Стадион
Сергей Чупров: “За нами левый берег, народ равнодушия не простит”
Президент РК “Красный Яр” о неудачном начале сезона, трансферах и будущем.
Один из флагманов отечественного регби провалил старт сезона. Два поражения в трёх матчах чемпионата, вылет в четвертьфинале Кубка России — совсем не такого ожидали от яровцев их преданные поклонники. В клубе прекрасно понимают, что такие результаты неприемлемы. Президент “Красного Яра” Сергей Чупров никогда ни от кого не прятался и всегда откровенно рассказывал о состоянии дел в команде в любые периоды. Не отступил он от этой позиции и сейчас.
— Такой старт чемпионата стал неожиданным или вы понимали, что команда не в форме?
— В определённой степени неожиданное фиаско случилось. В первом туре проиграли “ВВА-Подмосковье”. Знали, что соперник серьёзно укрепился, что у него отличные легионеры, сыгранные и техничные. При этом несколько раз просматривали эту игру, анализировали. Фактически гости играли от защиты, мы владели преимуществом в нападении, атаковали. Имели возможности, где-то не повезло.
— Ещё не справились с Лейтоном Экстином, набравшим у “лётчиков” все очки.
— Это уникальный игрок, но у ВВА и остальные легионеры на уровне, они и сделали игру. Мяч был у нас в схватках, коридорах, но монинцы нас превзошли в защите.
— Была ли какая-то недооценка соперника в этом поединке?
— К сожалению, излишняя самоуверенность присутствовала. Не все до конца понимают, что уровень чемпионата вырос. Соперники укрепились, подросли в уровне, лёгких игр сейчас в принципе не бывает.
— И всё же с ВВА были шансы, а вот матч второго тура со “Стрелой” — это провал.
— Да, провал. “Стрела” разобрала нашу игру по косточкам. Сам рисунок матча походил на встречу с Монино, только там мы не справились с Экстином, а в матче со “Стрелой” с Йоханнесом Тромпом. Хотя, прежде всего, сами виноваты. “Стрела” ничего не придумывала, чётко защищалась, а когда мяч оказывался у гостей, выбивали с ноги вперёд и бежали.
— Но раз казанцы разобрали вашу игру с Монино и играли чётко от обороны, отдав мяч “Яру”, может быть, стоило отдать, в свою очередь, мяч сопернику и посмотреть, что он с ним будет делать, и уже его ловить на ошибках?
— Во время игры можно было внести коррективы по ходу встречи, однако здесь мы не доработали. “Стрела” использовала едва ли не каждую нашу ошибку. С другой стороны, отдавать инициативу сопернику в домашнем матче “Красный Яр” не имеет права. Но нам нужно перестраиваться самим, чтобы наша игра не вызывала таких вопросов, как было с Казанью. Вот взять поединок в Кубке России со “Славой”. Мы проиграли, но претензий по самоотдаче к ребятам нет. Они выложились полностью, но эта самоотдача не всегда была осмысленной. С таким потенциалом, с таким началом матча “Славу” надо побеждать. Сыграли свою роль и судейские ошибки. Мы потом пересмотрели: попытку Роберта Сутидзе надо было засчитывать. Были спорные моменты со штрафными в обе стороны. Я сейчас не оправдываюсь нисколько, все ошибаются, но чисто субъективно мне показалось, что арбитры благоволили московской команде.
— То есть перенос регбийной столицы из Красноярска в Москву идёт по всем фронтам?
— Думаю, москвичи спят и видят такой расклад.
— Со стороны казалось, что, если бы “Красный Яр” занёс попытку в первые двадцать минут, всё было бы нормально. Но “Слава” выдержала, приобрела уверенность, а потом уже стояла насмерть.
— Согласен, не хватило попыток в стартовые минуты, когда у нас было большое преимущество. При этом “Слава” невероятно играла в защите. Я этот матч пересматривал уже четыре раза. Столько мяча у нас, столько атаковали и не реализовали. Повторюсь, что к ребятам претензий нет, все играли на пределе, кто-то с травмами вышел. Основная же причина такого старта сезона — эпидемия травм. У нас 14 человек выбыло.
— Кого из них сейчас критически не хватает?
— Многих. Василия Дорофеева, Богдана Федотко, Романа Ходина, Сионе Фукофука, Александра Агеева и других. Первая линия серьёзно просела.
— Кстати да. Во всех четырёх матчах первая линия была разная.
— Ну, так уже в первой игре потеряли Сионе и Агеева. Александр выбыл на несколько месяцев, сделали операцию. Ждём восстановления Федотко. Похожее на травму Богдана повреждение было у Вити Архипа, Он восстановился, и с Федотко всё будет хорошо. Юра Кушнарёв ещё травмировался.
— Опыта Кушнарёва со “Славой” особенно не хватало. Джейсон Таумалоло всё-таки ещё слишком молод.
— Не хватило Юры, да. Мы много мячом владели и часто его теряли. Замкнули почему-то игру на Гиорги Пруидзе. Понятно, что он лидер, что он умеет решить эпизод. Но ведь ждать, что Пруидзе всё сделает сам — неправильно. Его втроём встречали. Надо же подготовить, открыть пространство, чтобы была неожиданность для соперника. А Пруидзе берёт мяч и думает, что прорвёт линию и убежит, желания через край и восемь потерь. Прошли те времена, когда в чемпионате России можно было так легко играть, надо меняться.
— Первая линия и в прошлом сезоне была проблемной. При этом “Яр” провёл серьёзную трансферную кампанию. Но пока лучшим приобретением видится Евгений Проненко, которому 37 лет, которого, как мне кажется, вы брали не в старт, а, скорее, для глубины состава.
— Женя молодец. Отношусь к нему с большим уважением. Неплохо себя проявляет. Другие парни-перволинейцы помоложе, им нужно время, через два-три месяца заиграют на хорошем уровне.
— Южноафриканец Маарман Мазрук пока вообще не впечатляет.
— Не готов он пока физически. Мазрук и другие легионеры-новички практически только приехали. Чемпионат длинный, со временем наши легионеры подтянутся до своего максимума. Нам сейчас на этом первом этапе сезона главное — не проваливаться. Постепенно войдут в строй травмированные, вольются новички, и дальше всё изменится.
— Между играми со “Стрелой” и “Славой” была тяжелейшая победа в Новокузнецке. Она, судя по всему, стала катализатором. По самоотдаче матчи с Казанью и Москвой — небо и земля.
— Эта победа многое переломила. Плюс проводились собрания с командой, вразумлял, даже штрафовали немножко.
— Даже так.
— Ну а как. Ребята это приняли, все всё понимают, мы плывём в одной лодке, и “Красный Яр” не может отступать со своих позиций. За нами город, левый берег, болельщики, дети из нашей школы — мы не должны так проваливаться.
— А вот такой чисто психологический аспект. Попробую сформулировать. В первых матчах присутствовала недооценка, но со “Славой” то её не было, все сыграли на максимуме и всё равно уступили. Если раньше присутствовала победная аура, то не появится ли сейчас какой-то пораженческий настрой?
— Не думаю, что такое произойдёт. Две игры впереди в Москве с “Динамо” и ЦСКА. Эти соперники точно будут упираться.
— Судейства столичного не опасаетесь?
— А что тут сделаешь. Судейство такое, какое есть. И здесь, в Красноярске, так судят. Это спорт. Как говорится, надо быть на голову сильнее, тогда никто не помешает.
— Вернусь к трансферам. Вот ВВА, мы это уже обсуждали. Их легионеры определяют игру команды, а Экстин — абсолютный лидер. И так во многих клубах, если берут игроков из дальнего зарубежья, они делают результат. А вот в “Красном Яре” такого я не вижу. Есть Пруидзе, да, но я именно о легионерах из дальнего зарубежья, которые приезжают и становятся запасными. Последним делающим разницу игроком был, на мой взгляд, Гленн Хортон.
— Хортон вообще выдающийся игрок. Мы работаем на рынке, отсматриваем, стараемся усиливаться. Сейчас ещё должны подъехать два легионера. Для трансферов было не так много времени. Мы искали, кто нам нужен, нашли. Процедура занимает примерно три месяца. Надо сделать разрешение, согласовать с министерством спорта и так далее.
— Эти двое едут в старт?
— Да.
— То есть можно ждать, что у “Яра” появятся легионеры-лидеры?
— Надеюсь на это.
— Каков финансовый аспект? Вот тот же Экстин. Игроков такого уровня вы можете брать или Москва предложит гораздо больше?
— Сейчас расскажу. Экстин не такие уж большие деньги получал. Мы пытались его пригласить сюда. Но у него контракт с ВВА до 2022 года. Надо было платить достаточно большие деньги. Конечно, есть желание его взять, когда контракт закончится, но Экстин сейчас блистает. Ему могут предложить такие условия, которые нам не перебить при всём желании. У Монино, у московских клубов приличное финансирование. Пенза, Казань и Новокузнецк от них не отстают. Повторюсь, слабых команд вообще нет, может, “Ростов” пока несколько выделяется из этого ряда. То же “Динамо”, когда сыграется, будет серьёзной силой, его не стоит недооценивать.
— Ввиду всего этого цели “Красного Яра” не изменились? Куда команда стремится сейчас?
— В этом году надо набирать максимальное количество очков, не задумываясь пока о турнирной таблице, на неё весной посмотрим. А цель у нас всегда одна — первое место.
— Почитал послематчевые комментарии Сиуа Таумалоло после “Стрелы”. Мне показалось, что он сам не ожидал такого старта и даже немного поплыл.
— Он главный тренер. Обязанность берёт на себя. Ожидал — не ожидал — это не разговор. По аналогии с боксом: удар пропустил, пока в нокдауне, посмотрим, как восстановится.
— Но пока замена главного тренера не планируется?
— Если команда будет регрессировать — это неизбежно. Я столько лет в клубе, масса красноярцев нас поддерживает, люди переживают. Когда игры нет, то мне, наверное, ещё тяжелее, чем тренерам. С них я спрашиваю, с меня же — многие. Принимаю огонь на себя, а что сделаешь. “Красный Яр” наше детище, мы все за него в ответе. В любом игровом виде спорта могут быть провалы, как ты из них выйдешь, другой вопрос. Сейчас период смены поколений. Я вот о хорошем хочу сказать. Идёт молодёжный чемпионат России. Там многие команды участвуют. Ребята хорошие у нас. Уже в этом году порядка шести игроков претендуют на основной состав, в молодёжке здорово себя проявляют. Это наше будущее, через пару-тройку лет именно они должны выходить на первые роли.
— Насколько сложен переход из молодёжного регби во взрослое?
— Многое от позиции зависит. Первая линия — опыт, сила терпение. В полузащите, в защите может и 18-летний сыграть. Вот Джейсон, к примеру.
— Такая ситуация, скорее, от безысходности, от череды травм.
— Ну почему же. Он неплохо себя проявляет, прогрессирует.
— Но это же ключевая позиция 10-го номера. А у “Яра” на ней только Кушнарёв, выдающийся, конечно, для России регбист, но ему уже 36, и он регулярно травмируется, и 18-летний Джейсон, талантливый, прогрессирующий, но не рано ли ему брать такую ответственность?
— Нормально. Одарённые по-настоящему игроки проявляют себя именно в этом возрасте. Вспомню Сашу Закарлюка, тот вообще в семнадцать в старте выходил, Игоря Купермана. Джейсон растёт, это видно. Молодой и талантливый регбист всё впитывает в себя, как губка. Чем раньше начнёт, тем быстрее дойдёт до приличного уровня.
— То есть именно на позицию 10-го номера усиления ждать не стоит?
— Давайте подождём. Я же сказал, что должны подъехать два легионера. Вот один из них и должен усилить эту позицию.
— После московского вояжа первая в сезоне битва с “Енисеем-СТМ” — 12 сентября.
— Игра будет на Центральном стадионе. Мы надеемся, что к тому времени ковидные ограничения ослабнут, планируем организовать настоящий регбийный праздник для болельщиков. Ведь место проведения выбрано не просто так. Правый против левого. Битва двух берегов.
— Чего ожидать от этого поединка поклонникам “Красного Яра”, можно ли им рассчитывать на победу?
— Не только можно, но и нужно. Я оптимист в этом плане. Особенный матч, на который мы всегда выходим, как на последний бой. Как, собственно, и “Енисей”. Предсказать исход дерби всегда очень сложно. Не буду говорить дежурных слов, что мы всё отдадим для победы, по-другому в таких поединках и не бывает. Народ равнодушия не простит.
— Я вижу, что строительство спортивного комплекса на территории стадиона входит в решающую стадию, когда сдача?
— Это будет первый такой в России многофункциональный регбийный центр. Мы вместе с представителями нашего спонсора копании “Полюс” ездили в Англию, посмотрели, как там обстоят дела с подобными базами. Вернувшись, предложили учредителю перенаправить финансовую помощь “Полюса” клубу на строительство этого комплекса. Достигли понимания. Считаю, что это правильно. Там будут созданы все условия для восстановления, обучения, отдыха, питание, отдых, музей клуба. И главное — всё рядом, на территории стадиона, избавимся от этих бесконечных поездок по пробкам. Сдача планируется в ноябре, потом комплекс будет передан городу, а затем уже клубу. Считаю, что в этом плане мы сразу выйдем как минимум на шаг вперёд по сравнению с другими российскими клубами. Получим новый прекрасный дом на долгие годы.