Новости

Обедаем по-новому

Обедаем по-новому

Обедаем по-новому
Обедаем по-новому

Систему школьного питания ждут серьезные изменения

Последняя Всероссийская диспансеризация детей, проходившая в 2002 году, показала, что состояние здоровья ребят в стране ухудшилось. В частности, число детей, имеющих хронические заболевания, увеличилось вдвое. По мнению специалистов здравоохранения, такие негативные тенденции обусловлены в том числе несовершенством системы школьного питания.

С тех пор прошло уже почти 5 лет, однако пока подходы к организации питания в детских садах, школах, средних и высших учебных заведениях остались прежними. Во многих странах мира на смену школьным столовым приходят современные межшкольные комбинаты питания, оснащенные высокотехнологичным оборудованием. Планируется, что такие же изменения произойдут и в нашей стране.

Чтобы решить проблему организации школьного питания, необходимо знать, какие трудности существуют сегодня. Эта тема обсуждалась на “круглом столе” в администрации Октябрьского района. В его работе приняли участие: директора школ, руководители комбинатов общественного питания, представители производственно-торговых предприятий, депутаты Красноярского городского Совета и научные работники Красноярского торгово-экономического института.

— До перестройки в Советском Союзе комбинаты общественного питания активно развивались. Многие страны переняли этот опыт и используют сегодня. А у нас произошел развал системы, мы вернулись в старой организации питания, которая не соответствует современным требованиям, — отметил глава администрации Октябрьского района Геннадий Игнатьев.

Сегодня в районе существует несколько форм организации школьного питания. Так, в двух образовательных учреждениях работает закрепленный штат сотрудников пищеблока, оплата их труда осуществляется за счет бюджета. Три учебных заведения обслуживает школьный комбинат питания © 38, еще 14 учреждений — частные предприятия, в школе © 138 питание организует индивидуальный предприниматель.

— Основная проблема состоит в том, что большая часть оборудования школьных столовых устарела: приборы не отвечают современным требованием и значительно износились. Так, 66 процентов холодильного и 74 процента теплового оборудования имеют стопроцентную изношенность, — рассказывает начальник управления образования Октябрьского района Роман Митрохин. — Новое оборудование, поступающее в школы по конкурсу, который проводит главное управление образование, также не соответствует современным технологическим характеристикам. Помимо того, помещения столовых не позволяют одновременно накормить горячей едой всех детей. Еще нюанс: по краевому закону “О защите прав ребенка” на питание детей из малообеспеченных семей ежедневно выделяется по 15 рублей. Этих средств явно недостаточно. В результате, чтобы не работать в убыток, столовым приходится снижать затраты, что сказывается на качестве продуктов.

Понятно, что завтраки и обеды для школьников должны быть не только вкусными, но и полезными. Растущему организму ребенка требуется много полезных веществ и витаминов. Сотрудники Красноярского торгово-экономического института провели исследование фактического питания учащихся Красноярска. Оказалось, что энергетическая ценность многих блюд занижена, их витаминный состав практически на нуле.

— Потеря полезных веществ происходит в основном из-за устаревшего оборудования, — считает Галина Иванова, профессор кафедры технологии питания Красноярского государственного торгово-экономического института. — Представьте, плита на школьной кухне разогревается в течение четырех часов. Все это время на ней, например, греется компот. Через полчаса количество витамина С уменьшается вдвое, а через час происходит стопроцентная потеря. Получается, что мы даем детям бесполезную сладкую воду.

Галина Иванова видит два решения проблемы качества школьного питания. Во-первых, это замена устаревшего оборудования. Во-вторых, разработка блюд повышенной пищевой ценности, которой занимаются специалисты института. “Результаты нашей работы могут пригодиться при организации системы школьного питания, — говорит она. — Опрос показал, что 20 процентов школьников не едят яиц, творога и рыбы. Но эти продукты очень полезны для детей. Мы разработали блюда, которые готовятся с использованием натуральных добавок, “маскирующих”, например, вкус рыбы. Ребенок и не догадается, из чего приготовлены котлеты”.

Заместитель главы города, начальник департамента социальной политики Василий Куимов считает, что в первую очередь не педагоги, а родители должны обращать внимание на то, что едят их дети.

— В современных семьях отсутствует качественное питание. На завтрак мамы и папы кормят ребят бутербродами с кофе. Обед далеко не всегда состоит из трех блюд, зато вечером — несбалансированный, обильный ужин. Дважды в год в школах проводятся родительские собрания, на которых педагоги рассказывают о значении правильного питания. Такую практику нельзя прекращать, — говорит он. — Кроме того, давайте более тщательно относится к выбору оборудования для школьных столовых. Оно должно отвечать всем современным требованиям.

Полная замена оборудования во всех образовательных учреждениях города — задача неисполнимая. Это слишком дорогое удовольствие для бюджета. Организация межшкольных комбинатов, оснащенных по последнему слову техники, позволила бы снять проблему школьного питания.

В Октябрьском районе решили разработать модель программы современной организации школьного питания. Уже определены экспериментальные учебные заведения, которые “опробуют” завтраки и обеды по новой системе. Возможно, со временем этот опыт работы будут использовать и остальные школы города.

Обедаем по-новому
Обедаем по-новому

Геннадий ИГНАТЬЕВ, глава администрации Октябрьского района:

— Сегодня подходы к организации питания в детских садах, школах, средних и высших учебных заведениях остались прежними. И это несмотря на, что государство уже давно объявило проблему организации школьного питания одной из злободневных в российской системе образования.

Озвученную проблему, несмотря на инициативу федеральных властей, решать необходимо на местах. Для этого мы должны понять, какие существуют трудности в организации детского питания в образовательных учреждениях на территории района. Какие есть пути решения? Что нужно сделать в первую очередь, чтобы сдвинуть ситуацию с “мертвой точки”?

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА