Туризм и путешествия
Юг Красноярского края хранит десятки тысяч археологических памятников
Что общего у небесных лосей, таинственных лодок и древних крепостей — журналист «Городских новостей» побывала на юге края.
Прикоснуться к рисунку, который был выбит на камне тысячелетия назад. Задуматься о том, сколько поколений сменилось с тех пор. Понять, что значит выражение “время истекло”… Юг Красноярского края хранит десятки тысяч археологических памятников. С некоторыми из них мы познакомились в рамках тура, организованного для журналистов.
В пути нас сопровождали сотрудники Минусинского краеведческого музея имени Н. М. Мартьянова. Они рассказали о том, как жили люди на юге нашего региона много веков назад.
Добрый баран, злой демон
Путешествие и началось с визита в этот музей.
— Археологическая коллекция — один важнейших научных ресурсов нашего учреждения, в ней представлены предметы различных эпох, от верхнего палеолита до позднего Средневековья, — рассказывает Артём Охальников, научный сотрудник минусинского краеведческого музея. — У нас собрана самая представительная коллекция стел и изваяний Древнего мира. К примеру, есть ровесницы египетских пирамид — фигуры окуневской культуры, которая возникла в конце третьего тысячелетия до нашей эры. Как и мы сегодня, древние люди пытались передать свои знания о мире, о вселенной. Только их знаковая, символьная система отличалась от нашей: своим мироощущением они делились через такие изваяния.
Часть стел и изваяний выставлена в отдельном зале.
— Например, эта стела символизирует мировую ось, на которой расположены три мира, — поясняет наш экскурсовод. — Верхний мир — изображение головы барана, некое выражение светлых сил. Баран в представлении людей того периода — доброе, солнечное божество. Средняя часть — выражение среднего мира, мира людей. В нижней части — изображение фантастического хищника, он символично изображает тёмный мир демонов, сил, враждебных человеку.
На смену окуневской культуре пришёл андроновский период, который практически не оставил изобразительных техник. В XIII веке до нашей эры возникла карасукская культура.
— В отличии от окуневской культуры, изображения становятся более упрощёнными. Используется так называемый линейный стиль, часто непонятно: то ли это лошадь, то ли собака, — рассказывает сотрудник музея. — На изваяниях мы видим рисунки колесниц, скорее всего, они появились здесь в то время.
Интересен орнамент на оленных камнях, их находят южнее — в Туве. В музей привезли четыре таких стелы. По всему изваянию — сверху вниз — идут копийные, одинаковые, изображения оленя.
— Считается, что это памятник умершему воину, — рассказывает Александр Чернышов, заведующий экспозиционно-выставочного отдела музея. — Стела относится к скифскому периоду (это VIII—III века до н.э. — Ред.). На уровне пояса мы видим борозду, обозначающую его. В верхней части — височные кольца. Три косые полосы — уровни глаз, носа и рта. Косые, потому что человек умер.
На одной из каменных плит — образец енисейского письма. Письменности, которую дешифровал в XIX веке датский учёный Вильгельм Томсен, он назвал её рунической. На данной стеле — эпитафия, строки из неё: “Я не насладился моим государством. Моё государство, о жаль… Таков вечный памятник мужу-воину… Как больно…”
— Как правило, напрямую не говорилось, что человек умер, а только подразумевалось, — поясняет Александр. — Такие камни обычно выставляли на границе княжеств, родов. Интересно, в те времена люди писали снизу вверх, справа налево. Так мастерам было удобнее: ведь изначально камень находился горизонтально, потом его поднимали.
Венера времён палеолита
В следующих залах — артефакты, найденные во время раскопок.
— В районе Верхнего Енисея люди поселились примерно 120–150 тысяч лет назад. Об их материальной культуре известно немногое, поскольку мало что сохранилось с тех времён, — говорит Александр Чернышов. — В основном это каменные и костяные изделия. Кстати, ножи тогда тоже были из камня. У плотной гальки отбивали края, получалась острая борозда. Мы пробовали реконструировать такое орудие — им можно в течение 30 минут легко резать мясо вместе с сухожилиями.
Пример костяных изделий — палеолитические Венеры, маленькие статуэтки.
— Считается, что палеолит — время матриархата, когда женщина стояла по главе сообщества, — рассказывает Александр. — Скорее всего, было так: мужчины постоянно находились на охоте или в дальних походах, представительницы слабого пола оставались за главных. Стандартная Венера — женщина с большой грудью, чтобы можно было вскормить потомство, и широкими бёдрами, чтобы свободно рожать.
В эпоху неолита, примерно в седьмом тысячелетии до нашей эры, появились керамические изделия — посуда, ножи.
— В это время крупные животные, такие как мамонты, уходят на север. Чтобы охотиться на оленя, человек изобретает метательные орудия. Сохранились наконечники стрел, дротиков того периода, — говорит экскурсовод. — Тогда же появляется рыболовство, до нас дошли грузила для сетей.
Постепенно человек совершенствовал гончарные изделия. В музее хранится огромный гончарный сосуд объёмом более 200 литров.
— Готовили в нём интересным образом. В сосуд заливали воду, закладывали пищу. Большие валуны нагревали на огне, затем опускали в воду. Так жидкость доводили до кипения. Для данного сосуда на это уходило примерно два часа, — поясняет Александр.
Люди, жившие в период карасукской культуры (XIII–VIII веке до нашей эры), были хорошими кузнецами, об этом говорит большое количество найденных бронзовых изделий: ножей, украшений. Кстати, в тринадцатом веке до нашей эры появляется боевое оружие, до этого было только охотничье. Например, боевые чеканы — топоры на большой палке. Археологи находят черепа, пробитые ими.
Один из экспонатов музея — захоронение карасукской девочки, найденное под Минусинском в 1970-х годах. Сохранился скелет ребёнка, на нём — украшения. Рядом — два горшка для пищи, бараньи ребра и лопатка.
— Примерно в VIII веке до нашей эры формируется тагарская культура. По сути, тагарцы — те же скифские племена, которые жили от Черноморья до юга Сибири, — рассказывает экскурсовод. — Они занимались земледелием, скотоводством, именно они начали обрабатывать железо.
Макет тагарского захоронения
О том, что умели делать тагарцы, рассказывают курганы — захоронения тех времён. Как правило, по форме они были прямоугольные или квадратные. По четырём сторонам устанавливали крупные камни, делали четыре входа. В центре рыли яму для деревянной домовины высотой около метра, пол в которой выстилали войлоком или берестой. В такой домовине хоронили одного или нескольких покойных. Если это был семейный склеп, тела подкладывали постепенно — когда умирал один из родственников. Вместе с ним в домовину клали предметы вооружения, украшения. Поскольку большинство курганов разграблены задолго до того, как ими стали заниматься исследователи, предметы из золота и серебра встречаются крайне редко. Чаще — из бронзы. Отметим, что на территории нашего края известны более сорока тысяч курганов.
И крепость, и святилище
Наша следующая остановка — гора Шишка, она находится недалеко от Минусинска. Название получила из-за своей формы. На вершине горы — остатки крепостной стены, сложенной из каменных плит тысячелетия назад. На плоскостях — петроглифы разных временных периодов.
— На юге края интересная почва — здесь много песчаных дюн и барханов, — рассказывает Артём Охальников. — Учёные гадали: почему так? Оказалось, что в межледниковый период в Саянах образовывались огромные подпрудные озёра. Они были заперты в горах небольшими ледяными плотинами. Когда и они начинали таять, огромная масса воды смывала всё на своём пути. Например, такой катаклизм был 19 тысяч лет назад. Тогда вода достигла отметки в 350 метров, даже территория, где сейчас находится Ермаковское, была затоплена. Осадочные породы оставляли пески, потом ветер сдувал их в барханы. Так получились современные песчаные горы. Кстати, ещё раньше здесь тоже была вода. И сейчас — по пути на вершину Шишки — мы поднимаемся на дно. Красный песчаник — песок древнего океана, который находился здесь 400 миллионов лет назад в девонском периоде. Во время формирования Саянских гор эти куски древнего песка выдавило наружу.
На вершине Шишки примерно 4–4,5 тысяч лет назад было святилище. Там же располагалось оборонительное сооружение. К слову, долгое время на эту гору исследователи не обращали внимание. Только в 1980-х годах минусинский археолог Николай Леонтьев провёл раскопки и обнаружил остатки древней крепости. Длина каменой стены достигала 150 метров, а высота доходила до четырёх. Этого хватало, чтобы остановить противника.
— Как полноценную крепость использовать это сооружение не могли, поскольку на горе не было источника воды, — отмечает Артём. — Но здесь можно было временно пересидеть набег, спрятать детей, женщин, скот.
Это не скандинавы
Казахи считают, что их прародина именно здесь — на юге Красноярского края. А несколько сотен лет назад скандинавы были уверены, что отсюда их праотцы пришли на запад.
— Триста лет назад, в 1722 году, в Минусинскую котловану приехала первая археологическая экспедиция под руководством Мессершмидта, — рассказывает Артём. — Он провёл раскопки, купил несколько предметов древности у бугровщиков, которые раскапывали курганы, открыл стелы, скопировал с них изображения и надписи. Немецкие и финские исследователи решили, что надписи — это скандинавские руны. И организовали несколько экспедиций в наш край. Они искали следы мифического народа “чудь”. Считали, что он жил здесь, был средним между скифами и скандинавами. Но потом выяснилось, что эти руны к скандинавским и древнегерманским отношения не имеют. Это древнетюркские руны с территории Монголии.
Солнце в его рогах
Шалоболинская писаница — самый крупный памятник древнего наскального творчества в Красноярском крае. Рисунки нанесены на крутом скальном берегу реки Туба.
— Для историков писаница ценна колоссальным количеством изображений, — говорит Артём. — Они выполнены разными методами: выбивкой, шлифовкой, гравировкой, нарисованы охрой. Охватывают период от неолита до Средневековья. Это огромный храм под открытым небом, неиссякаемый кладезь для историков, археологов, людей, которые хотят набраться впечатлений, понять, как мыслили наши предки, как они пытались выразить своё отношение к миру через изобразительное искусство.
Изображения лосей в ангарском стиле на Шалоболинской писанице. Позднее сверху на одного из них древние люди набили всадника и уздечку, которой он ведёт второго лося. Так показали, что подчинили духов этого места своей культуре.
На протяжении трёх километров выделяют восемь мест скопления рисунков, расположенных на различной высоте. Всего зафиксировано более 500 изображений.
— Для чего были созданы писаницы? Есть несколько предположений на этот счёт, — поясняет экскурсовод. — Возможно, это культовые места, где проводили обряды. Или школы для юных, в которых объясняли, как устроен этот мир. Некоторые исследователи считают, что это были табуированные места, куда мог приходить жрец и проводить обряд инициации — взросления, когда мальчик превращался в мужчину.
На протяжении многих тысячелетий люди приходили сюда.
“Сейчас есть храмы, картинные галереи, произошло разделение искусства и религиозного мировоззрения. Есть площадки для выражения своего мнения. А тогда такой единой площадкой был этот скальный массив, — говорит Артём. — Отношение к памятникам археологии должно быть иным. Не нужно приходить и что-то набивать сверху. Это варварство. Древние люди жили синкретично, для них тот и этот мир были взаимосвязаны. Человек провёл кровью по изображению оленя — и зверь ожил. Не было простого действия — каждое, по мнению людей того времени, отражалось в духовном мире. И ещё один момент: в музее мы же не рисуем, например, на картине Айвазовского. Здесь тоже так делать не нужно”.
Исследователи изучают писаницу с XIX века. Каждый год сюда приезжают археологи, находят новые неизведанные рисунки, совершенствуют технологии копирования. Сохранение наследия — особая забота. Памятник находится под открытым небом, на него воздействует природа. И, к сожалению, люди. Древние изображения портят современными надписями.
Писаница поделена на восемь участков. До первого — минут пять по живописной тропе вдоль реки. Нас предупреждают: здесь много змей. Так и есть — идущий первым спугнул с дорожки как минимум трёх.
На скалах — изображения разных веков. Вот бык, выполненный в минусинском стиле. Рядом — лось, это уже ангарский стиль.
— В те времена лоси были основными объектами охоты, они давали мясо, кости, шкуры, — рассказывает Артём. — Этим животным поклонялись. У древних существовала легенда о космическом лосе, который бежит по небу и несёт в своих рогах солнце. А млечный путь — тропа, по которой он уже пробежал.
До сих пор неизвестно, по какому принципу древние люди выбирали поверхности для изображений. Есть небольшие выступы, полностью испещрённые рисунками. А рядом — удобные, но пустые плоскости.
— Отдельная тема для разговора — сюжет лодок, — говорят экскурсоводы. — Вспомните выражения “река жизни”, “время истекло”. Они связаны с движением по рекам. Большинство сибирских рек текут с юга на север. От истока к устью, от солнца к холоду. Для человека эпохи неолита река была ещё и символом жизни, которая начинается на юге и заканчивается на севере. Часто были захоронения в виде лодки. Или вовсе тела сплавляли по реке. Эти путешествия из одного царства в другое запечатлены здесь.
В тему
Названия культурам — окуневская, тагарская, карасукская и т. д. — давались по месту первых археологических находок того времени. Например, Карасук — название населённого пункта, а остров Тагарский — часть современного Минусинска.
Нюанс
Доказано, что у древних людей объём мозга был больше, чем у современных. Например, у неандертальцев мозг весил около 1,5 кг, у нас — примерно 1,3.
— Есть несколько точек зрения на этот счёт, — говорит Артём Охальников. — Известно, что мозг очень энергозатратный орган, даже в состоянии покоя он тратит 20 процентов всей энергии. Согласно первой теории, его размер уменьшается для сохранения энергии. Есть и другая версия: объём головы стал меньше, чтобы облегчить роды — сократить случаи материнской и детской смертности. Ещё одна теория: древний человек просто был умнее нас. Ему нужно было думать, чтобы выжить. Сейчас есть самые разные виды образования — от детского сада до вуза. Тогда человеку приходилось всё постигать самому. Он должен был уметь и наконечник стрелы сделать, и зверя добыть, и ребёнка воспитать. И зачастую научить этому всему было некому. Плохо подумал — умер. Совсем плохо подумал — умер в детстве и свой генофонд дальше не передал.
Фото автора