Новости

Опустилась тень в долину

Опустилась тень в долину

Опустилась тень в долину
Опустилась тень в долину

Преклонение перед природой — во всех проявлениях

Странное ощущение: заходишь в зал и понимаешь, что картины, развешанные на стенах, продолжают настроение сумрачного осеннего дня. Просто прямое попадание — приглушенные, где-то даже мрачноватые, краски, чуть размытые контуры. Такая вот неяркая, не показная, глубинная любовь к родной природе.

Павел Батанов действительно не использует ярких, кричащих красок (по крайней мере, в работах, представленных на его персональной выставке в краевом Доме художника). Исключение составляет разве что довольно масштабная картина “Утро в Хакасии”: сочная трава, освещенные солнцем горбатые холмы, деревушка невдалеке, конь, пасущийся в бескрайней степи. Видимо, такое настроение было у автора — солнечное, безоблачное. В остальных же работах экспозиции тона практически везде максимально приглушены.

Даже осень — самое, пожалуй, разноцветное время года — на его холстах не выглядит яркой. “Очей очарованье” Павла Батанова — тихое, спокойное, умиротворяющее. Да яркость, собственно говоря, и не вяжется с названиями, которые автор дает своим работам: “Осенний покой”, “Осеннее оцепенение”. Его сентябрь — действительно задумчивый, погруженный в себя.

Интересно, что художник пишет, если можно так выразиться, пограничное состояние сибирской природы. У него на этой выставке, например, нет зимы “в чистом виде” (только одна небольшая работа под названием “Зимнее утро”). Снега много, но он либо первый, то есть осенний, либо мартовский — апрельский, уже ноздреватый, рыхлый, отживший свое. Уже сильное солнце и еще холодный снег, отчетливые тени на сугробах — такой автор видит раннюю весну.

Опустилась тень в долину
Опустилась тень в долину

Художник вообще часто играет с тенью. В экспозиции представлены сразу несколько работ, где использован этот прием: “Опустилась тень в долину”, “Пейзаж с рыбаком” (один берег освещен, другой — погружен в сумрак). Или, к примеру, “Утренний разговор”: у старенького палисадника беседуют две женщины в неярких повседневных, по-деревенски повязанных платочках. Но разговаривают между собой не только они, — еще и домики, стоящие друг напротив друга, и две стороны сельской улицы, на одной из которых уже наступило утро, а другая еще во власти ночи, сумрака, сна. Опять-таки, повторимся, пограничное состояние.

Несмотря на мрачноватые краски, общий настрой все-таки светлый, даже оптимистичный. Взять хотя бы работу “Возвращение из церкви”: из храма весенним днем движутся двое — согнутая годами старушка и девочка-подросток с веточкой вербы в руках. Мысль читается совершенно четко: жизнь продолжается.

Помнится, Ходжа Насреддин говаривал про то, что имеющий мускус в кармане не кричит об этом, ибо запах мускуса сам выдает себя. Павел Батанов не кричит о своей любви к природе, к окружающему миру, он просто тихо преклоняется перед нею — во всех ее проявлениях. Почти тридцать лет Павел Батанов преподает изобразительное мастерство в Ачинской детской художественной школе, и наверняка свое отношение к миру он умеет передать ученикам.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА