Новости
Восковая учительница
Жизнь мадам Тюссо полна приключений
Ни в одно другое культурно-зрелищное заведение Лондона не устремляется заезжий турист с такой неистовостью, как к мадам Тюссо. Очереди, обвивающие музей в любую, даже безобразно дождливую, погоду, восхищают сторонних наблюдателей своим энтузиазмом и живо напоминают о тех очередях, в которых в оные годы наши соотечественники толпились у дверей мавзолея.
Однако чем музей Тюссо не мавзолей? Восковое изображение Ильича практически неотличимо от того овосковевшего подлинника, который мы созерцали в кремлевской гранитной усыпальнице. Между тем у Тюссо можно увидеть не одного лишь вождя русской революции, а целое сонмище ему подобных исторических “великанов”, не говоря уж о звездах современной мировой политики, спорта, шоу-бизнеса и прочих родов славной человеческой деятельности. И, что для отдельных любопытных граждан немаловажно, их всех можно пощупать, потрогать и даже в обнимку сфотографироваться, так сказать, я — и великие!
Со времен основания музея мадам Тюссо его посетили свыше 500 миллионов человек — иначе говоря, население Северной Америки и Австралии, вместе взятых. Всего в мире существует четыре подобных музея: в Лондоне, Амстердаме, Гонконге и Лас-Вегасе. Нью-Йоркский — пятый в мире и второй в Соединенных Штатах — открылся ровно семь лет назад, 19 октября 2000 года. Все они являются дочерними предприятиями старейшего, Лондонского, музея, который, в свою очередь, дал многочисленные побеги по всей Англии.
Школу восковой лепки заложила два века назад основательница музея — мадам Мари Тюссо. За восемь лет до смерти она изваяла свою собственную фигуру — ту крошечную носатую старушку в черном, что встречает посетителей в холле музея. Автопортрет удивительно далек от комплиментарности — так холодно и беспощадно могла слепить свою старость только сильная и поистине выдающаяся женщина, коей и была мадам Тюссо. Что, однако, знаем мы о ней? В общем-то, мало, ибо она сознательно застила себя тенями более великих персон — тех, кого воплотила в воске. Однако жизнь самой мадам Тюссо наполнена таким сонмищем грандиозных событий, что хватило бы их на создание не одного приключенческого исторического романа...
Мари Грошольтц, как именовали в девичестве будущую основательницу прославленного музея, появилась на свет в 1761 году, через два месяца после того, как ее отец погиб на фронтах франко-прусской войны, той самой семилетней войны, когда Пруссия и Британия пошли против Австрии, Франции и России. Мари окрестили в Страсбурге, а чуть позже они с матерью переехали в Берн, где вдова Грошольтц получила место домоправительницы у доктора Филиппа Кертиуса, более известного не как медицинское светило, а как непревзойденный по тем временам мастер восковой лепки анатомических фигур. Эта встреча с доктором Кертиусом стала для Мари судьбоносной: именно он вложил воск в ее умелые, оказавшиеся еще более талантливыми, чем у учителя, руки. В 1767 году доктор переехал в Париж, где открывалась его первая выставочная экспозиция, и перевез туда же свою домоправительницу с ее дочерью. А еще через десять лет 17-летняя Мари уже собственноручно лепила с натуры портрет великого французского вольнодумца Вольтера и не менее великого американца Бенджамина Франклина (оба портрета можно увидеть сегодня среди прочих работ мадам Тюссо в лондонском музее).
Работы Мари были вскоре замечены — и отмечены! — Его Величеством французским королем Людовиком ХVI и его очаровательной супругой Марией-Антуанеттой. Монаршья чета пригласила юную Мари Грошольтц ко двору! Девять лет прожила будущая мадам Тюссо в блистательном Версале, обучая художественному мастерству сестрицу короля, мадам Элизабет, и наслаждаясь всеми прелестями дворцовой жизни. И когда грянула-разразилась залившая Францию кровью Великая революция, “восковая учительница” монархов была зачислена в списки пособников королей. Версальские покои сменились тюремной камерой. Соседкой Мари в мрачных застенках оказалась будущая супруга Бонапарта мадам Жозефина! Какая закрутка сюжета, какие имена! Впрочем, историей легко восхищаться только со стороны, но каково переживать ее?.. Головы обеих дам, и Жозефины, и Мари, были пострижены — их приготовили к восхождению на эшафот. Судьба, однако, помиловала обеих, дав шанс одной стать мадам Тюссо, другой — императрицей Франции. Однако дабы освобожденная из тюрьмы мадемуазель Грошольтц засвидетельствовала революционерам свою лояльность, ей было уготовано тяжкое испытание: изваять посмертные маски тех, с кем 9 лет бок о бок жила она при дворе — в том числе маски обезглавленных Людовика и Марии-Антуанетты. Мало того, она сама должна была отыскать их отрубленные головы на кладбище среди великого множества окровавленных останков тех, кто пал от гильотины Великой революции. Жизнь между тем беспощадна в своей иронии: будущей мадам Тюссо довелось лепить посмертные маски не только жертв, но и их палачей. Маска Робеспьера, изваянная руками Мари, стала одной из самых выдающихся ее работ.
...В 1794 году доктор Кертиус умер, завещав перед смертью всю свою восковую экспозицию своей ученице Мари Грошольтц. А вскоре Мари вышла замуж за французского инженера Франсуа Тюссо, которому родила троих детей. Однако дела мадам Тюссо шли к этому времени не блестяще: в переживавшей период глубокого экономического упадка постреволюционной Франции выставка восковых фигур захирела... И тогда отважная Мари решила плыть к новым берегам. В 1802 году она вместе со старшим сыном погрузила свои восковые фигуры на корабль и устремилась навстречу туманному Альбиону. Ни Франции, ни своего супруга Мари Тюссо не увидела уже больше никогда.
Последующие 33 года прошли в непрерывных скитаниях по Британии: передвижная выставка мадам Тюссо и ее сыновей (младший Франсуа присоединился к матери чуть позже) имела у британцев оглушительный успех. В 1822 году вся коллекция восковых фигур едва не ушла на дно морское, попав на пути в Ирландию в сокрушительный шторм. Однако судьба и здесь пощадила творения мадам Тюссо, видимо, приговорив их к бессмертию...
Мария Грошольтц-Тюссо, эта деятельнейшая и талантливейшая женщина своего времени, дожила до счастливого события — открытия постоянной выставки в Лондоне. Ей воочию довелось увидеть длинные очереди восторженных англичан, любопытствовавших взглянуть на ее творения. Мадам Тюссо покинула этот свет и свои работы в почтенном возрасте 89 лет. Ее дело было продолжено ее сыновьями и внуками.
Для тех, кто интересуется техническими деталями: на создание одной человеческой фигуры уходит полгода. Причем работает над ней не один человек, а целая бригада специалистов: скульпторы, художники-визажисты, фотографы, дантисты, парикмахеры, портные и модельеры, сапожники, ювелиры и так далее. Хотя в целом процесс мало изменился со времен мадам Тюссо. Работа начинается с позирования модели (если она жива). Делаются точнейшие замеры ее лица, рук, тела — всего до 250. Затем модель фотографируют сотни раз во всех возможных ракурсах. И только после этого скульптор делает слепок в глине, а потом в воске. Лицо и открытые части тела делаются из воска, а тело — из стекловолокна.
Потом наступает очередь глаз, кожи, волос, зубов. Глазные яблоки делаются из акрилика с такой точностью, что видны тончайшие красные прожилки. “Кожа” окрашивается в цвет кожи оригинала. Волосы подбираются по образцу или сохранившимся фотографиям. Каждая прядь по отдельности внедряется в восковой скальп. Такие волосы можно причесывать и мыть, как натуральные. Зубы изготовляются дантистами точно так, как пациентам — вставные протезы. Что и говорить, работы много. Зато как похожи! Специальные служащие каждый день перед открытием музея совершают “туалет” восковых персон: подправляют прически, подновляют маникюр и макияж, приводят в порядок одежду. Многие звезды жертвуют своим манекенам одежду со своего плеча — себе, родимому (родимой), не жалко. Мне показалось, что персонажи чуть-чуть крупнее, представительнее оригиналов, но оказалось, что это так и есть: припуск делается на 2 процента, потому что воск со временем “садится”.