Новости

Мобилизация и этикет

Мобилизация и этикет

Мобилизация и этикет
Мобилизация и этикет

Лично меня люди, разговаривающие в автобусах по сотовым телефонам, не раздражают. Считаю, мобильный на то и придуман, чтобы человек был доступен всегда и везде, мог в срочном порядке решить возникшие вопросы, а вместо получасового наблюдения городского пейзажа пообщаться с другом. Главное — соблюдать правила элементарного этикета: не разговаривать, не смеяться слишком громко, ну и, пожалуй, не обсуждать интимные вопросы своей личной жизни. То же самое и с театром. Если у кого-то из зрителей во время спектакля звонит телефон, я всегда думаю, что виной тому забывчивость человека. И у меня был случай, когда совсем вылетело из головы переставить звонок на вибро. Когда в разгар действа заиграла мелодия, мне было жутко стыдно. Но реакция некоторых достопочтенных соседей, всем своим видом показавших, что им ужасно неловко за меня перед актерами, которым я помешала, равно как и им самим, была явно излишней. Совсем другое дело, если человек отвечает на звонок громким — театральным — шепотом: “Я занят. Ага, премьера. Закончится, перезвоню”.

Что тут сказать, мобильная связь — столь неотъемлемая часть нашей жизни, что в учебник по этикету пора добавить новый раздел: “общение по сотовому телефону”. А значит, говорить о новых правилах нужно, прежде всего, с детьми.

Детская мобилизация тоже давно стала поголовной. Большинство первоклашек ходят на уроки с телефонами, не говоря уж про старшеклассников. Учителя регулярно проводят со школьниками беседы, заставляют отключать звонок и не разрешают пользоваться сотовыми во время уроков. Но запретить брать их в школу они не могут — родители покупают детям телефоны для того, чтобы контролировать ребенка и лишний раз не беспокоиться, куда же он пропал. Не зря у всех крупных операторов сотовой связи в этом году появились новые — детские — тарифы. Такая примета времени. Но если для взрослого человека мобильный — средство связи, то для подростков прежде всего — дорогая игрушка, предмет для гордости или зависти, без которой они не мыслят своей жизни. Поэтому разговаривать с детьми о том, что мобильная связь не должна мешать окружающим людям, важно. В любой форме: беседами, личным примером или с помощью искусства.

Театр музыкальной комедии 1 сентября открыл новый сезон детской премьерой “Тайна трех звонков”. Этот спектакль призван научить ребятишек этикету пользования сотовыми телефонами. О достоинствах и недостатках проекта можно говорить долго. На мой взгляд, это вовсе не спектакль, а такой… растянутый на 45 минут рекламный клип мобильной связи: трое школьников вместо того, чтобы делать уроки, рассматривают и опробывают новенькую мобилку. Они отправляют шуточные смс-ки, звонят, слушают рингтоны. Тут откуда ни возьмись появляется злой волшебник, как сказали бы мы раньше, а сегодня — житель виртуального пространства Крис, который уговаривает ребят отправиться в путешествие. Они попадают в места, где не рекомендуется пользоваться телефонами: в музей, автобус и на атомную станцию. Но дети пренебрегают запретами, в результате чего доставляют людям серьезные неприятности. Вплоть до отключения света в целом городе. В финале актеры пропевают “правила мобильного этикета” и раздают памятки маленьким зрителям.

При всех минусах спектакля сделан он живо и ярко: много танцев, музыки, интерактивного общения с залом, поэтому, я думаю, достиг своей цели. Если родители еще и дома проведут с ребятишками педагогическую беседу, в их головах должно отложиться, что общение по сотовому уместно не всегда.

Но лучший пример для ребенка, как известно, — пример взрослых, с которыми тоже порой надо проводить ликбез. Так, согласно британскому опросу, более 80 процентов жителей Лондона часто недовольны проникновением сотовой связи в их жизнь. Больше всего при этом раздражают как громкие разговоры соседей по транспорту, так и тихое на совещании: “Я занят, перезвоню попозже”. Но вместе с тем, более 50 процентов опрошенных признались, что иногда мешают окружающим, осознавая это. Значит, “Тайна трех звонков” будет полезна как детям, так и их родителям.

На предшествовавшей спектаклю пресс-конференции так много говорили о неуместности телефона в театре, что мне стало неловко доставать его при первоклашках в зале даже до начала спектакля. Видимо, такое же чувство преследовало всех находившихся здесь взрослых. Тем более у них, в отличие от меня, ответственность была еще больше — они же родители. Прямо за мной сидела семья, глава которой перед самым началом спектакля вышел до ближайшего магазина за водой для дочки. С третьим звонком девочка начала переживать, что папу не пустят обратно, а если и пустят, то он не найдет в темноте, где они сели. Поначалу мама ее успокаивала, а потом сказала: “Да позвонить просто надо, и все”. И осеклась: “Сам найдет”…

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА