Новости

Анатолий ЧМЫХАЛО: «Я кобзарь своего народа»

Анатолий ЧМЫХАЛО: «Я кобзарь своего народа»

Россия стала главной героиней нового романа писателя

Наверное, только облачив текст в переплет, писатель освобождается от ощущения незаконченности. Ненапечатанная рукопись в столе постоянно тянет писателя в прошлое, она тяготит и мешает расти новому. Лишь грубая материальность книги может хотя бы на время поставить точку в исканиях автора и дать простор для мыслей о следующем творении.

Возможно, именно поэтому писатель Анатолий Чмыхало не стал ждать, когда ему помогут власть или меценаты, и издал новый роман на свои деньги. Их хватило всего на тираж в тысячу экземпляров. Это очень мало, поэтому книга не попадет в магазины, а разойдется по библиотекам и близким автора. Жаль, конечно, говорит Анатолий Иванович, ведь эту книгу он создавал для людей, но что тут поделаешь. Сегодня — в век попсы и глянца — такие книги, как только что вышедшая в свет дилогия “В царстве свободы”, не пользуются особой популярностью ни среди издателей, ни среди читателей, ведь она заставляет думать, внимательно вглядываться в свое отражение в зеркале, плакать и каяться.

— Анатолий Иванович, сегодня большинство писателей перековали мечи на орало и вспахивают денежное поле при помощи детективов, любовных романов и прочего легкого чтива, вы же пишете серьезное философское произведение о России… А российский уже читатель привык, чтобы его развлекали, а “не грузили” размышлениями о судьбах мира.

— Мне стыдно за то, что сейчас происходит в стране. Посмотрите, что стоит на полках книжных магазинов, что показывает наше телевидении! Это бесконечные сериалы, где учат, как убивать людей. Кто сегодня герой нашего времени, кто сегодня на виду и на слуху? Ксения Собчак. Позорище какое. Кого мы при таком раскладе хотим вырастить?

Для чего человеку дан разум, для чего он пришел на эту землю? Чтобы познавал что-то новое, искал истину. Мне уже 82 года, я многое видел, пережил. К старости как будто поднимаешься на самую вершину и с нее видишь, что тебе скоро уходить и хочется сказать: “Люди, не творите бесчестия, чтобы оно не легло тяжелым грузом на ваших детей и внуков”. Ведь сколько можно наступать на одни грабли. Революция, гражданская война, та смута, которая прокатилась по нашей стране, — все это не должно повториться. Мы все отвечаем за то, что произошло. И только покаяние спасет нас, вернет к национальным, нравственным истокам.

Некоторые до сих пор мечтают, чтобы вернулся Сталин. Они надеются на то, что он сможет навести порядок, и не верят в те злодеяния, которые он совершал. В этом отчасти повинен и я. Хотя революции я не совершал, но своим молчанием поддерживал тот режим, который лежал тяжелым гнетом на моем народе. В своей книге я не только призываю всех покаяться, но и каюсь сам — перед людьми, перед своей многострадальной Родиной. Я не побоялся сделать этот шаг в жизни. У меня есть такие строчки:

Жизнь кончается в муках,

Как у Мессии.

Думаешь все о внуках

И о России.

Дилогия “В царстве свободы” состоит из двух книг. Первая — роман “Ночь без сна” — моя биография, в ней описаны встречи с разными людьми. Я старался быть предельно честен, там нет украшательства и домысла. В то же время этот роман — мое завещание детям, внукам, людям, где я прошу их, чтобы они оставались личностями. Ведь мы воспитывались в стаде и привыкли идти туда, куда гонит бичом пастух. Но стадность — самое паскудное, что есть в человеке. Хуже этого ничего быть не может, потому что человек рожден в единственном числе. Таким его задумал Бог.

— Но “Ночь без сна” была уже опубликована ранее…

— После того как вышел роман “Ночь без сна”, во мне осталась какая-то неудовлетворенность. В первой книге есть такие стихи:

Что жизнь? Она

Была грустна.

И так длинна,

Как ночь без сна.

Я хотел показать эту длинную ночь без сна, которую прожили я и другие люди. То, что случилось в жизни нашего общества после 1917 года, — была ночь, тяжелая и трагическая. И причина этой трагедии заключена в нас самих. Во второй книге у меня есть рассказ “Черная вдова”. Черной вдовой зовут самку паука каракута. От ее ядовитого укуса нет спасения. После того как она совокупится с самцом, съедает его. Так вот Россия подобна Черной вдове, которая съела своих мужиков: и отца нации Николая Второго, и революционеров, и русскую государственность. И быть России, как Черной вдове, весь свой век одной и не выйти никогда замуж. Больно и горько за мою Родину. Эта мысль меня волновала долгие годы. Я боялся, что не выскажу ее, не успею, не доживу. Но Бог мне дал эту возможность. Я торопился, писал эту книгу днем и ночью три года. И вот держу ее в руках. Это больше счастье, что мое слово дойдет до читателей.

Для молодого поколения я как мамонт. Я столько помню и знаю, ведь в Красноярском крае я с 1942 года. Знал обо всем, что происходило здесь, был знаком со многими интересными людьми. Сегодня об этих событиях и людях мало кто помнит, и я хотел об этом рассказать. Пишу в книге не только о плохом. Я искал доброту и человечность в людях и их поступках. И нашел. Именно через людей вышел на большую тему — тему России.

— Первоначально вы хотели назвать роман “Черная вдова”?

— Это так, но потом ко мне пришла мысль назвать его “Плач о России”. Это не буквально плач, хотя я лью слезы о прошлом, настоящем и будущем моей Родины. Плач — это древний жанр сказителей. Именно таким сказителем был мой далекий предок — кобзарь Родион Чмыхало, знаменитая личность на Украине. В книге я рассказываю о его встрече с Пушкиным.

— Я прочла книгу и не смогла определить жанр произведения. Тут и стихи, и размышления, и воспоминания…

— Жанра, подобно тому, что я создал, не существует. Нет аналогов в мировой литературе, где одновременно был бы синтез прозы, стихов и еще неоформившихся в художественную форму раздумий. Признаюсь, я долго искал свой жанр, полжизни у меня ушло на это. Решение оказалось простым, как все гениальное. Видно, мне нашептал его сам Господь Бог: введи, писатель, в свое произведение к стихам и рассказам еще не оформившуюся, но мучающую тебя мысль, свои раздумья, именно они дополнят повествование, а может быть, даже станут основой книги. Потому что из мук, которые живут в сердце, рождается наше отношение к действительности.

Две книги дилогии объединены одним замыслом: я хотел рассказать о пути России. Помните, была такая песня: “Смело, товарищи, в ногу, духом окрепнем в борьбе! В царство свободы дорогу грудью проложим себе”? Ну вот, проложили мы эту дорогу, и что теперь? Как нам живется в этой “свободой”? Мы все время что-то копируем с Запада. Но почему-то берем все самое худшее, гнилое. Что к нам идет? Попса, сериалы, распущенность… А вспомните революцию 1917 года — это же повторение французской революции. Как только мы начинали копировать Запад, в России наступала смута, черные времена. Мы все время под кем-то живем: немцами, французами… Мы забываем, что мы — русские и у нас должен быть свой путь.

— О чем будет следующая книга писателя Анатолия Чмыхало?

— Думаю, что издам стихотворный сборник. У меня еще очень много неопубликованных стихов на разные темы. Ведь я начинал как поэт и до сих пор в душе остался им. И это чувствуется по моей прозе. Вы, наверное, заметили, что роман написан не обыкновенным языком, а ритмической прозой. А может быть, если будут силы, возьмусь и за прозу. Это трудно предугадать.

— Анатолий Иванович, знаю, что почти одновременно с новой книгой в столице издали ваш роман “Дикая кровь”.

— Нынешняя осень для меня оказалась полна приятных событий. Во-первых, вышла дилогия. Во-вторых, в Москве переиздали книжку “Дикая кровь”. И еще где-то две недели назад я получил, на мой взгляд, самую высшую награду. Согласно решению Общественной палаты страны меня внесли в энциклопедию лучших людей России. Признаюсь, для меня такое общественное признание намного ценнее и дороже, чем любая правительственная награда. Ведь я всегда жил и писал для народа.

Справка “Городских новостей”

Анатолий Иванович Чмыхало родился в 1924 году в селе Вострово Алтайского края. Закончил артиллерийское училище в Красноярске, в 1942 году ушел на фронт. Был тяжело ранен и контужен в боях за Донбасс. Кавалер многих боевых наград. В 1944 году демобилизовался по ранению и вернулся в Сибирь. Работал актером в разных театрах Сибири, журналистом в периферийных газетах. Впоследствии становится собкором “Красноярского рабочего” по Хакасии.

Первые публикации появились в столичном журнале “Октябрь”. Чуть позже выходит две книги стихов и первый исторический роман “Половодье”. Впоследствии писатель создал целый цикл романов о Сибири, среди — “Нужно верить”, “Три весны”, “Дикая кровь”, “Опальная земля”, “Отложенный выстрел”. Много лет Анатолий Иванович возглавлял писательскую организацию Красноярского края и литературный альманах “Енисей”. За вклад в литературу награжден орденами “Дружбы” и “Знак почета”. Почетный гражданин Красноярска. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Почетный профессор Красноярского педагогического университета.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА