Новости

Контракт с властью

Контракт с властью

Поддержка бизнеса — не кампания, а необходимость

В последние годы тема малого и среднего бизнеса в жизни города становится все более весомой. Это закономерно. Малые формы предпринимательства могут серьезно улучшить социально-экономическую ситуацию в краевом центре. Это и новые рабочие места, и достойная зарплата, и конкурентоспособные товары местного производства. И городская, и региональная администрации дают малому бизнесу “зеленый свет” — с каждым годом расширяются программы поддержки. И не только. Местное самоуправление взвешенно подходит к вопросам налогообложения, зачастую выступая “буфером”, смягчающим изменения в федеральном налоговом законодательстве. К сожалению, многие предприниматели знают об инициативах местного самоуправления мало либо ничего и по старинке стараются держаться подальше от любой власти. Преодолеть эту настороженность поможет только диалог. Думается, что на “прямой линии”, состоявшейся в нашей газете и посвященной развитию малого бизнеса, он получился. На вопросы горожан отвечали заместитель главы города, начальник департамента экономики Владимир ЩЕРБЕНИН, заместитель начальника департамента экономики Наталья БОРИСОВА и директор АНО “Красноярский городской инновационно-технологический бизнес-инкубатор” Николай КОЛПАКОВ.

Татьяна, начинающий предприниматель:

— Я хочу начать свой бизнес, есть и идеи, и желание, но вот только денег для такого начинания у меня недостаточно. Взять же кредит в банке тем, кто только вступает на рынок, практически невозможно. Скажите, пожалуйста, как мне быть в этой ситуации. Могу ли я рассчитывать на поддержку со стороны государства?

Владимир Щербенин:

— К сожалению, мой ответ вас не обрадует, потому что государство фактически самоустранилось от этой проблемы. И сегодня ни федеральные, ни городские, ни краевые бюджеты не предполагают выдачу кредитов для того, чтобы вы начали свое дело. Вам в любом случае придется иметь дело с коммерческим банком.

Сегодня существует мнение о том, что при кредитовании юридических лиц все банки применяют повышенные ставки. Однако в этом правиле есть свои исключения, например, система кредитования бизнеса “Финка”, работающая во всем мире, в том числе и на территории Красноярского края, благодаря которой можно получить небольшие суммы даже без залога. Можно также побывать в Сбербанке, который тесно работает с Банком реконструкции и развития и, соответственно, поддерживает программы, позволяющие получить кредиты, не имея полного обеспечения.

А вот, повторюсь, органы власти не располагают ни финансовыми, ни законодательными полномочиями для кредитования бизнеса. Но получить некую компенсацию за проценты по ссуде сегодня возможно. В частности городской бюджет предусматривает средства в рамках программы поддержки развития малого предпринимательства: мы можем субсидировать вам две трети ставки Центробанка.

Наталья Борисова:

— Татьяна, стоит еще отметить, что сегодня банки берут в обеспечение кредита не только вашу собственность, но и имущество ваших родственников, а также других гарантов. И этим тоже можно воспользоваться.

Владимир Анциферов, предприниматель:

— Несколько лет назад мы взяли в аренду муниципальное помещение в довольно плохом состоянии. Мы, вложив немало денег, сделали ремонт. Теперь же, по новому закону, это помещение должны продать, как непрофильное муниципальное имущество. Выкупить его мы, наверное, не сможем, не набрали оборотных средств. В то же время место это хорошее, и покупателей, скорее всего, будет много. В то же время нам хотелось бы компенсировать затраты на ремонт. Возможно ли это?

Владимир Щербенин:

— Нужно сказать, что ваш случай отнюдь не частный, довольно много предпринимателей, и не только в Красноярске, но и по всей Российской Федерации попали в подобное положение. Компенсировать затраты на ремонт ни муниципалитет, ни другие органы власти, увы, не в состоянии, однако подсказать вам некоторые тактические ходы решения этой проблемы мы можем.

Так, в первую очередь необходимо обратиться в администрацию города со своими предложениями по составлению графика приватизации. Мы их обязательно учтем. Как вы знаете, приватизация муниципального имущества должна продлиться до конца 2008 года, и, возможно, такая тактика позволит вам сконцентрировать какие-то денежные средства к моменту проведения аукциона.

Стоит сказать, что в данном случае время работает на вас, и, оттянув сроки проведения торгов, вы получаете шанс оставить помещение за собой. Дело в том, что этой осенью большая группа депутатов Государственной думы под давлением общественности и органов местной власти внесла проект закона, который предполагает некоторые преференции для добросовестных арендаторов. В частности, покупку муниципальных площадей по рыночной стоимости с рассрочкой платежа на три года. Так что следите за событиями, происходящими в Госдуме. Возможно, в скором времени появятся поправки и в закон, связанный с предпринимательством, и в 131-ФЗ, регламентирующий деятельность органов местного самоуправления.

Кроме того, в законе о малых предприятиях есть строчка, которая позволяет муниципальным округам создать имущественный фонд для поддержки предпринимательства. Так что — по согласованию с вами — помещение, в которое было вложено столько средств, может и не выставляться на торги.

А вот из бюджетных средств выкупить для вас помещение мы не поможем. Но, взяв кредит, вы можете рассчитывать на субсидирование процентной ставки за счет городского бюджета.

Михаил, студент:

— Слышал, что в Красноярске есть бизнес-инкубатор. Как он работает и как туда попасть?

Николай Колпаков:

— Да, такая форма поддержки предпринимателей действительно существует в Красноярске. Официальная презентация проекта намечена на 6 ноября, однако уже есть первые “бизнес-инкубированные” предприятия.

Участие в бизнес-инкубаторе позволяет предпринимателям нести более низкие затраты по обычным расходам, например по арендным или коммунальным платежам. Приведу пример: Сибирский федеральный университет предоставляет нам право занять помещение (порядка шести тысяч квадратных метров) в новом корпусе политехнического института. Арендная плата составляет порядка пятисот рублей за один квадратный метр. А для тех, кто участвует в программе бизнес-инкубатора, мы уже устанавливаем ее на уровне ста рублей за квадратный метр. Кроме преференций по таким расходам участники программы получают различные типовые услуги: бухгалтерские, юридические и другие. Таким образом, в течение трех лет они могут поставить свой бизнес на ноги, выйти в жизнь как самостоятельное предприятие, накопив и опыт, и средства.

Участники бизнес-инкубатора определяются на конкурсной основе. Скажу сразу, что комиссия будет оценивать не наличие каких-либо бумажек, а ваши идеи. И если, по мнению экспертов, они достойны поддержки и внимания, в ней заложены большие перспективы, то, конечно же, вы станете участником программы. Если же это заурядная мысль, под которую вы претендуете получить льготное помещение, то вам откажут.

В любом случае вам стоит получить более подробную консультацию по телефону 912-954.

Виктор Шнитко:

— Сегодня даже банки, для того чтобы прокредитовать предприятие, требуют обеспечение в виде недвижимости. Однако, учитывая существующие цены, приобрести их, как и землю для строительства, мы не можем, зато площадки активно скупают москвичи. Существует ли в городе или в крае программа, которая позволит местным предпринимателям приобретать помещения на льготных условиях?

Владимир Щербенин:

— Я хочу сказать, что правила продажи земли одинаковы и для москвичей, и для красноярцев. Федеральные законы не дают нам право принять преференции для местных предпринимателей.

Виктор Шнитко:

— Но сколько, по вашему мнению, должен зарабатывать средний красноярский предприниматель, чтобы купить помещение? Это не считалось, не планировалось?

Владимир Щербенин:

— Мы расходы предпринимателей не определяли. И, честно говоря, этот вопрос достаточно странный. Департамент рассматривал в этом году первые 10 бизнес-планов предпринимателей, которые ставят свое дело. Там заложены различные суммы, которые зависят от предмета производства и еще от целого ряда условий. Вы от меня требуете средних единиц? Так я их не знаю, мне они ни к чему.

Тем не менее проблема ваша действительно очень актуальна, вот только рассчитывать на то, что мы сможем построить для наших предпринимателей какие-то помещения, не приходится. В числе первоочередных задач и городской, и краевой властей стоит решение проблем социального характера, то же переселение жителей из ветхого жилья. А поддержка бизнеса, к сожалению, отнюдь не первоочередная задача бюджета.

Андрей Горлов:

— Мой сосед работает водителем коммерческого автобуса. Он сказал, что с нового года у перевозчиков увеличится налог. Так ли это? И что, нам теперь поднимут плату за проезд?

Владимир Щербенин:

— Действительно, Госдума приняла решение об изменении налогообложения на городских коммерческих перевозках пассажиров с 1 января 2008 года. Пока сумма налога определяется исходя из наличия транспортного средства, а с нового года будет учитываться количество посадочных мест. Безусловно, если все пересчитать согласно этому решению, то увеличение налога будет значительным — в 5—6 раз. Это чрезвычайно много, и мы с этим согласиться не можем. Поэтому департамент, проведя исследования, подготовил свой документ, позволяющий избежать такого скачка. Резкого увеличения налога не произойдет. Скорее всего, он подрастет на 11—15 процентов. Однако наши расчеты строились на тарифе 8 рублей. Сегодня он, как известно, равен 10 рублям. Так что, в принципе, повышение налога “учтено” в новом тарифе.

К слову, группа предпринимателей, работающих в сфере коммерческих перевозок, уже обратилась к нам со своими предложениями. Мы их рассмотрим и будем искать какой-то консенсус. Выработаем решение, которое и население устроит, и не позволит разрушить бизнес.

Впрочем, можно предполагать, что недовольные все равно найдутся, и некоторые перевозчики станут требовать увеличения стоимости проезда. Я совершенно уверен, что меня и моих коллег ожидают непростые дни, когда мы будем обсуждать с предпринимателями эти позиции. Будем работать.

Игорь Антоненко, Кировский район:

— По телевидению, в прессе много говорится о существующих программах поддержки малого бизнеса. А куда нужно за ними обратиться, где получить консультацию?

Наталья Борисова:

— Существует целый ряд программ — как городских, так и краевых. В основном они касаются получения кредита и субсидирования процентной ставки, финансовой помощи в подготовке бизнес-планов, участии в выставках, сертификации продукции, лизинговых платежей. Особые условия созданы для предприятий сельского хозяйства. Для информации обо всем, что касается поддержки органов местной власти, можно обращаться в департамент экономики. Это пятый этаж администрации города, телефоны 26-10-91 (92, 93, 94, 95).

По вопросам налогового законодательства обращайтесь в специальный консультационный центр, его телефон — 63-90-71. По этому номеру вы можете договориться о встрече со специалистами.

Максим, предприниматель:

— Не так давно президент объявил один из майских дней Днем российского предпринимателя. А по вашему мнению, наш бизнес уже дорос до того, чтобы ему посвящать праздники?

Владимир Щербенин:

— Я бы вам хотел сказать, что, исходя из статистики, только у нас в Красноярске действует примерно семь тысяч малый предприятий. Согласитесь, это большое количество. Удельный вес работающих там горожан составляет примерно 18—20 процентов. Это тоже весомая часть. Оборот этих организаций по итогам прошлого года составил порядка 65—70 миллиардов рублей. Я не могу говорить об окончательной зрелости этого бизнеса, но его удельный вес в городской экономике достаточно высокий. Более того, мне кажется, что в ряде отраслей этот бизнес является доминирующим.

Однако, сознаемся, проблем здесь тоже достаточно. Так, хорошим тоном считается обман государства с точки зрения налогов, и у кого-то это получается. Хорошим и необходимым считается выплата заработной платы по “серым схемам”. Поэтому сказать о том, что весь малый бизнес здоров и благополучен, я не могу. Но и вместе с тем бросить упрек, заявить, что он совершенно социально безответственен, я тоже не имею права. Ведь все больше становится добросовестных предпринимателей, которые готовы жить по правилам, разработанным государством. И они вполне достойны своего личного праздника.

Юлия, предприниматель:

— У меня есть контейнер на рынке, который, по сути, кормит всю мою семью. Я тут недавно услышала, что рынки скоро переходят на новую форму налогообложения. Не получится ли так, что для меня вырастет арендная плата?

Владимир Щербенин:

— Сегодня действительно очень многое меняется в этом секторе розничной торговли. Рынки в настоящее время должны получать специальное разрешение, и параллельно принято решение о том, что управляющие компании с упрощенной системы налогообложения переходят на единый налог на вмененный доход.

Я заявляю, что, несмотря на достаточно жесткое решение федерального центра, рост налога для красноярских рынков не будет слишком большим. Максимум на 10 процентов. Вместе с тем я понимаю, что управляющие компании могут попытаться увеличить арендную плату, что, соответственно, может спровоцировать рост цен. Но мы знаем, что оснований для этого нет. И в случае таких попыток будем реагировать достаточно жестко. У администрации есть рычаг воздействия на управляющие компании — земля, где расположены рынки, является собственностью города. И тот, кто захочет воспользоваться ситуацией и вздуть цены на аренду торговых мест, рискует тем, что договор с ним будет расторгнут.

Елена, начинающий предприниматель.

— У меня есть свой небольшой бизнес. Мне интересно, не предполагается ли введение в нашем регионе каких-нибудь льгот для людей, имеющих свое дело? Например, по предоставлению кредитов в банках или по налогам. Я слышала, что в Молдавии, например, предпринимателей освободили от уплаты налогов.

Владимир Щербенин:

— Я тоже слышал о том, что сделали в Молдавии, но подробностей, к сожалению, не знаю. Вообще бытует мнение, что для нормального развития малого бизнеса надо широко открыть двери, проще говоря, просто отменить налоги. Не буду давать оценок этому утверждению, говорить, правильное оно или нет. Отмечу лишь, что единственным обоснованием для такого решения может стать уверенность в том, что малый бизнес стал социально ответственным на все сто процентов. Но заявить подобное сегодня достаточно проблематично.

Вернемся к вашему вопросу. К сожалению, льгот — полномасштабных, продуманных — малый бизнес в нашей стране не получает. Все строится вокруг единого налога на вмененный налог, вся прогрессивность состоит в упрощенной отчетности. Тем не менее примеры поддержки малого бизнеса у нас есть. Так, отдельные территории (в том числе и Красноярск), пользуясь имеющимися у них полномочиями, оказывают поддержку, например, возвращая малым предприятиям проценты по кредитам.

Наталья Борисова:

— Я хотела бы добавить, что предприниматели не выстраиваются в очередь за этой поддержкой. Не стояли они за субсидиями по процентной ставке ни в прошлом, ни в позапрошлом году. Причин называется много. Вот, например, с помощью банков мы опросили 445 предпринимателей, получавших кредиты, и каждому из них сделали предложение на участие в программе субсидирования. И только 10 процентов (то есть 45 из них) выказали интерес. Почему? Ответа мы не знаем, но предполагаем, что предприниматели не хотят раскрывать перед нами все свои документы, опасаются, что это станет достоянием контрольных органов. Может быть, эта причина и мешает нам получить большой поток обращений.

— А может быть, они боятся бумажной волокиты?

Владимир Щербенин:

— Вот это совершенно напрасно. Тому, кто прошагал весь путь оформления кредита в банке, я могу сказать, что основная работа уже сделана. Остается только продублировать его, а заново проходить уже не надо. Зато у вас появляются большие возможности: мы можем субсидировать процентную ставку по кредиту, оплатить 50 процентов затрат на бизнес-план, а если вы выставляетесь со своей продукцией в другом регионе, мы можем компенсировать затраты по участию в той же выставочной деятельности. Поэтому обращайтесь, мы ждем всех.

В целом “прямая линия” показала: заинтересованность в совместной работе с администрацией у предпринимателей есть. А вот их информированность оставляет желать лучшего. Наверное, “надо чаще встречаться”. Это позволит разрушить многие стереотипы во взаимоотношениях власти и бизнеса. А заодно и взвешенно оценить появляющиеся время от времени панические новости о грядущем росте цен в связи с изменением налогов. Конечно, алармисты, готовые кричать о том, что все плохо, а будет еще хуже, найдутся всегда. Но вот на что хотелось бы обратить внимание: ни одна профессиональная ассоциация предпринимателей Красноярска не выразила отрицательного отношения к проектам решений администрации, касающихся налогообложения в 2008 году. Прежде всего потому, что эти решения разрабатывались в тесном взаимодействии с предпринимателями, с учетом представленных ими предложений. Ибо очевидно — местная власть не выполнит своих задач без малого бизнеса. А бизнес не сможет развиваться в отрыве от власти.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА