Новости

Узлом развязать

Узлом развязать

Во всем мире многоуровневые развязки спасают мегаполисы от бесконечных пробок. В России их начали строить относительно недавно — все-таки даже самые простые проекты стоят очень дорого. Поэтому в нашей стране пока нет ни одного крупного города, где проблема пробок была бы полностью решена таким образом. Однако понимание того, что именно многоуровневые развязки таки способны увеличить пропускную способность дорог и скорость транспортных потоков, уже есть. Так, по данным московского департамента обеспечения безопасности дорожного движения, столичные магистрали способны обеспечить движение двух миллионов автомобилей, а фактически они ежедневно пропускают более трех миллионов транспортных средств. Как следствие, средняя скорость движения в центре Москвы составляет менее 20 км/ч. И столичные чиновники в один голос утверждают, что существенно исправить ситуацию без резкого увеличения строительства не просто дорог, а многоуровневых эстакад, развязок, туннелей и путепроводов уже невозможно.

Как рассказал журналистам начальник департамента градостроительства администрации Красноярска Анатолий Григоренко, кроме трехуровневой развязки на Предмостной площади, в городе появится двухуровневая — на пересечении улицы Краснодарской с проспектом Металлургов. Сегодня пробки здесь — как часть пейзажа, и чтобы повернуть с Металлургов налево, на Краснодарскую, нужно отстоять полукилометровую “очередь”. “Если крайние правые полосы в этом месте увести петлей под проспект и вывести уже на Краснодарскую, будет гораздо удобнее”, — заметил Григоренко, добавив, что работы здесь можно будет начать в 2009—2010 году.

Помимо этого, многоуровневые развязки построят в районе Копылова — на пересечении улиц Семафорной, Свердловской и Матросова. Правда, это случится не очень скоро. “Перекресток под Транссибом очень сложный. Здесь две магистрали и железная дорога идут в одном направлении, и их пересекает улица Матросова, что серьезно затрудняет движение транспорта, — говорит главный инженер проекта ОАО ТГИ “Красноярскгражданпроект” Михаил Андреев. — Поэтому решение многоуровневой развязки здесь будет очень сложным. Впрочем, проекта как такового пока нет — есть лишь осознание необходимости решать данную проблему. Смысл заниматься проектом вплотную появится лишь после завершения строительства развязки на Предмостной площади: когда она будет сдана, движение транспорта на пересечении улиц Семафорной, Свердловской и Матросова значительно осложнится”.

В этом месте логично было бы, наверное, задать вопрос: а почему, если уже сегодня можно предсказать будущие “узкие места” для движения транспорта, не начать строить многоуровневые развязки “заблаговременно”? Ответ привычный: не хватает средств. До сих пор не хватает.

— Как вы думаете, что дороже: построить мост или просто дорогу? — спрашивает Анатолий Григоренко. И вопрос почти риторический. — Ну а эстакада — это тот же самый мост, по сути. И одно дело, когда мы строим дороги на земле, как это происходит сейчас, другое — когда начнем возводить искусственное сооружение. Это на порядок сложнее и дороже. Следовательно, когда мы говорим о серьезных развязках, эстакадах, мы исходим из того, что у нас пока денег не столь много. По большому счету, мы получаем серьезные средства лишь второй год. Только-только почувствовали, что наконец можно строить дороги, ремонтировать, реконструировать. И поэтому сейчас этим рублем стараемся накрыть максимальную площадь, скажем так. Как можно больше построить и отремонтировать объектов. Грубая аналогия: вот есть у человека зарплата, он ее планирует, кроит так и сяк… А в один прекрасный день берет и все деньги откладывает на машину. Чтобы назавтра умереть от голода. Так что вопрос о нескольких многоуровневых развязках сразу даже не ставится: если мы сейчас пустим все средства на строительство какой-то одной эстакады — допустим, на улице Республики, — то все остальные дороги города попросту встанут. Разумеется, мы не можем себе этого позволить.

Кстати говоря, порой приходится слышать мнение, будто бы в Красноярске строить многоуровневые развязки никак нельзя: резко континентальный климат не позволяет. Архитекторы в ответ только улыбаются.

— Мосты же у нас не рушатся, стоят и еще много лет простоят, — говорит Михаил Андреев. — А эстакады, которые и представляют собой верхний уровень всех “многоэтажных” развязок, от мостов отличаются, если объяснять упрощенно, лишь тем, что под ними — не река, а другая дорога. Так что все это не более чем разговоры.

Более того, по словам Михаила Андреева, нормы для дороги, построенной “на ровном месте”, и для многоуровневой развязки в целом одинаковы. Есть лишь одно различие: последние требуют значительно большей площади. “Уклонов-то нужных мы добьемся, а соответствующие радиусы поворотов соблюсти — это уже будет сложнее, — говорит архитектор. — Ведь все самые проблемные места в Красноярске давно и плотно застроены. Пожалуй, только на Предмостной площади в этом смысле трудностей не возникнет”.

— Когда мы зайдем на Предмостную и построим там трехуровневую развязку — этот грандиозный транспортный узел, — мы, скажем так, уже развяжем часть проблем, — говорит Анатолий Григоренко. — Все остальное — это дело будущего. Но не нужно считать, будто мы недостаточно много думаем об этом нашем будущем. Вот отремонтировали, к примеру, проспект Авиаторов. Так ведь там пока сделаны так называемые “дублеры” — два, по три полосы каждый. И осталась выемка огромная, которая позже непременно потребуется, — когда начнется строительство двухуровневой развязки на Молокова — Алексеева — 9 Мая. Все эти улицы пока исполнены в обычном, одноуровневом варианте. Но в будущем нам будет относительно несложно сделать “надстройку”. И тогда весь транспорт с Октябрьского моста будет идти в туннели и уходить… Впрочем, там уже не будет видно, куда он будет уходить.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА