Актуально
Кому нужно ставить прививки и когда закончится третья волна? Отвечаем на актуальные вопросы о коронавирусе
В редакции “Городских новостей” состоялась прямая линия, посвящённая теме пандемии.
Достаточно ли кислорода в стационарах края? Когда нужно проводить ревакцинацию от коронавируса? Должны ли выписывать бесплатные лекарства пациентам, которые лечатся от ковида дома? На эти и другие вопросы наших читателей ответила Марина Бичурина, заместитель министра здравоохранения Красноярского края. Прямая линия состоялась в редакции газеты. За час мы получили десятки вопросов от жителей города и края.
Почему не вводят локдаун?
Александр:
— Часто говорят — поражение лёгких столько-то. Что это значит? И какой показатель является критическим?
— Поражение лёгких — КТ-1, КТ-2, КТ-3 — это процент степени вовлечения лёгких в патологический процесс. Вирус сначала вызывает не пневмонию в истинном смысле, а пневмонит — так лёгочная ткань отвечает на инвазию вируса в альвеолы. Степень поражения лёгких видна на КТ.
Важно учитывать не только цифру по КТ, но и клинику — насколько оставшаяся часть лёгких компенсирует “выключенную” часть. Нет такого: КТ-2 написали — значит сразу надо в стационар. Необходимо смотреть показатель сатурации — опасен показатель ниже 92, — то, сколько дней держится температура, есть ли боли в грудной клетке. Решение принимается при учёте всех этих симптомов.
Критический уровень — КТ-4. Это практически тотальное поражение лёгких, когда не осталось воздушно-лёгочной ткани, которая может участвовать в газообмене. К сожалению, часто в таких случаях прогноз пессимистичный. Это не означает стопроцентный летальный исход, но мы понимаем, что помочь сложно.
Татьяна:
— Моя дочь на шестом месяце беременности. Нужно ли ей вакцинироваться или лучше надеяться, что так уже доходит? Чего от прививки больше будет — вреда или пользы?
— В первую и вторую волны у молодых людей, беременных женщин тяжёлые формы коронавируса возникали достаточно редко. Сейчас, к сожалению, констатируем: будущих мам, которые болеют ковидом, становится всё больше.
В связи с этим внесены изменения в инструкцию “Спутника”. Да, вакцина изобретена недавно, но за весь период её регистрации, клинических испытаний не было зафиксировано нарушений эмбрионального развития из-за введения этого препарата.
Учитывая существующий неблагоприятный эпидемиологический фон и тяжёлые последствия, которые вызывает коронавирус, сейчас “Спутником” рекомендовано вакцинировать беременных высокого уровня риска — будущих мам, страдающих заболеваниями лёгких, сердечно-сосудистой системы, ожирением.
Вашей дочери необходимо обсудить своё состояние с акушером-гинекологом. Если он посчитает, что прививка необходима, то направит её на вакцинацию в поликлинику по месту жительства.
Татьяна:
— Скажите, кто-то анализирует, насколько увеличилось количество пациентов с запущенными случаями других заболеваний? Ведь сегодня все силы брошены на борьбу с пандемией.
— Понимаю вашу тревогу. Конечно, такая статистика ведётся — ежемесячно, ежегодно. И, судя по полученным данным, сейчас в регионе нет резкого роста по другим заболеваниям. Но мы понимаем, что снижается доступность медицинской помощи; кроме того, некоторые пациенты опасаются ходить в поликлиники. Думаю, что по основным классам, например болезням системы кровообращения, в конце года могут быть какие-то изменения.
Лариса:
— Что такое сатурация, надо ли приобретать прибор для её измерения, чтобы он всегда дома был?
— Отличный вопрос. Благодаря пандемии у людей появились новые, специфические знания. Например, все узнали слово “сатурация”, раньше только реаниматологи работали с этим понятием.
Сатурация — насыщение крови кислородом. Это один из параметров, по которым можно сказать, всё ли в порядке в организме. Сатурация у здорового человека должна быть выше 95.
Прибор для измерения этого параметра называется пульсоксиметром. Сейчас — с учётом неблагоприятной эпидемиологической обстановки и не столь высокой стоимости аппарата — я бы порекомендовала иметь пульсоксиметр в каждой семье.
Ольга:
— У меня и у мужа есть прививки от коронавируса. Ребёнку четыре года. Мы едем отдыхать в Турцию, когда вернёмся, нужно ли на сдавать ПЦР-тест и сидеть на самоизоляции?
— Недавно вышло новое постановление санитарного врача: тем, кто вакцинирован, обязательно сдавать ПЦР-тест и сидеть на самоизоляции не нужно. Но следует помнить: прививка не является стопроцентной защитой от коронавирусной инфекции. Вы можете перенести вирус бессимптомно, но при этом заражать окружающих людей. Поэтому решение за вами, но лучше сделать ПЦР-тест по возвращении всей семье, а не только ребёнку.
Илья:
— Министр здравоохранения РФ отметил наш регион в числе тех, где сложная ситуация. Почему тогда не вводят локдаун?
— Вводить или нет локдаун решает правительство края по рекомендации главного санитарного врача. Отмечу, что в нашем регионе полный локдаун не был объявлен даже во время первой волны коронавируса.
Для чего он вводится? Чтобы максимально замедлить эпидемиологический процесс. Что позволяет системе здравоохранения подготовиться. Когда мы входили в первую волну, не совсем понимали — как это будет происходить. Нам нужно было подготовить лечебные базы, приобрести средства индивидуальной защиты, лекарственные препараты. Те довольно жёсткие ограничения помогли растянуть волну по времени, чтобы не было огромного поступления пациентов одномоментно.Сейчас мы достаточно подготовлены: есть средства индивидуальной защиты, лекарства, можем быстро развернуть лечебные базы. Технология отработана. Поэтому было принято решение: локдаун не вводить, катастрофической ситуации нет.
— Есть прогноз, когда у нас в регионе закончится третья волна?
— Если проводить параллели с первой и второй, они продолжались около 60 дней. На этот раз показатели заболеваемости пошли вверх первого июня. Сейчас количество вызовов скорой помощи снижается, случаи пневмонии фиксируются немного реже. Но расслабляться рано: в стационарах много тяжёлых пациентов.
Ирина Васильевна:
— Доктора сейчас не успевают оперативно приезжать к пациентам с ковидом, потому что больных очень много. Иногда люди ведут себя агрессивно. Оскорбляют врачей, матерятся. Несёт ли пациент ответственность за своё поведение? Можно ли врачу записывать это на видео?
— Медицинский работник имеет право записывать на видео любые противоправные действия, совершённые против него. В том числе и оскорбления. К сожалению, федеральный закон, защищающий медиков от подобных действий, так и не принят.Сейчас врач или фельдшер в подобной ситуации может обратиться в полицию. Но они так не поступают: нашим терпеливым медработникам некогда ждать полицейских, слишком много пациентов.
В регионе работают 205 ковидных бригад, ежедневная нагрузка на каждую — от 20 до 45 пациентов. Их нужно объехать, осмотреть, сделать назначения, а потом не забыть всю медицинскую документацию оформить. Этим специалисты нередко занимаются до поздней ночи.
Анна:
— Скажите, правда ли, что дети реже болеют ковидом?
— Да, слава богу, заболевших детей гораздо меньше, чем взрослых. В крае работает только один стационар для маленьких пациентов, заразившихся коронавирусом. И там есть свободные места, тяжёлых случаев единицы. Дети болеют реже и более легко.
В ЭКСТРЕННОМ ПОРЯДКЕ
Галина Михайловна:
— У меня есть астма, ишемическая болезнь сердца. Я хотела бы уточнить, можно ли мне делать прививку от коронавируса?
— Эти заболевания не являются противопоказаниями для вакцинации. Более того, вы тот человек, которого необходимо прививать в первую очередь, поскольку относитесь к высокой группе риска. Вакцина необходима людям из этой группы для профилактики тяжёлого исхода коронавируса.
Если у вас есть ещё какие-то болезни, о которых вы не готовы говорить здесь, обязательно сообщите о них на приёме у врача перед вакцинацией. Терапевт поработает с вами индивидуально.
Галина Ивановна:
— Я инвалид второй группы по зрению. Могу ли сделать прививку от коронавируса? У меня большие проблемы со зрением, а ещё в крови цитомегаловирус.
— Проблемы со зрением не являются противопоказанием для вакцинации. Поэтому рекомендую вам обратиться в свою поликлинику и сделать прививку. Если есть какие-то другие противопоказания, они вскроются во время осмотра у терапевта перед вакцинацией.
Что касается цитомегаловируса, 99 процентов населения являются его носителями. И это также не считается противопоказанием.
Эмма Михайловна:
— В ноябре я переболела коронавирусом. В июле сделала анализ на антитела — было больше 500. Кроме того, у меня аллергия на многие лекарства и аутоиммунный тиреоидит. Можно ли мне делать прививку?
— Если вы перенесли коронавирус в ноябре, то сейчас самое время вакцинироваться. Что касается наличия антител, на сегодняшний момент ВОЗ не знает, как их интерпретировать. Поэтому при принятии решения о вакцинации этот показатель в расчёт не берут. Прививаться надо через шесть месяцев после перенесённого заболевания или вакцинации.
По поводу аутоиммунного тиреоидита. В инструкции к вакцине указано: с осторожностью применять при подобных заболеваниях. Но речь идёт о более серьёзных случаях — где более высокая активность аутоиммунного процесса. Хронический вялотекущий гипотиреоз и аутоиммунный тиреоидит не являются противопоказанием.
С аллергией вопрос сложнее. В противопоказаниях отмечено: нельзя прививаться, если была анафилактическая реакция на предыдущие вакцины. В вашем случае не вижу препятствия.
Но конечно, с аллергической реакцией нужно быть осторожными. В процедурных кабинетах есть специальные аптечки, чтобы в случае необходимости можно было оказать немедленную медицинскую помощь.
Вера Николаевна:
— Какой период времени действует вакцина? Если я сделала прививку, насколько я защищена?
— По данным Минздрава РФ, вакцина защищает до девяти месяцев, в некоторых случаях — до 12. Затем уровень иммунитета снижается.
— А министр здравоохранения России Михаил Мурашко сказал: через шесть месяцев всем снова сделать прививку…
— Сейчас мы работаем в условиях эпидемии — проводим экстренную вакцинацию. И, по рекомендации министерства, срок между прививками сократили до шести месяцев — чтобы максимально защищать всех.
Лариса Владимировна:
— Подскажите, почему у некоторых после вакцинации нет антител?
— Выработка антител — индивидуальное свойство человека. У пожилых людей — особенно у тех, у кого возникает вторичный иммунодефицит, менее активная выработка антител. Но вакцинация в любом случае сработает положительно, сформируется иммунитет, который будет вас защищать в той или иной степени.Мы отслеживаем количество заболевших среди тех, кто вакцинирован. Их практически нет. В стационарах в основном лежат непривитые, среди них есть и те, кого мы называем “антипрививочниками”. Они сознательно не вакцинируются.
Татьяна:
— Можно ли делать прививку людям с онкологическими заболеваниями?
— Онкозаболевания в инструкциях ко всем вакцинам идут отдельной строкой. Всё зависит от того, в какой стадии лечения заболевания находится пациент. Если сейчас длительная ремиссия, врачи-онкологи настоятельно рекомендуют привиться. Если активная химиотерапия, вакцину вводить нельзя.
Людмила:
— Среди тех, кто уже привился, много ли вновь заболевших? И как тяжело они переносят ковид?
— Если брать всех — тех, кто лечится амбулаторно, стационарно, тех, кто является бессимптомным носителем вируса, — процент привитых среди них чуть более единицы. Согласитесь, это немного.
В крупных стационарах, где пациенты со средней степенью тяжести, три-четыре процента привитых, с тяжелыми формами — всего 0,1 процента. Это подтверждение того, что вакцинироваться крайне необходимо.
Евгений Николаевич:
— Я живу на правом берегу. Обошёл там все внебольничные прививочные пункты, вакцинируют только “Спутником”. А когда в городе появятся две другие вакцины?
— “Спутник” — основная вакцина, которую получает наш край. Этот препарат составляет примерно 95 процентов от всех поставок. Отмечу, что “Спутник” доказал свою эффективность, что признают и зарубежные эксперты.
Две другие вакцины — “КовиВак” и “ЭпиВакКорона” поступают в удалённые территории, также ими вакцинируют лежачих больных. Такое распределение обусловлено тем, что у данных препаратов не такие сложные условия хранения.Безусловно, если “КовиВак” и “ЭпиВакКорона” поступят в большом количестве, пустим их в широкий оборот. К слову, я сама вакцинирована “Спутником” и у меня хороший уровень антител.
Тамара Петровна:
— Мне 81 год. 9 февраля мне ввели второй компонент “Спутника”. Сколько времени действует защита? Я слышала, что полгода. Значит, в августе прививку надо делать снова?
— Действительно, через шесть месяцев после первой вакцинации вы можете записаться на ревакцинацию. Это можно сделать в вашей районной поликлинике.
— Я могу сразу привиться от пневмококка и гриппа?
— Одновременно — нет. Сначала сделайте прививку от коронавируса, а потом остальные.
Марина:
— В Израиле отмечают рост заболеваемости снова — прививка оказалась не столь эффективной против индийского вируса, как хотелось бы. Будет ли у нас эффект от вакцинации? Ведь тоже обнаруживают этот индийский вирус.
— Сначала приведу такой пример. Каждый год ВОЗ отслеживает миграцию штаммов гриппа и даёт рекомендацию производителям вакцин — рассказывает, какие штаммы будут циркулировать в следующем сезоне. Они производят соответствующие препараты.
Коронавирус пришёл к нам полтора года назад. Его изучили, создали три типа вакцин. Все они работают против S-шипов коронавируса — не дают им проникать в клетки. Мутации вируса, я имею в виду и индийский вариант, прошли именно в этом шипе, но полностью он не изменился. Так что всё равно после вакцинации у организма есть защитный титр антител, пусть и не идеально полный. И человек тяжело не заболеет, его организм будет вырабатывать антитела против этого мутирующего вируса.
Артем:
— Я сделал первую прививку и теперь хочу поехать в отпуск. Могу ввести второй компонент в другом городе?
— Регистр вакцинированных один на всю страну, поэтому сделать вторую прививку в другом городе можно. Но лучше всё-таки планировать вакцинацию заранее и ввести оба компонента до начала путешествия.
Ольга:
— Обычно говорят, что надо вакцинироваться за месяц до всплеска заболеваемости гриппом. Почему от ковида прививают сейчас — в пик заболеваемости?
— Есть два типа вакцинации: плановая (или рутинная) и экстренная. От гриппа мы прививаемся планово. А сейчас — в условиях неблагополучной эпидобстановки — вакцинируемся экстренно.
При этом мы понимаем, что определённая часть привитых людей заболеют, но не от вакцины. Возможно, они до этого были в контакте с заболевшими ковидом и уже заразились.
ОСТОРОЖНО: АНТИБИОТИКИ!
Евдокия Георгиевна:
— Я болела ковидом с 7 по 25 июня. Лечилась дома, потому что муж лежачий, не с кем было его оставить. А в Красноярске мы с ним вдвоём. Бесплатных лекарств мне тогда не дали, волонтёры покупали их за мой счёт. Скажите, пожалуйста, я могу получить за это какую-то компенсацию?
— Нет, возмещение расходов не предусмотрено, если препараты вы покупали самостоятельно.
В целом на приобретение лекарственных препаратов нашему региону была выделена достаточная сумма. Во время первой и второй волн мы обеспечили ими большое количество пациентов. Точных прогнозов по третьей волне — случится ли она — не было. А лекарства потихоньку “доедали”.
Сейчас препараты закуплены, но вы попали в самое начало третьей волны, поэтому так получилось — к сожалению, препаратов вам не досталось.
Елена:
— Всем ли пациентам — и бессимптомным, и тем, кто лечится амбулаторно, должны давать бесплатные лекарства? Хватит ли препаратов на всех?
— В ноябре прошлого года наш край получил транш — 264 миллиона рублей. На эти средства приобрели препараты, которых хватило 25 тысячам пациентов.Лекарства покупаем только те, которые прописаны во временных методических рекомендациях для лечения новой коронавирусной инфекции. На складах запасы не задерживаем, всё раздаём пациентам. И сейчас подписано соглашение — будут приобретены лекарства ещё на 79 миллионов рублей.
Бессимптомным пациентам лекарства принимать не нужно. Они ведь не болеют, а просто носят вирус. Тем, кто лечится амбулаторно, врачи выписывают необходимые бесплатные препараты. Но нет корзинки с одинаковым набором для всех пациентов. Лекарства назначают в зависимости от степени тяжести заболевания. Если лёгкая форма — достаточно противовирусной терапии с учётом сопутствующих заболеваний.
Наш камень преткновения — антибиотики. Многие считают: если температура поднялась до 38 градусов, нужно срочно принимать какой-нибудь антибиотик. Но это не так! Такие препараты в терапии применяют, только если присоединилась бактериальная микрофлора и только по назначению врача! Против вируса антибиотики бессильны. Но когда ваш организм привыкает к этим препаратам, они вообще перестают действовать.
— Некоторые пациенты жалуются, что в стационарах им дают кислород не постоянно, а приносят установку только время от времени. Это связано с дефицитом кислорода в больницах края?
— Сразу отмечу: дефицита нет.
Поражение лёгких вызывает кислородную недостаточность в организме. Человек начинает задыхаться, ему страшно. Легче становится, когда он получает кислород. И пациенту кажется, что чем больше потока газа, тем лучше. На самом деле это не так. Медицинский кислород — это лекарственный препарат, чётко прописывается, сколько его нужно и в каком варианте пациент будет его получать: через маску, аппарат с положительным давлением или инвазивный ИВЛ.
Но у пациента возникает психологическая потребность, ему страшно отказываться от маски. Если наблюдается улучшение состояния, от кислорода нужно отвыкать, врач обычно предлагает делать это дробно, постепенно, и к таким рекомендациям надо прислушиваться.
Сейчас кислорода достаточно, тема — на контроле губернатора. Регулярно проходят штабы, предприняты все меры, чтобы потребности больниц были обеспечены. Сформирован запас кислорода — примерно на двое суток. А каждые сутки региону требуется 50 тонн этого газа. Производители справляются; было сложно, когда стояла жара, поскольку по технологическому процессу необходимо охлаждение кислорода. Тогда работали напряженно, но дефицита кислорода не было.