Новости
Занимательная картография
Имидж Сибири создают мировые художники
Возможность посмотреть другими глазами на жизнь родного города, края и даже свою собственную представляется нам нечасто. Седьмая Красноярская биеннале стала призмой, сквозь которую можно не только увидеть новый образ Сибири, но и прикоснуться к удивительным образцам современного искусства.
Основной частью программы стало создание “Чертежа Сибири” — известнейшие художники отправились в экспедиции, где, используя опыт местных музеев, работали над проектами. Получить из повседневной жизни города, деревни или поселка магический эликсир, пригодный для создания яркого современного проекта, задача непростая. Однако организаторы проекта не сомневались в результате, так как для участия были приглашены очень интересные и нестандартные авторы.
В результате тема переосмысления жизни Сибири зазвучала во всех многочисленных залах музейного центра. Горбыль, уложенный на платформе, заставлял людей разного возраста прыгать по неровной поверхности, ощущая себя участниками игры, о правилах которой пока ничего не известно. Большая часть экспедиционных проектов расположилась в “Светелке”. Их характер полярен: от забавных “Дивногорских опытов” группы “Синие носы” (Москва) до медитативных “Переселенцев” Галины Леденцовой (Санкт-Петербург). Пространство этого проекта ограничено перегородками, на которых висят рушники с вплетенными красными нитями.
— Последние годы я занималась исключительно видео, и создание виртуального мира мне немножко надоело. Хотелось что-то сделать руками. И все сошлось в одну точку: существование маленького поселка Бирилюссы, коллекция ручников и моя идея — полотенца, как метафоры пути. В музее я нашла старые полотенца, старые рушники, которые в начале века были привезены переселенцами в Красноярский край, — рассказала Галина. — Я сделала видео, оно состоит из элементов природы — воды, которая потрясает в Сибири, живого дерева, зданий, построенных из дерева, омытого дождями и снегами. Там возникает православная молитва о путешествующих, это к теме переселения в начале века из Центральной России в Сибирь. Очень важны кадры, где показаны руки двух женщин, которые мотают красную нить. Это мостик из прошлого в наш сегодняшний день. По сути, ничего не изменилось — осталась та же долгота пути, то же ощущение жизни, судьбы в виде наматываемой нити и наш собственный жизненный узор, как вышивка на полотне.
Среди экспедиционных проектов выделяется и “Выработка несуществующих артефактов” Дмитрия Каварги, Елены Зайцевой (Москва), побывавших в Тюменской области. Путь посетителям преграждает нефтяная установка, выплавленная из полимерных материалов. Авторы приглашают поразмышлять на тему “черного золота”, которое сегодня так много значит.
Серьезный резонанс вызвал проект красноярского художника Виктора Сачивко “Сетумаа, возвращение мечты”, подготовленный совместно с жителями деревни Хайдак. На огромной платформе автор вместе с эстонцами Сету, живущими в деревне, представил своеобразный макет деревни. В нем отражена не только жизнь ее обитателей, но и заложено множество смыслов, актуальных для современной России.
Украшением биеннале стал проект Леонида Тишкова “Сольвейг: ландшафт моей памяти”.
— Память — это пустыня, которую мы населяем воображаемым, — говорит автор. — На ландшафте моей памяти можно увидеть маленький уральский городок, трубы завода, заснеженный пруд и маленькую фигурку мальчика, идущего в школу по узкой тропе снежного поля. По этой тропе я путешествую в прошлое, восстанавливая по пятнам времени идеальную вселенную, в которой детство — это время духовной глубины и бесконечного ослепительно белого снега. На снежном ландшафте моей памяти отчетливо видны пятна времени: отец везет елку на санках, мать полощет белье в черной проруби. Здесь же домик на берегу пруда, лошадь, запряженная телегой, стог сена, братья, собаки, рыбаки и прохожие, пещерка в снегу, ангел в сугробе, кладбище. Снег — это время, это белый воображаемый ландшафт, в котором я размещаю свои личные воспоминания. Именно там, на еле видимой линии снежного горизонта, соединяются земная и трансцендентная сферы.
Внимание горожан, прогуливающихся вблизи музея, привлекают объемные инсталляции Андрея Логвина (Москва) и Матея Вогринчича (Любляна), которые не только приглашают заглянуть в залы, где собраны целые “созвездия” имен, но и указывают на ядро проекта. Московский дизайнер предложил перформанс “Каркас России”, по сюжету которого олигарх рушит железобетонную “СИБИРЬ”, в результате своих усилий выявляет крепость и устойчивость этой земли, которая всегда останется каркасом для России. Гость из Словении известен миру по своим объемным инсталляциям в Любляне, Венеции, Ливерпуле. Красноярску Вогринчич предложил проект, в котором ключевым элементом стала лопата — часть городского герба:
— В Сибири под землей и над землей очень много природных ресурсов. В концепции биеннале есть такие слова, как “воздух над нами весел”, поэтому я сделал особенный акцент на том, чтобы зритель, увидев мою работу, обратил внимание на пейзаж за ней. Я старался расположить лопаты на платформе так, чтобы создавалось впечатление, будто они смотрят в небо.
Во второй день биеннале прошло открытие проекта “Красноярский пленэр”, предложенного красноярским организаторам отцом “Митьков” Александром Флоренским. Работы петербургских авторов Ивана Сотникова, Ирины Васильевой, Александра Дашевского, Ольги и Александра Флоренских выставлены в усадьбе В. И. Сурикова.
— В нашем проекте самое приятное то, что традиционная живопись шпионским методом пролезает в форумы современного искусства. И высоколобые кураторы потихонечку запускают такие проекты, сначала в амбаре, а потом, вероятно, и в других пространствах. То, что современные художники взяли этюдники и пошли на пленэр, факт диковатый. Пленэр давно стал уделом маргиналов. Вменяемые люди ходят не на пленэр, а на “пленэр” — устраивают из этого акцию, хэппенинг, перформанс, и само событие становится более важным, чем результат. А мы решили вдруг убрать эти кавычки и постараться не “как бы” пойти на этюды, а сделать это. Оттенок иронии и самоиронии если и есть, то сведен к минимуму. Год назад я провел в Красноярске один день и успел все посмотреть. Увидел тогда много мест, в частности памятник Ленину, а за ним здание какого-то исполкома и подумал — вот бы нарисовать. Сейчас я сделал все, что хотел. Несмотря на то, что мы жили в одной гостинице, впервые увидели работы друг друга, когда пришли в усадьбу их вешать. Красноярский пленэр стал еще одним проектом Общества любителей живописи и рисования, которое было придумано мной и Иваном Сотниковым в 2004 году. Идея же возникла еще в 1996. Мы с Ольгой были в Риме и видели, как на другом берегу Тибра сидела группа художников с мольбертами. Там были девушки в светлых шляпках. И я понял, что надо собрать компанию приятных людей и ездить по живописным местам. Мы провели пленэр в Тбилиси, вовлекли грузинских художников. В Норильске на пленэре мы поступили фестивально и сказали: любой норильчанин может попробовать себя. Если в Красноярске случится сделать проект во второй раз, я обязательно позову местных художников.
Уникальные этюды, как и остальные проекты биеннале, будут представлены в Красноярске на протяжении месяца. Красноярский музейный центр станет на это время средоточием мощнейших потоков креативной мысли лучших российских художников. Предельно насытив пространство музея прогрессивными и острыми идеями, организаторы словно заставляют посетителей неоднократно возвращаться в его стены, чтобы различить новые грани седьмой биеннале. То, что на ней представлены настоящие жемчужины, подтвердил и директор по корпоративному развитию Фонда Соломона Р. Гуггенхайма в странах Европы и Ближнего Востока Николас Ильин, входящий в экспертный совет:
— Мы отметили десятку работ, которые отражают тему и оригинальны с художественной точки зрения. Их уровень не ниже, а возможно и выше уровня проектов Московской биеннале. Я имею в виду русских художников. Московская получает много денег, а Красноярская практически ничего, поэтому важно, чтобы ваша стала более известной. Здесь есть молодежь, энтузиазм, энергия.