Новости
Торгово-развлекательный акцент
Теория и практика крупных проектов
Все-таки что ни говори, а зима в условиях резко континентального климата — понятие очень растяжимое. Растягивается холодное время года у нас примерно на 6—9 месяцев, а, кроме того, далеко не каждое лето отличается в Сибири хорошей погодой. Поэтому мысль о том, что нужно по максимуму обеспечить красноярцев закрытыми площадками, где мы могли бы с пользой и удовольствием проводить досуг, кажется вполне здравой.
Увы, но пока большого выбора в части культпоходов по торгово-развлекательным центрам в нашем городе не наблюдается, и данный факт признают не только жители, но и представители власти. “Да у нас и сходить-то некуда!”, — признался, комментируя данную тему, начальник департамента градостроительства администрации Красноярска Анатолий Григоренко.
О существующем недоборе торгово-развлекательных площадок свидетельствует и статистика. Так, с одной стороны, краевой центр по объему товарооборота, который на сегодняшний день составляет 84,7 миллиарда рублей, входит в пятерку крупнейших российских городов. В то же время на тысячу жителей у нас приходится не так уж много качественных торговых площадей, отвечающих всем современным требованиям. По некоторым оценкам, их количество не превышает 80 квадратных метров (для сравнения, в Москве этот показатель составляет 120 квадратных метров, а в Европе — 260).
Конечно же, в последние годы у нас открылось несколько крупных торговых комплексов, да к тому же остались и кое-какие “запасы” со времен советского прошлого. Однако опять же далеко не все работающие в краевом центре заведения соответствуют необходимому уровню. Ведь согласно общепринятым мировым стандартам, помимо характеристики объема (не менее 5 тыс. кв. м) к современным торговым площадям предъявляется еще целый ряд требований. Так, по определению Международного совета торговых центров, торгово-развлекательным комплексом (ТРК) может считаться группа архитектурно объединенных розничных предприятий, управляемых единой компанией, обеспеченных удобной парковкой и расположенных на специально спланированном участке, имеющих общую концептуальную идею и упорядоченный формат. Кроме того, в нем должны иметься боулинг, бильярд, несколько залов кинотеатра, точки общественного питания.
Недонасыщенность местного рынка, что говорится, налицо, но приговор Красноярску как очевидно провинциальному городу, не имеющему приличных торгово-развлекательных центров, выносить еще рано. Так как в самое ближайшее время нас ожидает настоящий обвал открытий: “Июнь”, “Планета”, “Огни” — основные, но далеко не единственные точки, обозначенные на карте краевого центра как пункты досуга мирового уровня. Новые здания на Дубровинского, Щорса, Молокова, Весны, Взлетной — Шахтеров — список действительно велик. В текущем году в Красноярске планируется ввести 150 тыс. кв. м объектов торговой недвижимости, в 2008-м — 220 тыс. О том, кто и как их строит, а также какую пользу может извлечь из данных проектов власть, мы и поговорим.
Большие деньги
Стоит только набрать в поисковой системе Интернета словосочетание торгово-развлекательный комплекс, как на вас посыплется просто море информации. В основном — о компаниях-заказчиках такого строительства. Причем основная часть предложений поступает из столицы.
В принципе, это вполне оправданно — возведение зданий площадью в несколько тысяч квадратных метров, оборудованных в соответствии с самыми передовыми требованиями, требует огромных вложений. И хотя срок их окупаемости составляет всего 5—8 лет (что не так уж много), объемы необходимой денежной массы все равно впечатляют, — строительство современного торгового комплекса тянет на сумму не менее миллиарда рублей, а один квадратный метр в ТРК стоит в среднем порядка тысячи долларов. Естественно, большие и “длинные” деньги есть и у нас в крае, и некоторые объекты, как раз торгово-развлекательного значения, создаются за счет местных инвесторов. Однако все-таки такие цифры для нашего рынка не слишком привычны, поэтому основная масса весьма востребованных в нашем городе бизнес-площадей возводится за счет столичных девелоперов.
Стоит сказать, что участие московских инвесторов позволяет не только строить действительно масштабные объекты, но и привлекать к их возведению средства соинвесторов. Примером подобного подхода может послужить строительство торгово-развлекательного центра “Огни” в районе улицы Белинского. Представляющая данный проект компания StroinRos Group (созданная в 2004 году специально под программу развития сети ТРК в России), имеет таких партнеров, как “Планета Боулинг”, “Спортмастер”, “МосМарт” и “Мир”. При этом крупные игроки сетевого ритейла уже определили границы своих площадок в новом здании и даже вложили средства в их обустройство. Столь очевидная поддержка позволяет компании строить в нашем регионе далеко идущие планы.
— С точки зрения строительства торгово-развлекательных объектов Красноярск является весьма привлекательной территорией, — признается начальник отдела маркетинга StroinRos Group Александр Дудин. — Поэтому компания планирует сделать свой проект ТРК “Огни” сетевым. Мы уже можем сказать, что построены наши комплексы будут на Ястынском поле (в сентябре был объявлен тендер на проектирование) и в районе Копыловского моста.
Особо отметим, что, расширяя свою сеть, московские инвесторы не высказывают никаких опасений насчет пресыщения местного рынка и вероятного отсутствия покупателей. Напротив, они считают, что потребность в такого рода заведениях в Красноярске будет удовлетворена еще очень нескоро, и даже близость конкурентов (а в выбранных для красноярских сетевых проектов StroinRos Group местах уже имеются либо строятся заведения такого же формата) столичных бизнесменов не пугает.
— Рынок Красноярска еще свободен, а потому серьезной конкуренции в данном секторе мы не ожидаем, — говорит Александр Дудин. — Этот вывод обоснован серьезными исследованиями. Единственное, чего мы опасаемся, — некоторого негатива со стороны жителей, которые не привыкли к заведениям такого формата. Однако думаю, что они все-таки ждут окончания строительства и надеются на то, что реализация таких проектов изменит жизнь города в лучшую сторону.
С другим подходом
Резонное замечание: “За чей счет ведется возведение торгово-развлекательных центров в Красноярске?” — на самом деле не единственный вопрос, возникающий при рассмотрении темы ТРК в нашем городе. Ведь, имея собственный строительный комплекс, к слову, весьма солидный, мы можем рассчитывать на заказы со стороны московских инвесторов, а не принимать у себя столичные компании. Однако, как показывает практика, далеко не все местные застройщики получают приглашение на участие в таких проектах.
— Любая стройка сама по себе является довольно сложным процессом, — заявляет исполнительный директор ООО УСК “Сибиряк” Рустам Ханов. — И работа по возведению торгово-развлекательных центров отличается от работы на жилых объектах. Нельзя сказать, что она сложнее, или что здесь требуется использование более передовых технологий, — в жилищном строительстве тоже много своих особенностей. Просто это немного иной вид деятельности. Здесь необходим и другой подход, и совсем другое оборудование, которое позволит установить те же панорамные лифты, эскалаторы, отделать вестибюли.
И красноярский, и российский опыт свидетельствуют о том, что при определении подрядчика подобных работ предпочтение отдается все-таки тем фирмам, которые имеют собственную производственную базу — достаточно сильную для выполнения широкого спектра работ.
Эти рассуждения подтверждает и опыт компании “Сибиряк”, которая сегодня ведет строительство торгово-развлекательного комплекса “Июнь” общей площадью 82 тыс. кв. метров. Инвестор, группа компаний “Регионы девелопмент”, планирует устроить в нем большую зону шопинга, а также крупный спортивный центр (боулинг, фитнес) и место для развлечений (кинотеатры, кафе, рестораны).
И еще один штрих: строительство ТРК “Июнь” уже называют одним из этапов производственной деятельности компании. “В настоящее время нами прорабатываются новые перспективные проекты возведения торговых и бизнес-площадей”, — сказал в разговоре исполнительный директор фирмы.
Адрес — набережная
Рассматривая тему строительства ТРК в Красноярске, нельзя не затронуть еще один важный момент — социальный. Дело в том, что возведение таких объектов не только дает жителям новые возможности для организации досуга, но решает проблему благоустройства города. Так, и “Огни” и “Июнь” расположены на берегу Енисея. То есть, уточним, на достаточно неухоженных участках прибрежной полосы.
— На строительство первого ТРК “Огни” было изначально заложено 1,5 миллиарда рублей, однако, учитывая необходимость сноса старых построек на данной территории, а также укрепления берега и благоустройства набережной, бюджет пришлось значительно увеличить, — рассказывает начальник отдела маркетинга StroinRos Group.
Работы по берегоукреплению и обустройству набережной проводятся и одновременно со строительством ТРК “Июнь”.
— Стоит это недешево, порядка 250 миллионов рублей, однако сделать участок безопасным и красивым все-таки необходимо, таково одно из условий этого строительства, — подчеркнул во время недавнего визита на объект главы Красноярска генеральный директор УСК ОАО “Сибиряк” Владимир Егоров. — Все работы проводятся по новейшим технологиям, мы уже засыпали сюда 50 тысяч кубов скалы и 350 тысяч кубов гравия, теперь формируем площадки, которые протянутся на семьсот метров от моста. К слову, никаких бюджетных затрат на строительство удобной и красивой набережной не понадобится — все делается за счет средств инвесторов.
Данный момент также влияет на отношение городской власти к ведущемуся в Красноярске строительству ТРК. По большому счету, здесь инвесторам не чинят никаких препятствий, а только приветствуют: “Мы открыты, — говорит начальник департамента градостроительства Анатолий Григоренко, — чем больше желающих возвести на территории краевого центра торгово-развлекательные комплексы, тем лучше”.