Новости
Гены долголетия
Передают пожилые отцы своим детям
Мужчины, предпочитающие девушек помоложе, способствуют развитию долголетия. Существуют разные мнения насчет того, продлевают ли они жизнь самим себе, однако ученые из Стэнфордского университета и Университета Калифорнии в Санта-Барбаре уверены, что неравный брак способствует долголетию представителей нашего вида в целом. Похоже, именно такой вид брака, широко распространенный в древности, помог нам достичь нынешний продолжительности жизни.
Логика теории эволюции подсказывает, что животные должны умирать, когда с возрастом теряют способность размножаться. Дело в том, что мутации, сокращающие продолжительность жизни, вступают в игру на разных жизненных этапах, однако после прекращения размножения выключается механизм естественного отбора, который мог бы такие мутации отсеивать. В результате мутации, убивающие животных, в старости должны накапливаться, а смертность по завершении детородного возраста — резко повышаться.
Тем не менее, как отмечает один из участников исследования демограф Стэнфордского университета Седрик Пулестон, у человека так не бывает. Несмотря на то, что у большинства людей завершение сексуальной жизни происходит в возрасте 55 лет, в среднем они живут намного дольше, а продолжительность жизни увеличивается от десятилетия к десятилетию.
В течение последних 50 лет исследователи пытались объяснить этот феномен, который отличает людей от прочих представителей животного мира. С 1966 года среди ученых бытовала так называемая гипотеза бабушки, или родительской заботы, выдвинутая британским математиком Уильямом Гамильтоном. Согласно этому предположению, именно женщины оказывают позитивное воздействие на возраст людей в целом.
Считалось, что женщины, которые живут дольше, продолжают заботу о своих детях и внуках и после завершения репродуктивного возраста, обеспечивая их хорошими условиями жизни. Тем самым они дают им эволюционное преимущество перед детьми и внуками, матери и бабушки которых скончались в более раннем возрасте. Таким образом, потомству, имеющему преимущество, передается и часть “генов долголетия” их матерей и бабушек.
В отличие от предыдущего исследования, специалисты из Стэнфордского университета и Университета Калифорнии решили доказать, что позднего отцовства достаточно, чтобы отложить время ухода из жизни. Согласно их предположениям, мужчины, которые могут зачать детей в возрасте 50–60 лет, не имеют возможности продлить жизнь себе, но способствуют увеличению жизни в целом для всего человечества. Их гены долголетия передаются их детям, причем не только мальчикам, но и девочкам.
Для доказательства своей гипотезы ученые сосредоточили внимание на данных статистики о фертильности и продолжительности жизни представителей культур (мужчин и женщин), чей образ жизни и модели общения до сих пор приближены к тому, что было характерно для обществ охотников и собирателей. Ученые избрали такие общества объектом своего внимания, поскольку их жизнь максимально соответствует качеству жизни наших далеких предков, которые уже много веков назад в 33% случаев жили дольше, чем могли размножаться. А значит уже на ранних этапах эволюции человека люди отличались от животных тем, что их жизнь продолжалась и после того, как они могли воспроизвести себе подобных.
Были проанализированы данные о продолжительности жизни и фертильности среди взрослого населения культуры добе-кунг в пустыне Калахари, а также сообщества аче в Парагвае. Ученые обратились также к данным о членах индейского племени яномамо, проживающих на границе Бразилии и Венесуэлы, а также к носителям языка цимани в Боливии. Кроме того, им удалось получить информацию о жителях деревень в Гамбии, а для проведения полноценного сравнительного анализа исследователи привлекли информацию о продолжительности жизни и фертильности жителей современной Канады.
Ученые выяснили, что в наименее развитых традиционных обществах мужчины были старше своих партнерш в среднем на 5–15 лет. Таким образом, они продолжали размножаться и после того, как их ровесницы теряли способность производить потомство.
Для сравнения, в развитых странах, например в США или европейских государствах, мужчина обычно на два года старше своей половины.
“Для брака, где мужчина старше женщины, это стандартная разница в возрасте”, — отмечает Пулестон. По его словам, разница в возрасте между партнерами может задаваться культурой, однако в любом случае у мужчин уровень фертильности снижается постепенно, тогда как менопауза у женщин фактически лишает их способности к размножению. Так, несмотря на разницу в традициях, большинство мужчин и женщин из всех шести групп к 50 годам уже прекращали рожать детей. Однако некоторые мужчины, например обладающие высоким социальным статусом, становились отцами и в возрасте 70 лет.
Стоит отметить, что разница в возрасте между партнерами особенно заметна в обществах, где практикуется многоженство, а также в так называемых геронтократиях, где пожилые мужчины фактически монополизируют доступ к женщинам репродуктивного возраста. Впрочем подобного рода проявления мужской фертильности характерны и для моногамных обществ, поскольку мужчины чаще повторно вступают в брак.
“Мы считаем, что мужская способность к размножению имеет значение для истории человечества, а последствия этой способности мужчин видны на смертности современных сообществ людей”, — отмечают авторы исследования.
Получается, что первостепенное значение для увеличения продолжительности жизни имеет не продолжительность жизни женщин и даже не экономический рост, позволяющий выхаживать больных, а фертильность, которая характерна для немолодого мужского организма.
Фертильность — способность давать жизнеспособное потомство. Для женщин также — репродуктивная способность, способность к деторождению.