Новости
Плесните тишины
Плесните тишины
Находясь в изгнании на острове святой Елены, Наполеон писал: “В российской кампании у моего войска было два главных врага: морозы и русская военная музыка”. Действительно, французы панически боялись залихватских русских песен про соколиков и красну девицу, не понимая, зачем так орать, да еще и на морозе — ведь губы трескаются, а это не гламурно. Не холод и не русский дух погубили войско Бонапарта — российская музыка. Французскому уху, едва прикрытому кроличьим треухом, было мучительно больно воспринимать все эти фистулы и рулады, они ежились, потели и, возможно, даже плевались, поскольку чувствовали себя крайне неуютно в чужом музыкальном мире. Музыкальные пытки продолжались до тех пор, пока французы не капитулировали, тем самым признав, что нет страшнее испытания для тонкой душевной организации, чем неприличные звуки.
Доставалось в свое время и российскому офицерскому составу. Вот, например, Николай I не любил композитора Глинку. И так сильно, что приказал заменять гауптвахту для провинившихся офицеров посещением оперы “Руслан и Людмила”. По свидетельствам современников, блестящие пуговицы с мундиров бравых военных начинали осыпаться примерно в момент выхода дядьки Черномора со всеми тридцатью тремя своими помощниками из моря — в зале не хватало кислорода.
Традиции музыкальных пыток в наши дни взяла на вооружение американская военная спецура. В арсенале — рок, рэп и попса. В тюрьме на базе Гуантанамо, где содержатся захваченными в ходе операций в Ираке боевики “Аль-Каиды”, музыка орет весь день. Для того чтобы склонить преступников к задушевной беседе, во время допросов включают на полную громкость композиции Эминема и покойного Тупака Шакура. Им подпевают музыканты “Металлики” и брутальный Мерилин Мэнсон. Правозащитные организации неоднократно обвиняли США в нарушении прав заключенных и требовали закрыть военный лагерь, однако пока уровень громкости в застенках остается на прежней отметке.
Выдвигают свои требования и участники Гринпис. Они, как известно, за права животных. Например, собак породы пинчер, у которых в зависимости от мелодии кровяное давление может меняться на 70 миллиметров ртутного столба! А кабаны? Эти гиены баварских кукурузных полей? Они же ненавидят лютой ненавистью Бритни Спирс! Настолько, что предпочитают оставаться голодными. Охота на эту породу диких свиней запрещена в Германии, так как они относятся к очень редкому виду и находятся под защитой государства, но хрюндели так расплодились, что начали своими набегами наносить серьезный ущерб сельскохозяйственным угодьям. И тогда колхозники из Дойчланда прибегли к звуковой атаке. Мадонна в этом деле не помогла, как и Робби Уильямс, но оказалось, но при звуках спирсовской “Oops!...I Did It Again” кабаны в панике убежали в лес. Мыши вот тоже пострадали. Британские ученые накачали экстази лабораторных мышей и давали им слушать группу Prodigy или классические произведения Баха. В первом случае мыши умирали чаще. И наркотики здесь, по заверениям ученых, совершенно ни при чем.
А при чем здесь вот какая штука. В прошлом веке было доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку живого организма с помощью электромагнитных волн. Под воздействием музыки у любого живого существа могут изменяться кровяное давление, частота сердечных сокращений, ритм и глубина дыхания, вплоть до полной его остановки. Одни музыкальные вещи успокаивают и даже ввергают в коматозное состояние и паралич, а другие заставляют паниковать. Неприятные звуки могут вызвать тошноту, спазмы желудка и даже испортить остроту зрения и вкусовых ощущений. Вот почему мы совершенно спокойно принимаем пищу под Седьмую сонату Бетховена и даже без сурдины воротит нас от Билана.
По восприятию фоновой музыки люди делятся на зависимых и чувствительных. На первых музыкальный фон действует как акустический наркотик. Он способствует повышению уровня адреналина, и у человека исчезает чувство тоски, одиночества, страха и неуверенности. Вспомните про шаманские ритуалы. С помощью ударов в бубен шаман достигает настолько измененного состояния психики больного, что начинает казаться, что он изрядно принял на грудь. Впрочем, так оно и есть, поскольку во время камланий со звуковым сопровождением у человека повышается уровень этанола — внутреннего природного алкоголя, вырабатываемого в небольших количествах в любом организме.
Для других людей любая музыка, звучащая на пляже или в поезде, неприятна: они предпочитают тишину. Но, с другой стороны, мы не можем долго находиться в абсолютной тишине, потому что все же кругом издает звуки: трещит, гремит, скрипит, говорит. Подает признаки жизни, в общем. Те же самые ученые утверждают, что если человека искусственно “погрузить” в абсолютную тишину, то он больше 40 часов не выдержит. В изоляции теряется чувство реальности и собственного тела, полностью истощается нервная система, возникают милые галлюцинации, давление скачет как теннисный мячик туда-сюда, туда-сюда, пульс пропадает вовсе.
Можете задать мне вопрос, к чему я все это. Владельцы ресторанов и кафе, где запретили подавать к столу в качестве гарнира музыкальную галиматью, заимствованную у современных эстрадных исполнителей, сегодня в жутком расстройстве: клиент не идет, доход, соответственно, падает. А клиент, в общем, может, и не прочь был бы пообедать под музыку, но вот права выбора его лишили изначально. Как американские военные террористов из “Аль-Каиды”. Как баварские фермеры хрюшек. Как Александр I свой комсостав. И дело тут даже не в извечном противостоянии между “зависимыми” и “чувствительными”, о которых упоминалось ранее, не в правах человека и не в сомнительных музыкальных преференциях трактирщиков. Просто не делают нынче Сен-Сансов. “Пипл хавает” то, что ему жарят. Поэтому тишина должна быть в кафе. Да и в библиотеках тож