Туризм и путешествия

Научат бить баклуши и покажут настоящую тайгу. В путешествии по югу Сибири немало удивительных открытий

Сегодня в нашем проекте, посвящённом путешествиям по родному региону, мы расскажем о поездке в Шушенское.

Научат бить баклуши и покажут настоящую тайгу. В путешествии по югу Сибири немало удивительных открытий

Что такое настоящее путешествие, воспоминания о котором останутся с вами на долгие годы? Это необычные места, поражающие красотой и самобытностью. Это интересная информация, которая обогатит ваш кругозор. Это знакомство с новыми замечательными людьми. И конечно же в копилку составляющих идеального отдыха нужно добавить то, что принято называть релаксом — приятные моменты, когда можно расслабиться, наслаждаясь уютом и покоем. Всё это можно найти не где-то далеко, а у нас, в Сибири. Например, в Хакасии и Красноярском крае.

Сегодня в нашем проекте, посвящённом путешествиям по родному региону, мы расскажем о поездке в Шушенское и его необыкновенные окрестности. Ведь от нас до таких удивительных мест просто рукой подать.

Деревня-заповедник

Конечно же, про Шушенское знает каждый красноярец. Именно здесь в конце 19 века отбывал ссылку основатель советского государства Владимир Ильич Ленин. Ещё в 1930 году в доме, где вождь мирового пролетариата жил с Надеждой Константиновной Крупской, был открыт музей. Затем исторический комплекс расширялся, заняв территорию, на которой уместилось аж 200 построек. В апреле 1970-го, в год 100-летия Владимира Ульянова в обширном музее-заповеднике прошли первые экскурсии.

В девяностые, с приходом новой формации, комплекс, к большому счастью, не закрыли, а дополнили и переименовали. Теперь это «Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», где проводят уникальные экскурсии. Так бондарь на наших глазах собрал деревянную флягу для воды, а ложкарь показал, что же такое на самом деле бить баклуши. А ещё мы посетили настоящий дореволюционный кабак, торговую лавку с коллекцией модной женской обуви конца 19 века, и баню, в которой мылся сам Владимир Ульянов.

Что хочется особо отметить, так это отношение местных сотрудников к Ленину. Нынче как-то больше принято его ругать, но местные экскурсоводы модный тренд не поддерживают, рассказывая много хорошего про этого, безусловно, великого человека. Говорят спокойно, стараясь быть максимально объективными, и это очень подкупает. Ведь нельзя не любить то, чему посвятил свою жизнь, а судьба Владимира Ильича — важная часть работы исследователей музея-заповедника. Поэтому они обращают внимание посетителей на массу небольших деталей, удивительно дополняющих портрет этой исторической личности. Например, старинные коньки, висящие на гвоздике — точь-в-точь такие, что подарил Ильич местному мальчику перед отъездом.

А как бережно отзываются в музее о Надежде Константиновне, которая тоже отбывала здесь ссылку! Кстати, приехала юная революционерка в Сибирь вместе с мамой. Тут же, в Шушенском Ленин и Крупская — убеждённые атеисты — обвенчались (иначе их союз не признали бы законным).

— Всмотритесь в её портрет, какая она милая, юная, — искренне призывает посетителей экскурсовод Елена. — По воспоминаниям, Надежда Константиновна была тоненькая, с косой, ни грамма краски на лице. Скажите, ну разве не красавица?

Конечно же, красавица, с этим уж точно не поспоришь.

Все детали

Окунаться в атмосферу прошлого в музее-заповеднике Шушенского лучше с экскурсоводом. Тогда в полной мере открываются все мельчайшие детали, которые так просто и не увидишь. Дело в том, что каждый предмет на территории комплекса имеет своё значение. И ружьё на стене — точно такое, с каким охотился будущий вождь революции. И громадные бутыли в торговой лавке — это многоразовая тара, в которую наливали и керосин, и масло. Да даже высота нависающей над головой полки на кухне в доме крестьянина может очень многое рассказать о тех, кто жил в Сибирской глубинке больше века назад.

Слушая гида, понимаешь — это место, где бережно воссоздают историю сибирской деревни, но при этом не пренебрегают и новыми технологиями. Так, даже в самые холодные дни над избами музея-заповедника не увидишь привычный дымок от топящихся печей.

— Печное отопление пожароопасно, а у нас огромное количество ценных экспонатов, — делится экскурсовод. — Поэтому мы отказались от того, чтобы топить углём или дровами в пользу электричества. Так меньше риска, да и воздух чище.

Дышится в Шушенском летом действительно очень легко и видимость отличная: поднимешься на вал возле речки Шушь — и весь этнокомплекс как на ладони. Красота! Жаль, что зимой от частного сектора посёлок накрывает дымка.

Из Европы в Сибирь

— Меня зовут Вера. Вера Акимовна Прокошева. Я из Минска. А это подруги мои: Курлович Людмила Кенжевна и Ирина Михайловна Капашова, тоже из Беларуси...

Сейчас вот даже и не вспомнить, почему мы завели случайный разговор с тремя вроде бы самыми обычными туристками бальзаковского возраста. Видимо, журналистская чуйка своё сыграла. Дамы, гуляющие по музею Шушенского, оказались искушёнными путешественницами из соседней Беларуси: дикарями объехали всю Европу!

— Мы с друзьями 14 лет назад ввосьмером скинулись и купили микроавтобус, — рассказала Вера Акимовна. — На нём путешествовать недорого: есть, где жить, и продукты все с собой можно взять, чтобы не тратиться. Маршруты сами сочиняли так, чтобы в первую очередь посетить самые известные места. Всё, о чем знали с детства, ещё со школы: Грецию, Италию. Умудрились на Сицилии подняться на вулкан Этна буквально накануне извержения. Постепенно проехали всю Европу, вплоть до каждого княжества кроме Андорры. А потом пошел поток мигрантов, на каждом углу полицейские с автоматами, нас по шесть раз в день останавливали на дороге, проверяли. Нам не понравилось, и мы решили поехать в Россию.

В нашей стране путешественницы из Беларуси не ограничились посещением столицы и Питера. Пенсионерки, две из которых до сих пор работают преподавателями в вузе, добрались даже до Камчатки: говорят, те места оставили неизгладимое впечатление! Ещё были в Туруханске — там в Енисее искупались. И в Красноярск заехали: больше всего им у нас понравились старинные деревянные дома с резными наличниками. Ну а Шушенское — тоже элемент школьной программы, все же по одним учебникам во времена СССР учились. От музея-заповедника в сибирском селе гости из соседней страны просто в восторге. Это ли не лучшая рекомендация?

Следующей точкой маршрута трёх подруг из Минска стала Тыва. Ну а мы, попрощавшись с путешественницами, отправились в местечко поближе: на родину Ивана Ярыгина.

Гордость и радость

В России есть всего два православных храма, фасад которых полностью отделан мрамором. Один из них известен всему миру. Это Храм Христа Спасителя в столице страны. А второй — церковь преподобной Евдокии Московской в селе Сизая Шушенского района Красноярского края. На родине Ивана Ярыгина — великого спортсмена, борца-вольника, дважды побеждавшего на Олимпийских играх.Этот храм Иван Сергеевич посвятил своей матери, которую звали Евдокией. В Сизой местные жители рассказывают такую историю: после похорон Евдокии Павловны к спортсмену подошли местные старушки и попросили исполнить мечту его мамы, построить в селе церковь. Тогда там даже часовенки не было.

Иван Ярыгин просьбу выполнил. Для строительства он выбрал давно облюбованную им площадку на высоком яру речки Голубой невдалеке от своей родовой усадьбы. Проект создал известный красноярский архитектор Арэг Демирханов. 2 октября 1995 года по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на месте будущего храма был заложен символический камень. Средства на возведение собирал общественный благотворительный фонд. Также в Москве был организован попечительский совет строительства храма…

Когда в 1997 году Иван Сергеевич получил в ДТП смертельную травму, храм был возведён только наполовину. В этот сложный момент руководство строительством взял на себя младший брат Ивана — Александр Ярыгин. Не остались в стороне и члены попечительского совета. Так, всем миром и возвели небывалую для простого сибирского села церковь. Её открыли летом 1999-го.

Храм этот просто удивительный. В нём сочетаются величие мраморной постройки и уют тихой деревенской церкви. Торжественности добавляет окружающий ландшафт, обрамляющий уникальное сооружение — заросшие тайгой сопки, могучий Енисей. Но когда подойдёшь ближе, горделивый восторг уступает место тихой радости, будто растворяясь в пышных цветниках: как в палисаднике хорошей хозяйки, с любовью обустраивающей свой дом.

А вот что остаётся неизменным, с какого ракурса не любуйся, так это вкуснейший воздух, наполненный свежестью окружающего леса, бризом с Енисея и запахом цветов. Такой здесь бывает только летом. Местные жители говорят, что именно в этом время к ним приезжать лучше всего. Уже осенью над поселками зависнет дымок от угольных печек.

Энергия людей

Приехать в эти места и не побывать на Саяно-Шушенской ГЭС просто недопустимо. Тем более, что по сибирским меркам она совсем рядом. От Майнской гидроэлектростанции, которая перекрывает Енисей в районе села Сизая до СШГЭС меньше 30 километров. Да ещё по очень живописной дороге: сквозь ряды деревьев угадывается Енисей и лесистые сопки на противоположном берегу.

Возле самой Саяно-Шушенской ГЭС возникают очень яркие ощущения. Первое — восторг, вызванный мощью самой высокой в России плотины (целых 242 метра). С ума сойти! Но затем невольно вспоминаются события, произошедшие летом 2009-го, когда техногенная катастрофа унесла жизни более 70 человек. Кстати, многие из тех, кто приезжает сюда полюбоваться на потрясающие виды, вспоминают аварию, которая потрясла многих сибиряков.

Но не будем о грустном. Лучше расскажем ещё об одном творение рук человеческих, украшающем смотровую площадку перед плотиной. Это памятник покорителям Енисея, первостроителям Саяно-Шушенской ГЭС. Он был открыт осенью 2008 года к 30-летию пуска первого гидроагрегата электростанции. Архитектор Вячеслав Бухаев и художник Андрей Балашов создали композицию, объединившую образы всех, кто строил эту плотину — от чернорабочих, до руководителей.

— Вот настоящие люди: работали, мечтали, наверное, что смогут и осветить, и обогреть Сибирь энергией ГЭС, — размышляет, глядя на монумент, Татьяна из Томска, путешествующая с семьёй на машине по югу Сибири. — И осветили. А вот греться электричеством дороговато будет. Наши родственники в Минусинске печку в холода углём топят, и жалуются, что зимой дышать нечем.

От красот природы и Красноярского края, и Хакасии томичи конечно же в восторге. Они ещё и на знаменитые озёра Белё и Шира запланировали заехать. Мы тоже решили обязательно там побывать, но позже. А пока рванули за сибирским релаксом. На Гладенькую.

У нас и на Амазонке

Гора Гладенькая — одна из вершин Западного Саяна — чаще всего ассоциируется у нас с горнорлыжным спортом. Однако там есть чем заняться и летом: это рассказал нам ещё один наш новый знакомый, Сергей Свинин. Сам он из Саяногорска, много лет занимался греко-римской борьбой, в 1991 году даже выиграл Всесоюзный открытый турнир. Когда закончил спортивную карьеру, вернулся на малую родину. Теперь организует туры по самым красивым местам юга Сибири.

— Сейчас все рвутся на Алтай, а я сам там был, всё объехал и вот что скажу: Хакасия не менее интересна, — считает Сергей. — Тут более рясная и дикая тайга, больше зверей, разных ягод. Если брать в совокупности с Ергаками, то мы сильнее, чем Алтай, будем.

В тему туризма бывший борец погрузился в 2004 году: сам прошёл все маршруты, поэтому знает каждый поворот, каждое деревце. Считает, что в Саянах даже одному ничуть не страшно, в городе куда больше опасностей, чем здесь. А красоты такой, чистоты ещё надо поискать!

— Тут суперэкология, — продолжает наш герой. — Такой нигде нет в мире. Если открыть гугл-карты, то можно увидеть, что самые зелёные и густые леса земного шара находятся в джунглях Амазонки и нашей местности.

Конечно, путешествия, которые предлагает совершить Сергей по здешним просторам, например, на квадроциклах, с релаксом в обычном его понимании не имеют ничего общего. Однако после них можно вполне комфортно отдохнуть в здешнем отеле: и номера комфортабельные, и бассейн с сауной есть, и территория красивая, к тому же обработана от клещей.

Вообще в поездке по югу Сибири мы отметили то, что сервис тут вполне на уровне. Голодным не останешься, есть где поселиться, в том числе с максимальным комфортом. И это ещё один плюс в пользу путешествий по, в общем-то, родным местам. До которых буквально рукой подать!

Факт:

Саяно-Шушенская ГЭС в октябре 2003 года выдержала сейсмособытие в четыре балла (Алтайской землетрясение), а в феврале 2011-го — пять баллов. После плотину детально обследовали. Как выяснилось, даже такие значительные сейсмособытия не отразились на состоянии сооружения.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА