали, набрав менее 10 процентов. Остальные четыре избирательных объединения и блока выступили совсем неудачно, даже не преодолев пятипроцентный рубеж. Важным результатом выборов — 2000 стала оглушительная неудача избирательного объединения “Честь и Родина”, близкого губернатору Александру Лебедю. Его сторонники заняли последнее место. Это фиаско стало тревожным звоночком, предвещавшим тогдашнему руководству региона большие проблемы и на региональных выборах.

Во многом сценарий избирательной кампании 2000 года повторился через четыре года. Вновь по единому округу успех праздновали сторонники Анатолия Быкова, которые шли в горсовет в составе избирательного блока “С верой и надеждой!”. Серебро завоевал блок “За Красноярск!”. И опять за счёт побед в одномандатных округах сторонники Петра Пимашкова смогли удержать контрольный пакет голосов в третьем созыве горсовета. В 2004 году пятипроцентный рубеж преодолели ещё три избирательных объединения — “Женщины родного Красноярья”, КПРФ и “Родина.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА