Новости

Как Достоевский и Кутузов

Как Достоевский и Кутузов

Я бы в армию пошел — пусть меня научат

Моя подруга назвала мужа садистом, когда тот предложил отдать сына в кадетский корпус. Ольга долго возмущалась: как ему, архитектору, человеку творческой профессии, пришло в голову отдать ребенка в казарму. “Мальчик должен получить хорошее образование, быть разносторонне развитым, интеллектуалом, а не маршировать с утра до вечера”, — кипятилась она на моей кухне, выпуская пар после домашних дискуссий.

Это было семь лет назад. Тогда к мнению Ольги присоединились бы многие мамаши. Да и отцы. Немного нашлось родителей, которые пожелали бы своему ребенку военного будущего. Сегодня мало-помалу взгляд на закрытое, специализированное образование меняется. Стереотип, что “кадетка” — это место для сирот и детей из неблагополучных или неполных семей, уходит из нашего сознания.

По велению императрицы

Кадет происходит от французского слова “cadet” — младший. Это молодые люди на военной службе в солдатских чинах до производства их в офицеры. История кадетских корпусов в России берет начало 27 января 1701 года, когда император Петр Великий подписал указ об организации в Москве Школы математических и навигацких наук. В указе подчеркивалось, что “ Школа оная потребна не токмо к единому мореходству и инженерству, но артиллерии и гражданству к пользе”. Петр понимал, что новая Россия крайне нуждается в хорошо и всесторонне образованных людях. В число учащихся школы предписывалось “ избирать добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением”. Сюда принимались дети всех сословий за исключением крепостных. Наиболее богатых или способных направляли на практику за границу. По возвращении их подвергали строгому экзамену. Иногда экзаменатором был сам Петр.

В России термин “кадет” стал применяться по отношению к воспитанникам детских учебных учреждений во время правления императрицы Анны Иоанновны. 29 июня 1731 года она подписала указ о создании Шляхетского кадетского корпуса для обучения юной поросли не только военным, но и общеобразовательным предметам. Принципиальное отличие российских кадетских корпусов от европейских состояло в том, что юношей в них готовили не только к сугубо военной карьере, но и к государевой службе на гражданском поприще.

Священным праздником всех кадетов является 17 февраля, когда в 1732 году начались занятия в школе, впервые именованной “Кадетский корпус”. Выпускники кадетских корпусов составляли гордость не только России, но и всего мира. Кадетами были фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, флотоводцы Беллинсгаузен и Ушаков, Крузенштерн, Нахимов, Лазарев, поэт Сумароков, дипломат и поэт Тютчев, композиторы Римский-Корсаков, Рахманинов, врач Сеченев, художник Верещагин, писатели Радищев, Достоевский, Куприн, Лесков, Даль, основатель российского театра Волков.

К моменту революции 1917 года в России насчитывалось 29 корпусов. В 1920 году вместе с частями Русской армии, эвакуированной бароном Врангелем, они попали на чужбину. Во время Великой Отечественной войны в России появились первые суворовские и нахимовские училища, прообразом которых послужили кадетские корпуса. Примечательно, что среди их учителей были бывшие преподаватели кадетских корпусов, а среди офицеров — воспитателей — воспитанники этих учебных заведений. В них принимали “детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов”.

В современной России вновь возрождаются традиции кадетского образования. С 1993 года организуются первые кадетские корпуса Министерства обороны РФ и другие учебные заведения, которые осуществляют подготовку воспитанников в различных направлениях.

Красноярский кадетский корпус был открыт в 1998 году. Он один из самых крупных и многочисленный не только в Сибири, но и в России, в нем обучаются около семисот кадет. Корпус размещается на территории бывшего Красноярского высшего командного училища радио-электроники и ПВО.

Из кадет в экологи

Известная красноярская ведущая канала “СТС-Прима” Валерия Каурова в этом году отдала своего старшего ребенка в Красноярский кадетский корпус. “Я хочу, чтобы Саша вырос настоящим мужчиной, защитником и джентльменом”, — говорит Валерия. Мама очень довольна успехами сына в учебе, который чуть ли не с младенчества интересовался оружием, военным делом. Несмотря на то, что кадетом Саша стал всего два месяца назад, он уже является гордостью своего взвода, учится только на пятерки.

— У нас учились дети многих известных людей, — рассказывает заместитель директора Красноярского кадетского корпуса, полковник Юрий Пономарев. — Более девяноста процентов наших выпускников поступают в высшие учебные заведения, причем на бюджетное отделение. Только каждый четвертый становится студентом военного вуза и вуза силовых структур, остальные получают гражданские специальности. Так что мнение, что из корпуса выходят солдафоны в “кирзачах”, это не более чем миф, который не имеет под собой оснований. Наши ребята становятся победителями школьных олимпиад и спортивных соревнований различного уровня. Конкурс при поступлении в наш кадетский корпус весьма серьезный — три-четыре человека на место.

Прежде чем стать кадетом, ребенок должен сдать экзамены по математике, русскому языку и физкультуре. Личные качества, способности, уровень подготовки, хорошая репутация семьи — эти факторы являются решающими при отборе. И, конечно, учитывается желание самого ребенка.

Главными целями кадетского образования является воспитание и обучение всесторонне развитой личности, адаптация к жизни в обществе, ну и, конечно, подготовка юношей к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Так как кадетский корпус является государственным образовательным учреждением, обучение ведется на базе учебного плана, утвержденного Министерством образования России. Но в отличие от общеобразовательных школ в кадетских корпусах учебно-воспитательный план усилен культурно-эстетическим циклом и дисциплинами спортивного и военно-прикладного характера. Кадеты изучают хореографию и историю музыки, осваивают рукопашный бой, карате, дзюдо и другие виды единоборств. На базе корпуса существует ЦДО — центр дополнительного образования, где работают различные кружки и секции. Каждый ребенок, придя в кадетку, обязательно должен выбрать хотя бы одно занятие вне школьной программы.

Здесь кадеты постигают не только воинское дело, но и основы православной культуры, этику, этикет. Для учащихся старших классов организованы курсы профильной и предпрофильной подготовки по праву, психологии, экономике и экологии. В кадетском корпусе собственный спорткомплекс, бассейн.

Игра в армию — дело добровольное

Что касается военной составляющей, то здесь она заложена в самом жизненном укладе и распорядке дня. Все здесь максимально приближено к военной службе. Подъем в семь часов утра, зарядка, утренний туалет, построение, дежурные по взводу, вечернее подведение итогов… Кроме того, все мальчишки живут в казармах. Местных отпускают домой только на субботу, воскресенье и каникулы.

— В отличие от тех же суворовских училищ мы принимаем в корпус с пятого класса, в суворовском же учатся всего три года, — рассказывает Юрий Пономарев. — В том, что дети приходят к нам в таком нежном возрасте, на мой взгляд, большой плюс, ребята попадают к нам еще без вредных привычек, не сформировавшиеся. Мы можем их лепить, как глину.

Мальчишки здесь под присмотром круглосуточно. В первой половине дня они на уроках, во второй получают образование в ЦДО и делают уроки, при них находится воспитатель. Кадеты загружены так, что времени на различные глупости просто не остается.

Несмотря на строгий распорядок дня, кадетку мало кто покидает. Сделать, кстати, это может каждый учащийся в любой момент — насильно здесь никого не держат.

— Это не настоящая армия, а скорее игра в нее, со своими правилами и законами, — поясняет полковник Пономарев, — и играем мы в нее добровольно. Самое главное в нашей системе — самоорганизация. С теми, кто не желает следовать установленному порядку, мы прощаемся очень быстро.

Подготовка будущие кадровых военных не самоцель для Красноярского кадетского корпуса. Военный — это не просто профессия. Это нечто большее, чем даже призвание. Военным надо родиться. Военные — это определенный людской тип, своего рода каста. Индусы, например, зачисляют всех военных в отдельную касту, которую они называют “кшатриями”.

— Нормальный военный обязан быть включен в общественную жизнь, потому что он не наймит, а человек, отвечающий за государство и нацию, за будущее, — говорит Юрий Пономарев. — Поэтому в идеале военные должны быть поставлены над сферой экономики, полностью освобождены от унизительной материальной зависимости. Особенных материальных благ военная карьера — по определению — не предполагает, но достойный минимум должен быть обеспечен. Пока этого не будет, то никакие суворовские училища и кадетские корпуса не помогут нашему государству обеспечить Российскую армию достойными офицерскими кадрами.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА