Новости
А ты записался в добровольцы?
“Тот, кто ничего не делает для других, ничего не делает для себя” — сказал известный немецкий писатель Иоганн Гете. И многие люди выбирают эту идею главным принципом своей жизни. Движение добровольцев с каждым годом набирает все большую силу. Неравнодушные красноярцы всех возрастов и профессий объединяются, чтобы сделать наш мир лучше. Они осознанно и добровольно посвящают свое свободное время решению важных социальных задач. Помощь пенсионерам и инвалидам, уборка улиц, встречи с ребятами из детских домов… Для волонтеров не существует неактуальных и маленьких проблем. Для них значимо все.
Это новое старое слово “волонтер”
Добровольчество — изобретение далеко не новое. Во все времена и во всех странах мира жили люди, готовые бескорыстно отдавать свои силы и время, чтобы помогать другим и работать ради развития общества в целом. Однако в разные эпохи это явление принимало разные формы и оттенки.
Корни российского добровольчества (сам термин появляется только в XX веке) уходят в далекие времена, в глубь российской истории, когда россияне, воспитанные на моральных и этических традициях православия, оказывали безвозмездную помощь нуждающимся согражданам. Отзывчивость характера, щедрость, стремление к самопожертвованию — черты, присущие русскому народному характеру. Лучшие представители России отдавали время, силы, средства заботе о людских нуждах и во благо общества.
Долгое время волонтерами называли людей, добровольно вступивших в армию. Добровольцы из Российской империи сражались на Балканах и помогали братьям-славянам отстоять свою независимость. Уже хрестоматийным стал лозунг Великой Отечественной войны: “Ты записался в добровольцы?”.
Однако с конца XIX века волонтерство активно наполняется новым содержанием. Теперь добровольцем называют каждого, кто готов бескорыстно и без принуждения работать над решением конкретных социальных проблем в любой сфере. Неравнодушные граждане помогают в больницах и госпиталях, в колониях, в службах социальной защиты, в органах государственной власти.
Добровольцы — это серьезный ресурс в развитии общества. И если в западных странах к этому уже давно пришли, то в России волонтерское движение только набирает обороты. Ведь в начале 90-х пришлось отстраивать всю систему с нуля. Важно, что наконец и власть имущие повернулись к добровольчеству. Последние годы ни одно крупное городское мероприятие не проходит без участия в нем активных горожан. Красноярский городской форум, молодежный форум, День города и другие значимые события объединяют под своими знаменами тысячи инициативных красноярцев и дают всем желающим место для самореализации.
Рабсила или партнер?
Некоммерческие организации, деятельность которых строится исключительно на добровольной основе, давно пришли к выводу, что волонтеры — это не бесплатная рабочая сила, а люди, помогающие организации решать важные задачи, и с этими людьми необходимо грамотно работать. Иначе их можно легко и навсегда потерять.
И организация, и потребитель, и доброволец — все выигрывают, работая вместе единой командой. У добровольца появляются возможность роста, обучения, встречи с новыми людьми, подготовки к оплачиваемой работе, возможность творить, развлечься. А организация получает еще одного человека для выполнения задачи, взаимодействующего с другими людьми, звено связи с общественностью.
Однако еще не все руководители готовы видеть в добровольце равного партнера.
— Я занимаюсь волонтерством чуть более года, — рассказывает Екатерина Монахова, студентка медакадемии. — Иногда приходится встречаться с недоверием со стороны взрослых. Например, просят провести акцию для ребят из детского дома. Сотрудники учреждения сами пишут сценарий мероприятия, а нам оставляют только роль исполнителей. Хорошо, если это случается один раз. А когда сотрудничаешь с одной и той же организацией два-три раза и ситуация не меняется, то начинаешь задумываться, а стоит ли дальше работать… Ведь хочется расти, хочется, чтобы тебе доверяли.
Некоммерческие организации и другие структуры, привлекающие добровольцев, должны создавать специальные программы по работе с инициативами — это требование времени.
В этом плане интересен опыт одной из красноярских организаций — “Городское объединение школьного актива”. Ребята, вступающие в это объединение, обязательно проходили обучение в городской школе актива. Для них проводились образовательные семинары, тренинги на развитие личностных и профессиональных компетенций. А главное — молодые и активные имели возможность реализовывать в рамках организации свои проекты. Сначала маленькие, будь то проведение в школе Дня самоуправления, организация выпуска школьной газеты или ведение хобби-клуба в летнем лагере. А потом и более серьезные. Так, например, в 2004 году Кирилл Арсеньев, член организации, будучи студентом второго курса КГУ, стал руководителем городского конкурса “Лидер”, а Мария Светлакова, студентка второго курса Высшей школы экономики, — руководителем краевой школы актива. Конечно, подобные крупные проекты — это большая ответственность. Но к ним ребят необходимо готовить постепенно, им надо помогать, им надо доверять и с ними надо сотрудничать. А главное — признавать заслуги добровольца. И только в этом случае, как показывает практика, можно добиться действительно серьезных результатов.
— Волонтерство — это не игра. Собрались, устроили междусобойчик, — считает Екатерина Войнова, студентка СФУ. — Я занимаюсь добровольчеством уже пять лет и уверена, что к нему надо относиться серьезно. Например, организовывая мероприятие для ребят из детского дома, берешь на себя ответственность. Нельзя просто прийти, подарить праздник и навсегда исчезнуть. Это нечестно по отношению к ребятам. Ведь ты сам приходишь к ним из другого мира, ты сам навязываешь себя. И дети ждут тебя в гости снова. Поэтому надо ответить себе на вопрос, готов ли ты взять эту ответственность. Если нет, то лучше и не лезть…
А зачем оно надо добровольцу?
Да, добровольцы нужны и государству, и обществу. Но зачем добровольная работа нужна волонтерам? Что толкает людей бескорыстно посвящать свое свободное время решению социальных проблем?
— В добровольческое движение я попала совсем случайно. Можно даже сказать, по ошибке. Прошла обучение в школе социального проектирования, и меня это зацепило, — говорит Элина Кармацкая, руководитель волонтерского отряда. — Участие в проектах — это очень большой опыт. Появляется огромное количество новых знакомых, друзей. Это постоянное общение с интересными людьми. Чувствуешь, как растешь, самосовершенствуешься. К тому же это еще и хороший старт для будущей профессиональной деятельности. Меня уже приглашают работать тренером, ведущим семинаров. Вот, например, проходила выездная школа для студентов профессионально-технических училищ и лицеев Свердловского района. Меня пригласили вести тренинг по социальному проектированию.
— Для меня главное — это помощь другим людям. Приятно, когда ты помогаешь людям от всего сердца и в ответ получаешь положительные эмоции. Ради этого хочется работать снова и снова! — восклицает Екатерина Монахова, студентка медакадемии.
Невозможно дать определенного ответа на вопрос, почему люди идут в добровольцы. У каждого — свой мотив.
— Несомненно, каждый человек ищет в добровольчестве что-то свое, — акцентирует Марина Лисняк, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук. — Если попробовать найти наиболее частый мотив, то это можно сделать, опираясь на общепринятую иерархию потребностей Маслоу. Согласно ей одна из базовых потребностей — потребность в общественном признании. Также есть такое понятие, как здоровый эгоизм. Это когда человек делает добро не только себе, но и другим. Он понимает, что если всем будет хорошо, то жизнь станет лучше. А, значит, будет хорошо и ему. Это, наверно, и есть самый глубинный стимул добровольцев. Они даже могут этого не осознавать. И, я уверена, этот здоровый эгоизм надо приветствовать, и чем больше волонтеров, руководствующихся этими соображениями, тем лучше.
В этом объяснении есть свое рациональное зерно. Человек, совершая добрые поступки, рассчитывает получить обратную положительную реакцию. И это подтверждают традиции, обычаи и культура большинства народов. Когда в ответ на добро человек получает зло, это черная неблагодарность, которая всегда и везде осуждалась и осуждается.
А добро повсюду…
Добровольчество — это не только большие общегородские мероприятия и акции, это еще и простые поступки. Если, передвигаясь по городу, внимательно присматриваться к окружающему, можно заметить много интересных ситуаций, с первого взгляда кажущихся незначительными. В автобусе кто-то уступил место дедушке. На улице кто-то помог бабушке донести тяжелые сумки. Соседка по подъезду поддерживает во дворе чистоту и каждое лето разбивает цветочные клумбы.
— Часто приходится слышать об организованных добровольцах, которые объединяются в движения, проводят акции, участвуют в фестивалях. А ведь много людей, которые не участвуют в этих организованных мероприятиях, но которые тоже просто бескорыстно что-то делают. За пожилыми, например, ухаживают, — констатирует Марина Лисняк. — Я вижу достаточно много людей, которые неравнодушны к брошенным домашним животным. Они их подбирают с улиц, заботятся о них, лечат, ищут новых хозяев. Это тоже добровольчество. Эти обычные люди работают для себя, они не выдвигают никаких громких лозунгов, они избегают публичности. Они просто тихо делают свое дело, и они искренне живут этим. И таких людей, если присмотреться, очень много, и я думаю, что на них мир как раз и держится.
Андрей МУЖЩИНСКИЙ
Врезка1
В Красноярске прошел III городской фестиваль добровольцев. Активные и неравнодушные собрались вместе, чтобы пообщаться и поделиться друг с другом опытом работы. Для них были проведены образовательные семинары и тренинги на личностный рост. В рамках фестиваля добровольцы организовали и провели четыре акции. Встретились с постояльцами геронтологического центра “Жарки”. Провели игровой квест для воспитанников детского реабилитационного центра Ленинского района. Устроили праздник в одном из дворов на Взлетке. И организовали экскурсию по краевой библиотеке для всех желающих.
Врезка2
Количество некоммерческих организаций с каждым годом растет. Так, в 1996 году управлением Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю было зарегистрировано 892 общественных объединения. В 2003 году — уже 2 225. Сейчас же некоммерческих организаций более трех тысяч. Однако эту цифру надо помножить как минимум на два, ведь в городе действует множество незарегистрированных организаций и объединений. Одно из старейших движений — красноярское правозащитное общество “Мемориал” — было создано в 1988 году. Общество защищает права незаконно репрессированных граждан. Активисты восстановили судьбы более 40 000 людей, а единый банк данных содержит сведения о более 50 000 репрессированных из 7 городов России и Украины. На этом материалы были организованы выставки о репрессированных речниках Енисея, колымских лагерях, лагерном искусстве.
Врезка3
XIX век — “Золотой век” для волонтерства в Великобритании. Именно тогда развернулось мощное движение по поддержке бедных. Уже в 60-х годах XX века при крупных ведомствах, особенно в учреждениях здравоохранения, стали создаваться программы работы с волонтерами. В 70-х годах началось создание инфраструктуры (волонтерских центров и агентств), поддерживающей добровольческую деятельность. А уже в начале 80-х власти Великобритании передали волонтерскому движению задачи социального государства. Премьер-министр Маргарет Тэтчер на ежегодной конференции Королевской женской волонтерской службы в январе 1981 заявила: “Как бы ни богата была Великобритания..., нет возможности и средств, которые бы позволили государственным социальным службам удовлетворять те потребности, которые вы, будучи волонтерами, сейчас удовлетворяете... Я считаю, что движение добровольцев является ядром нашего общего обеспечения социальной защищенности; государственным социальным службам отводится поддерживающая функция там, где она необходима, там, где нужно устранить дефицит общественных организаций, чтобы помочь помощникам... Готовность мужчин и женщин к добровольческой деятельности служит значительным вкладом в сохранение свободы. Она обеспечивает заботу о ближних, не зависимую от политики. Она дает мужчинам и женщинам необходимую независимость удовлетворять потребности по своему желанию, независимо от государственного социального обеспечения”.