Проспект культуры
В арт-галерее “13А” открылась выставка "Современный эстамп"
Графики показали и битву титанов, и цыганский табор.
Наверное, у многих людей линолеум ассоциируется с ремонтом, но далеко не все знают, что благодаря ему появилось целое направление в искусстве — линогравюра. Увидеть работы, выполненные в этой графической технике можно на выставке “Современный эстамп” в арт-галерее “13А” на Металлургов. Экспозиция будет работать до конца августа.
Линогравюра — это вид графики на линолеуме. То есть сначала изображение наносится именно на этот строительный материал, потом вырезается, затем покрывается краской и переносится на бумагу.
Возник этот вид графики на рубеже XIX–XX веков, как раз после изобретения линолеума. Впервые такой способ печати использовали художники немецкой группы “Мост” в 1905 году. Изначально они делали свои плакаты на досках, наносили изображение и отпечатывали. Но их произведения были слишком большого формата и на доске не помещались, поэтому мастера решили использовать линолеум. За рубежом в этой технике работали Анри Матисс, Пабло Пикассо, Франс Мазерель и немецкие экспрессионисты.
На выставке “Современный эстамп” можно увидеть более 40 графических листов: разнообразных иллюстраций, абстракций, портретов, книжных знаков и не только. В основном в экспозиции представлены работы современных авторов, молодых художников Сибири. Но есть и гравюры, созданные ещё в прошлом веке. Например, произведения санкт-петербургского художника Андрея Ушина из серии “Ленинград в блокаде”, датированные 1981 годом: “Воздушная тревога” и “Невский проспект”. А в основе сюжета работ Льва Хайлова “Генерал Доватор” и “Полковник Белобородов” — битва за Москву. Эти гравюры, созданные в 1980-м, скорее похожи на плакаты, чем на картины.
Цепляет и работа “Марево” из серии “Дорога к деду”. Её автор — график Леонид Воврженчик. Гравюра, датируемая 1983 годом, названа так не случайно. Марево — это туман, скрывающий детали. И если смотреть на работу издалека, то разглядеть удастся немного. Но если подойти ближе, то становятся видны фигуры людей, лошадей и даже целые поля.
Больше всего на выставке произведений молодых авторов, стили которых очень отличаются. Серия Вероники Резинкиной посвящена цыганам. Здесь и невеста, и чавале (что по-русски означает “ребята”), и целый табор.
Искусство линогравюры до сих пор активно развивается, и появляются всё новые авторы. Работы Антона Тхоренко, сделанные в 2021 году, изображают Иркутск в индивидуальной манере художника. В его произведениях Иркутск — это город с узкими улочками и большим количеством котов. А в основу сюжета гравюры “Титаномахия” Антон положил сюжет о битве олимпийских богов и титанов. Сам художник объясняет такую интерпретацию тем, что в художественных училищах всё учат изображать в классической манере, а хочется видеть искусство по-своему, и линогравюра в этом, безусловно, помогает.
Большинство работ на выставке “Современный эстамп” чёрно-белые. Это связано с тем, что цветная линогравюра делается гораздо дольше, время зависит от количества используемых цветов.
— Если в чёрно-белой гравюре используется один кусок линолеума, то в цветной несколько разных кусков, и их ещё нужно правильно совместить, чтобы они выглядели единым целым, — объясняет научный сотрудник арт-галереи “13А” Ирина Городнова.