Новости
Полумеры для мам
Где можно оставить ребенка хоть на часок
Нехватка мест в детских садах — проблема, актуальная для нашего города. И заключается она не только в том, что мамы не могут выйти на работу. Оставаясь в стенах квартиры с родителями, ребенок зачастую лишен общения со сверстниками, кроме того, возникает вопрос, как подготовить свое чадо к школе.
В последнее время все большую популярность приобретают семейные досуговые центры, которых на сегодня в Красноярске официально зарегистрировано около 15. По мнению Татьяны Андреевой, директора одного из самых известных в нашем городе детского центра, объясняется это прежде всего тем, что в дошкольном возрасте для ребенка очень важны социализация и общение.
— Он должен понять, что не один в мире: есть и сверстники, и другие взрослые, помимо родителей. Какая бы замечательная мама ни была, она не может раскрыть для ребенка все многообразие мира и научить его строить контакты с другими людьми, с которыми он будет общаться, дружить, учиться, — говорит Татьяна Владимировна. — Именно в этом возрасте надо проигрывать разные ситуации: в больницу, в дочки-матери. В таких играх девочка ставит себя на место жены, матери, мальчик — отца, мужа, мужчины. И это можно и нужно делать именно в детском коллективе.
Один из главных плюсов центров — меньшая наполняемость групп, чем в детских садах. И воспитателям проще работать с каждым ребенком индивидуально. А значит — заметить недостатки в его характере, пробелы в воспитании и скорректировать их. “Малыш может быть семи пядей во лбу, знать три языка и уметь вычислять дроби в дошкольном возрасте. Но если он не сможет завести друзей, не научится поставить себя в коллективе так, чтобы с ним было интересно, хорошо, чтобы его ценили и уважали, если он не научится договариваться, слушать других, то будет несчастен”, — говорит детский психолог Елена Кудрявцева.
Кроме того, в подобных центрах ребенка подготовят к первому классу. Сейчас подготовка начинается с четырех лет. За это время дошколенка научат, что называется, писать-считать-читать, дадут базовые знания об окружающей среде (по школьному — природоведению) и, конечно, иностранных языков. Как минимум — английского. А если еще и дома заниматься с малышом, то к школе можно добиться вполне сносного разговорного. Ведь этот возраст — как раз то время, когда в человека можно заложить неродной ему язык на таком уровне, что он впоследствии сможет говорить абсолютно свободно.
Однако посещение таких центров, где помимо всего прочего очень красиво в кабинетах, много развивающих игрушек, педагоги работают по специальным программам, стоят недешево и по карману далеко не каждой семье: в среднем — 200 рублей за час пребывания. А для того чтобы действительно был толк, нужно ходить на занятия регулярно, один-два раза не дадут желаемого результата.
Есть, правда немногочисленные, но все же более дешевые альтернативные варианты. Например, мы уже писали о “Централизованной библиотечной системе для детей им. Н. Островского”, выигравшей грант на реализацию проекта “Играем, учимся, читаем”. Основная его цель — всестороннее развитие детей дошкольного возраста.
— Со временем мы, конечно, собираемся предоставлять мамам такую услугу, как временное пребывание у нас ребенка без родителей, ведь это очень нужно, — некоторые женщины не могут за услуги ЖКХ сходить заплатить, потому что малыша оставить не с кем, — рассказывает директор библиотеки Любовь Дидоха. — Но поначалу детки должны привыкнуть к нашему центру, тем более у нас есть совсем маленькие посетители — от 2 лет. Мы уже занимаемся с ними, развиваем мелкую моторику, речевую деятельность, слуховое восприятие, проводим уроки рисования, гимнастики. И это неполный список.
Познание окружающего мира для таких маленьких детей происходит даже через знакомство с водным пространством, если просто предложить малышу побултыхать ручками в тазике с водой. В рамках проекта с детьми занимаются специалисты по дошкольному воспитанию, психолог, логопед. Также планируется открыть специальную школу для мам, где они смогут получать консультации по вопросам развития и воспитания детей.
Подготовить ребенка к первому классу — уже на последнем этапе — помогут и школы. В большинстве из них работают группы кратковременного пребывания для ребятишек. Как правило, в них принимают малышей в возрасте от четырех с половиной — шести до семи — восьми лет. Эта форма дошкольного образования создана специально для детей, не посещающих детский сад. Так школы сами заботятся об уровне развития своих будущих учеников, организуя с ними занятия 2—3 раза в неделю. Педагоги проводят уроки по письму, чтению, математике, рисованию. Как правило, с дошколятами работает и психолог. Кстати, группы кратковременного пребывания есть и при детских садах. Чаще всего там принимают малышей с утра и до 12 часов, то есть не оставляют их на сончас. За небольшую плату с ребятишками играют, гуляют, занимаются.