Новости
Найти хозяина сетям
Ежегодно в краевом центре выявляется около 20—25 километров бесхозных сетей водоснабжения и водоотведения. Так уж исторически сложилось в нашей стране, что находятся такие участки только после их порыва.
Ежегодно в краевом центре выявляется около 20—25 километров бесхозных сетей водоснабжения и водоотведения. Так уж исторически сложилось в нашей стране, что находятся такие участки только после их порыва. Да, проблемные участки ремонтируют, но кардинально это не решает вопросы “бесхоза”. Чтобы система жизнеобеспечения работала надёжно, каждой коммуникации нужна обслуживающая организация.
Тонкости передачи
Как говорят в департаменте городского хозяйства администрации Красноярска, в краевом центре алгоритм работы с бесхозными сетями выработан в соответствии с федеральным законодательством и уже зарекомендовал свою эффективность. Ничейные трубы обследуются, составляется технический паспорт, где указывается состояние коммуникаций.
— По закону даётся год на поиск собственника любых бесхозных объектов коммунальной инфраструктуры: тепло-, водо-, электроснабжения или водоотведения. Если владельца не находят, то имущество оформляется в муниципальную собственность, а потом передаётся на обслуживание той ресурсоснабжающей организации, к которой оно относится по виду деятельности: это может быть “КрасКом”, “КрасТЭК” или Красноярская теплотранспортная компания, — поясняет Светлана Трушкова, официальный представитель департамента городского хозяйства.
Немного другой регламент работы, если сеть находится в аварийном состоянии. Например, по закону “О водоснабжении и водоотведении” № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года до приёмки бесхозяйной сети в муниципальную собственность аварийные ситуации разрешаются за счёт муниципального бюджета. Для чего департаментом городского хозяйства ежегодно предусматриваются в бюджете города средства на эти цели, а в 2018 году выбран подрядчик на такие работы.
Через год, когда начинается процедура оформления сетей в собственность муниципалитета, мэрия заключает с ресурсниками временный договор на эксплуатацию бесхозных сетей. Если ответ на вопрос, кто будет управлять электрическими сетями или тепловой инфраструктурой, не всегда очевиден — в городе несколько компаний, представляющих такие услуги, — то в сфере холодного водоснабжения и водоотведения гарантирующим поставщиком этих услуг определена компания “КрасКом”.
В беде не бросим
— Год назад мы ставили перед собой серьёзные цели по оздоровлению финансовой и производственной деятельности КрасКома. Один из показателей эффективности выполненных мероприятий двух наших программ, инвестиционной и производственной, — это снижение аварийности в среднем на 10 процентов по отношению к прошлому году на трубопроводах холодного водоснабжения и канализации. Для сравнения: если в 2016 году было ликвидировано 979 повреждений на сетях, то по итогам 2017-го уже 920. При этом треть январских нештатных ситуаций в работе сетевого хозяйства относится к бесхозяйным объектам, то есть не имеет прямого отношения к КрасКому, — рассказывает Олег Гончеров, генеральный директор предприятия. — Просто красноярцы привыкли, что если есть водопровод, то значит, за него отвечаем мы. Наверное, это и хорошо, что есть такая прямая ассоциация: “вода — это КрасКом.
Восстанавливать работоспособность неучтённых сетей администрация города поручала компании “КрасКом” как гарантирующей организации. Затем специалисты проводили обследование и передавали информацию о техническом состоянии труб в департамент городского хозяйства, который в дальнейшем будет проводить оформление вновь выявленного “бесхоза”. К примеру, КрасКом ежегодно получает до 25 километров бесхозных сетей, имеющих стопроцентный износ.
— Несмотря на большую изношенность, мы принимаем их у муниципалитета в эксплуатацию, потому что несём ответственность перед нашими контрагентами, с которыми заключены договоры на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, — подчёркивает Олег Гончеров. — Жителей не должно волновать, есть хозяин у трубы, по которой в их дом идёт холодная вода, или нет. У них есть договор, значит, мы со своей стороны должны его исполнить и обеспечить надёжную и бесперебойную подачу коммунальных ресурсов.
Исключить появление бесхозных сетей
Массово бесхозные сети начали появляться в 90-е года прошлого века.
Закрывались промышленные предприятия, жилые дома и социальные объекты вместе с инженерными коммуникациями не были внесены в реестры федерального и государственного имущества и, соответственно, не переданы в установленном порядке в муниципальную собственность. Например, объекты систем водопроводно-канализационного хозяйства Красноярска строили, как говорится, всем миром: завод синтетического каучука — правобережные очистные сооружения, завод тяжёлого машиностроения — водозабор “Гремячий лог”, Шинный завод — на острове Нижне-Атамановском, “Сибсталь” — на Верхне-Атамановском, КрАЗ и КрАМЗ — на острове Татышев. Для своих нужд энергетики — на Отдыха, железной дороги — на Козьем.
В результате такой индустриализации инженерная инфраструктура нашего города сформировалась как лоскутное одеяло. У каждого завода, комбината или фабрики был собственный ведомственный кусочек “одеяла” — трубы, со своими схемами и чертежами, безвозвратно утраченными в период глобальной приватизации. Как воспоминают сотрудники департамента городского хозяйства, в начале 2000-х ежегодно в муниципальную собственность принимали до ста километров брошенных сетей.
Сегодня бесхозных объектов в разы меньше, но говорить о том, что скоро их не останется совсем, пока не приходится. К тем коммуникациям, которые “потерялись” при распаде Советского Союза, добавляются сети к новостройкам. Когда новый дом сдаётся, внутридомовые сети автоматически становятся частью общедомового имущества, а вот уличные трубы, в случае если застройщик не зарегистрировал на них право частной собственности или не передал официально муниципалитету, становятся бесхозными. Яркий тому пример — две канализационно-насосные станции в жилом комплексе “Орбита”. Когда ни одна из управляющих компаний не взяла эти станции даже на техническое обслуживание, а застройщик объявил себя банкротом. В результате насосное оборудование без ремонта быстро пришло в негодность. Как следствие, возникла аварийная ситуация. Чтобы отремонтировать одну станцию, были выделены средства из резервного фонда. Очевидно, что по такому же пути городские власти пойдут, чтобы привести в порядок вторую насосную станцию.
— Мы бы и рады взять на баланс оборудование, которое было построено вместе с новостройками, но сделать по закону этого нельзя, — поясняет Олег Васильевич. — Оно не оформлено ни в чью собственность, поэтому запускается процедура признания сетей бесхозными, потом муниципальными, и уже затем решается вопрос о передаче их на обслуживание. Выход из ситуации есть — ужесточение правил приёмки в эксплуатацию новостроек.