Новости
Алексей МЕНЩИКОВ.Это иная Россия.
или Обыкновенное чудо местного самоуправления
В определении такого явления, как местное самоуправление, составители словарей и энциклопедий на редкость единодушны: это “самостоятельное решение населением вопросов”, значимых для территории. Форма осуществления народовластия. В конце концов, весьма важный элемент демократического государственного строя. Однако на практике концепция местного самоуправления идет вразрез с отечественной традицией централизованного управления “сверху”. Отсюда и все беды: де-факто мнение граждан почти не учитывается, местные власти обделены полномочиями, а территории теряют деньги… Недополучают, точнее сказать. Как переломить ситуацию и почему жители Ханты-Мансийска больше не бросают бутылки в фонари, рассказывает депутат Красноярского городского Совета, директор МУ “Красноярский центр развития местного самоуправления” Алексей МЕНЩИКОВ.
— Алексей Анатольевич, что там такого особенного — в Ханты-Мансийском автономном округе?
— Знаете, одна российская газета дала ему очень точное определение: “золотой плевок среди болот Западной Сибири”. Самое яркое впечатление — на улицах нет темных мест: освещение трехуровневое, и ни одного разбитого фонаря. Я поразился, насколько там решены вопросы, которые везде считаются “вечными”. Люди забыли, что такое коммунальные проблемы. Даже бараки, кое-где еще сохранившиеся, обшиты современными материалами, во дворах — брусчатка. А пивные бутылки под ногами не перекатываются даже в праздники: жители относят их в контейнеры.
— Чем же объясняются такие чудеса?
— Это не чудеса, а принципиальная позиция властей, помноженная на положительное влияние местных нефтяных компаний и — умение работать с населением. Впрочем, сначала объясню проще: округ все последние пятнадцать лет старался оставлять деньги на территории и направлять их в ее развитие. Как результат — образовался некий “заповедник”: жизнь устроена по-иному, нежели во всех остальных регионах страны. Да, конечно, в округе нет мегаполисов, в крупных городах по сто, двести, максимум триста тысяч жителей, но это не принципиально. Главное, люди ведут себя по-другому: на улицах нет мусора, пьяных нечасто увидишь. Так было, конечно, не всегда. Но под воздействием среды жители округа постепенно изменились. Значит, все разговоры о том, что у нас в России вечно будут пить, воровать и драться, — не что иное, как поклеп на русский народ.
— И еще, может быть, стремление власти себя “выгородить”?..
— Вроде того. После поездки в Югру я сделал однозначный вывод: как только деньги попадают на территорию, сознание граждан начинает меняться. У нас часто говорят: ой, народ непременно все пропьет, сломает… Мол, такой уж менталитет. Меня это удивляет. Пример Ханты-Мансийского автономного округа доказывает: если люди живут не в скотских условиях, а в комфортных, они начинают и вести себя соответствующе. Перестают разбивать фонари на улицах, в конце концов. Достойные условия жизни формируют совсем иное к ней отношение — хозяйское, наверное, а не потребительское. Причем, еще раз подчеркну, “чудеса” происходят не в Швеции, не в Германии, чтобы можно было бы кивать на менталитет. Это Россия. Час лету от Красноярска. Но это — иная Россия…
— В принципе, красноярцы тоже больше не поджигают пальмы и не ломают скамейки в центре города…
— Да, конечно, и это результат серьезной многолетней работы. Просто масштабы пока гораздо меньше. Дело — в деньгах. Сегодня главная проблема всех больших и малых городов России в том, что средства не доходят до населения. Доходы государства вроде бы растут, но на доходах граждан и территорий это никак не отражается.
Меж тем для большинства россиян важнее не то, что творится в стране в целом, а то, что происходит на его малой родине. В конечном итоге, у любого человека в паспорте указана прописка — место, где он родился, где живет. Поэтому совершенно нормально, что людей волнуют прежде всего вопросы местного значения. Следовательно, местное самоуправление, провозглашенное и закрепленное международными и российскими документами, законами, — это самоорганизация граждан на территории, где они живут. Никакой высшей математики.
— Получается, местное самоуправление — явление абсолютно естественное? “Жизненное”, скажем так?
— Теоретически. На практике пока несколько иначе. Я говорю “пока” неслучайно: чуть больше года назад, 1 июня 2006-го, была создана общественная организация — Всероссийский Совет местного самоуправления. Она действует как в масштабах страны (председатель — депутат Государственной думы Валерий Гальченко), так и в масштабах регионов. А я председатель Красноярского регионального отделения ВСМС.
Хотелось бы сразу объяснить, чем отличается эта организация от Конгресса муниципальных общин, созданного ранее в соответствии с федеральным законодательством. Туда “по долгу службы” входят избранные главы местного самоуправления и юридические лица. В ВСМС, в принципе, может вступить и попытаться что-то сделать любой — как физическое лицо. Следовательно, я и Раиса Васильевна Кармазина, и Алексей Михайлович Клешко, главы многих городов края и другие неравнодушные не представляем в ВСМС Красноярский городской Совет, Заксобрание края и Госдуму РФ соответственно… Мы, скажем так, представляем здесь самих себя и граждан, наших избирателей.
— А цель? С какой целью создан Всероссийский Совет местного самоуправления?
— Для лоббирования — в хорошем смысле — интересов территорий. Смотрите: мы живем в Красноярске — значит, вправе рассчитывать, что федеральный бюджет будет распределен в соответствии с нашими интересами, ведь Красноярск огромный город, постоянно растущий и развивающийся. Однако доли государственной казны распределяются сегодня совсем не так, как хотелось бы, — красноярцам, новосибирцам, иркутянам... Деньги расходуются на какие-то понятные, важные для страны вопросы, но они практически не попадают на территории. И цель ВСМС — привлечение внимания к данной проблеме. Это как минимум.
Вернемся к Ханты-Мансийскому автономному округу: пятнадцать лет понадобилось местным властям, чтобы изменить жизнь региона. И это классический пример политики для народа. Думаю, надо использовать их опыт. Привлекать внимание федерального центра. Как говорил Будда, главное — встать на путь. Всем вместе, совместными усилиями убедить федеральные власти задуматься о проблемах местного самоуправления. Добиться того, чтобы более серьезные средства направлялись на места. Потому как если в государстве сейчас есть деньги, их необходимо инвестировать в людей. Ведь местное самоуправление там, где живут люди.
— Алексей Анатольевич, а как ВСМС будет этого добиваться? С точки зрения законодательства есть какие-то возможности?..
— Я считаю, при правительстве должен быть организован специальный орган по вопросам местного самоуправления. Может быть, министерство. Пока его нет, ставить вопрос трудно, конечно. Дело в менталитете самих федеральных чиновников, которые считают, что на местах сидят сплошные жулики и воры, дай им деньги — все украдут… Да-да, такое мнение, пусть невысказанное вслух, сегодня есть. А доказать правительству, что гораздо лучше и безопаснее, если проблемами территорий будут заниматься не по указке “сверху”, а непосредственно на местах, зная специфику и потребности населения, — невероятно сложно.
Впрочем, должно помочь то, что у ВСМС очень хорошие взаимоотношения с Общественной палатой. Сегодня это весьма эффективный способ решения многих проблем, возможность поднять некоторые вопросы на федеральный уровень…
— Какие, например?
— Ну, скажем, вопрос о гарантиях и полномочиях выборных лиц. В силу известных причин соответствующий закон утратил силу, и сегодня чиновники неподотчетны депутатам. Такая форма работы, как депутатский запрос, стала неактуальной. Многие ли взвалят на себя эту расстрельную работу, потащат этот воз?..
И не в деньгах дело. Прежде всего, я считаю, представителям муниципальной власти необходимо обеспечить властные полномочия — возможность вникать, контролировать. В противном случае это не власть — а так, одно название.
Впрочем, я полагаю, надо рассказать и о конкретных, действующих проектах ВСМС, чтобы не создавалось обманчивого впечатления, будто мы пока только планы строим.
— Да, это любопытно. Особенно если учесть, что организация довольно молодая.
— Как один из наиболее интересных я бы назвал проект “Наш двор — наши родители”. Здесь смысл — в поиске людей активных, которые стремятся что-то сделать “на благо” — городу, двору, в конце концов. И не просто “планируют подвиг”, а совершили уже что-то конкретное. Открыли детский клуб, как жители Ленинского района. Или купили музыкальное оборудование для проведения праздников двора, как это было на Взлетке. Гранты от трех до ста тысяч рублей получают такие вот неравнодушные — как поощрение, помощь. Видите ли, мы против патернализма, а также против такой формы “общественной деятельности”, когда люди сидят и пишут жалобы. Как говорил Столыпин, “русский мужик, посамоуправлявшись маленько, в конце концов займется важным и нужным делом государственного строительства”. Того и добиваемся. Самоуправление — это когда человек перестает строчить жалобы в ЖЭК, а начинает делать что-то сам и добивается своего.
— Получается, ВСМС “ищет таланты” в каком-то смысле?
— Более того, даже развивает их. Так, мы работаем над проектом “Школа лидеров местного самоуправления”. Уже отправили в Москву на обучение пять молодых человек. Ведь лидерами нельзя стать, просто пожелав этого. Важно “отражать” чаяния окружающих. Видеть, что в данный момент больше всего волнует людей. Собственно, этому мы молодежь и учим.
Далее — “Клуб горожан”: некая школа для неравнодушных граждан, где им помогают научиться решать некоторые насущные вопросы, связанные с жизнью двора, подъезда, например. Действительно решать, а не строчить бесконечные письма “по инстанциям”. И, наконец, четвертый проект — “Профессиональная команда страны”. Это отбор трехсот наиболее способных управленцев России — муниципальных служащих, глав городов и районов…
— Алексей Анатольевич, все это — общероссийские проекты ВСМС? Или какие-то из них касаются только Красноярска?
— Я убежден, что невозможно развивать местное самоуправление в отдельно взятом районе, городе. Это нереально. Мы должны знать, что происходит в целом в стране, должны все вопросы поднимать на федеральном уровне, а результаты, соответственно, на всю Россию озвучивать. Так, осенью планируем провести муниципальный съезд в Москве и Всероссийский Форум местного самоуправления. Это будет еще одной попыткой диалога с федеральной властью. Ведь еще в 90-х говорил Солженицын: Россия может только через местное самоуправление возродиться. Потому что это единственный способ реализации государственной политики.
Врезка
8 сентября в 15 часов во Дворце труда состоится конференция Красноярского регионального отделения Всероссийского Совета местного самоуправления.