Новости
Не Сибирь, а Siberia
Не Сибирь, а Siberia
Красноярская биеннале выходит на новые пространства
Подготовка к самому крупному проекту Красноярского музейного центра вступила в свою финальную стадию — в 15 точек Красноярского края отправились знаменитые российские и зарубежные художники. Об их задачах и концепции седьмой Красноярской биеннале, открытие которой намечено на 17 сентября, рассказывает главный куратор проекта Сергей Ковалевский.
— Красноярский край, не говоря уже о всей Сибири — это гигантская территория для исследования. Ровно 300 лет назад был создан первый атлас сибирских городов. Его составил поэт, архитектор и картограф Семен Ремезов, живший в Тобольске. Мы решили возродить картографическую традицию, отдав дань “музейности” проекта, и обозначили тему биеннале, как “Чертеж Сибири”. По-английски тема звучит как Design Of Siberia. То есть задача проекта создать для Сибири современный мировой имидж, которого у этой территории пока нет. Для этого приглашаются художники, компетентные в современном искусстве.
Они отправляются в сибирские глубинки, чтобы вложить в свою работу, которую увидят посетители биеннале, опыт общения с местом. Жанрово они никак не ограничивались — то, что автор любит и умеет, то он и привозит. Главным фактором в выборе точек служили музеи. Они хранят память места, его историю и культуру. Музей предлагает свою коллекцию, с которыми работают некоторые участники. Другие взаимодействуют с самим местом. Например, Борис Марковников (Москва) едет в село Партизанское, чтобы построить там на поле современный монумент, посвященный гражданской войне. Село Хайдак, куда поехал красноярский автор Виктор Сачивко, хранит культуру и историю эстонского языка, которого уже нет в самой Эстонии. Художник организует вокруг себя местную детвору. Они вместе слепят миф этого эстонского поселения. Получится большая скульптурная композиция, сделанная руками детей — полноценный социально-коммуникационный проект.
Важно, что все работы, сделанные для биеннале будут возвращены на места, где они готовились. То есть проекты ожидает вторая жизнь.
На биенналее приглашен ряд представительных художников. Среди них, Юрий Аввакумов, звезда этого сезона Александр Пономарев, чьи работы можно увидеть в Венеции и Париже, он готовит для нас уличный проект социальной направленности. Приезжает перспективный, молодой художник из Словении, гражданин мира Матей Вогринчич. В Ливерпуле он сделал мощную инсталляцию на полу готического собора. Матей также в пространстве вокруг музея представит свое высказывание на тему биеннале.
Красноярск представят Виктор Сачивко и Александр Кузнецов. Причем последний выступит не в привычной роли фотографа, а в роли “видеоартиста”. Проект Кузнецова очень большой, но я надеюсь что мы сможем его реализовать. Главная идея — проехать по всему Транссибу и отснять каждый сантиметр в режиме нон-стоп. Камера движется вместе с поездом, после чего из отснятого материала будет сделан видеоарт. Сибирь представляют автор из Норильска Олег Осьмук, который сделал серию иконических досок, и иркутский художник Игорь Ширшков.
Мы старались сохранить баланс художников раскрученных, у которых уже есть имя, и тех кто еще молод. К первым относится Леонид Тишков — фантастический автор, который придумывает различные таблоиды. У нас он будет выставлять удивительную инсталяцию “Сольвейг”, которая, на мой взгляд, будет пользоваться самым большим успехом у зрителей. Она до предела открытая, понятная, чувственная и очень меланхоличная. Кстати, работы Тишкова находятся в одном из ведущих музеев современного искусства МоМа (Нью-Йорк). Небезызвестный Андрей Логвин хочет провести острый перфоманс на социальную тему. В нем отразятся взаимоотношения олигархов и Сибири. Мы такие проекты приветствуем, поскольку биеннале должна отразить полноценную картину состояния региона. Без лакировки. Новое поколение представит Дмитрий Каварга, который поехал в город Муравленко, на север Тюменской области. Кроме того, свои работы продемонстрируют берлинские художники Серджио Белинчон и Лиля Карбовска.
Для многих российских европейцев переехать через уральский хребет и попасть в мифическую страну, которой для них является Сибирь, очень волнительно. Не говоря уже он настоящих европейцах. Это своеобразный манок. Стефан Загмайстер, которого можно назвать дизайнером номер один в мире, в своем дневнике писал: “То, что мне нужно сделать в своей жизни до того, как я умру — встретить любимую девушку (зачеркнуто), открыть студию в Нью-Йорке (зачеркнуто), поехать в путешествие через Сибирь”. Он завелся с пол-оборота, когда узнал про биеннале, при всей своей звездной загруженности. Однако когда он предложил свой проект, мы поняли, что за отведенные сроки и при невеликой финансовой поддержке мы не сможем его реализовать. Договорились сделать на следующей биеннале.
Я думаю помимо всей тайги, тумана и так далее, здесь есть ощущение необычного пространства. Здесь пустота. В Европе очень тесно, люди хотят там выйти на другой тип измерения. Во многом к нам едут из-за этого.
Интересный проект предложили Александр и Ольга Флоренские. Александр известен в основном как отец “митьков”, но этого искусного мастера характеризуют совсем другие вещи. Флоренский выступил с идеей создания общества любителей живописи среди современных художников. Была разработана технология пленэра (франц. plein air — открытый воздух). Ничего нового в ней нет, но поскольку участие принимают художники продвинутые и актуальные, то проект должен получиться свежим и необычным. Тем более, что все будет проходить в суриковской усадьбе. То есть, это посвящение Сурикову, к которому художники относятся с большим уважением и почтением за его живописные открытия. Откроется проект 18 сентября, выставка будет проходить в амбаре. Все это означает, что биеннале шагнула за пределы здания и перешла в дом, где заложен корень креативности Красноярска. И это очень радует.
Для жителей Красноярска предстоящая биеннале — это масса нового чувственного опыта. Например, пол аванзала превратится в плот из горбыля. Представляете — 300 кв. метров, уложенные горбылем: кора, сучки, пахнущие тайгой. Когда человек насытился чувственным эффектом, тогда он открыт для восприятия инсталляций, фотографий, видео. Подчеркну, что среди тех работ, что будут выставлены, есть абсолютные хиты зрительской популярности. Медитативные, смешные, острые вещи. То есть человек получит опыт погружения в трехмерное пространство, пропитанное современным искусством. В рамках биеннале состоится показ фильмов-участников Канского фестиваля. Это, как известно, сливки современного искусства и экспериментального кино. Кроме того, выступит камерный оркестр из Польши, который привезет специальную сибирскую программу.
Логическим продолжением биеннале, которая завершится 18 ноября, станет трансроссийский проект “Немосква”, организованный Государственным центром современного искусства. Его участники проедут через Транссиб и в каждом городе будут устраивать джем-сейшен с местными художниками. У нас возможно проект пройдет прямо на вокзале.