Персона
Худояр Асадов: «Главное — быть порядочным человеком»
Сотрудник РУСАЛа имеет звание ветерана труда РФ и награду за участие в задержании особо опасного преступника.
Как бы далеко ни шагали технологии, на производстве нужны люди, которые что-то умеют делать руками. Мастера, в своём деле незаменимые. Один из таких — Худояр Сафияр оглы Асадов, который работает бригадиром на участке по чистке анодных штырей и подготовке подштыревой анодной массы (ШЛИК) Красноярского алюминиевого завода компании РУСАЛ. Ему 61 год, а стаж в профессии составляет около трёх десятилетий.
Худояр приехал из Азейрбаджана в 1981 году по комсомольской путёвке — поднимать экскаваторный завод. В Сибири ему понравилось. Единственное, что мешало осваиваться, — слабоватое знание русского языка. Но зато был энергичным, дружелюбным и физически крепким. Ходил тренироваться в спортзал “Динамо” на проспекте Мира. И там познакомился с сотрудниками МВД, которые коллективно занимались самбо. Они его заприметили и предложили пойти к ним работать в патрульно-постовую службу.
Модникам не доверяли
Наступил 1991 год, и чтобы более или менее нормально обеспечивать семью, нужно было что-то менять. Родственник Борис убедил Худояра перейти на КрАЗ. Он сам там работал токарем и получал хорошую зарплату — живыми деньгами, а не сгущёнкой и печеньем, как случалось в бюджетной сфере. Аргумент, бесспорно, весомый. Худояр всё взвесил — и отправился на собеседование.
— Надел на себя всё самое лучшее — длинный кожаный плащ, шотландский шарф, норковую шапку-формовку, — смеётся передовик производства. — И из-за этого мне чуть не дали от ворот поворот. Раньше почему-то внутри трудового коллектива решали, кого брать, а кого нет. Лидер этой бригады, товарищ в фуфайке и кирзовых сапогах, на меня посмотрел и спросил Борю: “Ты кого к нам привёл? Ему же надо идти на рынок торговать”. На что мой родственник ответил: “Дайте ему месяц сроку, присмотритесь. Если плохо себя проявит — уйдёт, и я вместе с ним”.
Худояра назначили слесарем-ремонтником, и он скоро себя почувствовал как рыба в воде. Потому что рос в деревне, у отца был трактор, и они его вместе чинили. Он и коллегам с пятнадцатилетним стажем начал подсказывать, как упростить, рационализировать некоторые процессы. Они сначала это приняли в штыки — мол, как это: без году неделя и уже кого-то чему-то учит? Но в дело вмешалось руководство: новичка похвалили, выдали премию и повысили в должности.
Уникальный участок
В конце девяностых на заводе началась реорганизация. Какие-то цеха перестали существовать, где-то сменили название. Подразделение, в котором трудится Худояр Сафияр-оглы, оставили в прежнем виде. Потому что оно приносит большую экономическую выгоду. Тем, что… чистит анодные штыри. Не спешите улыбаться.
Анодный штырь представляет собой стальной стержень. Он крепится к ванне, в которой происходят химические реакции для получения алюминия, и проводит в неё электрический ток. Если штырь грязный, создаётся излишняя нагрузка и энергия тратится впустую. А если чистый, то заряженные частицы движутся быстро — процесс производства металла, соответственно, ускоряется.
— В конце штыря есть фрагмент, который как раз и обеспечивает контакт, — ещё глубже погружает нас в технические дебри Худояр. — При эксплуатации он часто загибается. И тогда, по идее, штырь нужно выбрасывать. А он стоит семь тысяч рублей. Мы поступаем рачительно: правим устройства специальным прессом — и они опять как новенькие.
Отжаться 50 раз? Легко!
Груза прожитых лет наш герой не чувствует. Он очень быстрый — и в мыслях, и в движениях. До недавнего времени регулярно ходил в заводской тренажёрный зал. “Хотите, 50 раз отожмусь?” — спрашивает он. Мы говорим: не надо, верим и так. Работает Худояр по сменному графику. Когда выпадают три выходных, просто сидеть и отдыхать ему скучно. Поэтому, как только в компании РУСАЛ, куда входит КрАЗ, создали добровольную народную дружину “Металлург”, он в неё сразу вступил. Это было почти семь лет назад, сейчас на счету ремонтника десятки или даже сотни дежурств.
— Члены ДНД не борются самостоятельно с преступностью, а контролируют профессиональных правоохранителей по линии общественности, — поясняет он. — Сейчас, к примеру, много разговоров о том, что сотрудники ГИБДД якобы зря выписывают штрафы, берут взятки. Мы, когда находимся с ними на дежурстве, видим, что это не так. Я позавчера в суд ходил. Там разбирали дело о задержании автомобилиста, у которого в крови обнаружили 0,58 промилле алкоголя. Он явился весь важный, с адвокатом, пытался очернить полицейских. Но я подтвердил, что они действовали по закону.
Участие в обеспечении безопасности на дорогах — только часть обязанностей дружинников. Ещё они бывают в рейдах по Советскому району вместе с сотрудниками патрульно-постовой службы. И точно знают, где горожанам вечером можно погулять, а где стоит быть бдительными. На улицах Алексеева, Батурина относительно спокойно. Чего не скажешь о Зелёной Роще, Военном городке. Заводская ДНД довольно внушительная по численности: 60 человек. Среди них много молодёжи, людей сорока — пятидесяти лет, но шестидесятилетних, кроме Худояра, больше никого нет.
Не слушать злые языки
Что ещё, кроме интеллектуального багажа, профессиональной состоятельности и хорошей физической формы красит настоящего мужчину в зрелую пору его жизни? Гармония в семье, скажут многие и будут абсолютно правы.
У нашего героя с этим всё в порядке. Красивая, мудрая жена. Сын — мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе. Дочка с медалью окончила школу, с отличием — Сибирский федеральный университет, сейчас учится на последнем курсе в МГИМО. Знает пять языков и строит амбициозные карьерные планы. Это не везение, а результат того, что папа много занимался детьми. Не жалел ни финансов, ни душевных сил. Воспитывал, объяснял, наставлял. Он и в бригаде, которой руководит, объясняет молодым специалистам, как добиваться целей и не пасовать перед трудностями: “Главное — быть порядочным человеком. Не нужно бояться работы. Я тоже когда-то думал: не получится, а теперь могу всё делать с закрытыми глазами. И ещё надо слушать себя, а не злые языки. Всегда найдутся, те, кто скажет: дурак, зачем тебе это? На них не надо обращать внимания”.
Добровольные народные дружины “Металлург” были созданы в 2015 году на промплощадках Братского, Красноярского и Саяногорского алюминиевых заводов по инициативе основателя РУСАЛа Олега Дерипаски. В 2016 году был организован специализированный отряд народной дружины “Металлург” на Ачинском глинозёмном комбинате. Всего в составе добровольных народных дружин РУСАЛа состоят 100 человек. Наряду с мужчинами-металлургами в рейдах активно участвуют женщины — сотрудницы предприятий. Участники ДНД в течение одного месяца выходят на охрану общественного порядка по четыре — девять раз. За каждое дежурство компания выплачивает по 700 рублей. И дополнительно к отпуску дружинников добавляется по три оплачиваемых дня.