Новости
Под крылом высоким - белые снега...
Памятник перестал быть безымянным
На Троицком кладбище слева от храм, стоит памятник. До недавнего времени там была только одна табличка: “Погибшим воинам-летчикам. 1941—1945 гг”. Помню, что она вызывала некоторое недоумение. Память — памятью, это святое. Но почему памятник установлен в Красноярске? И каким летчикам воздается должное? Всем, кто пал на фронтах Великой Отечественной?
Оказывается — конкретным людям. Погибшим в конкретный день — 17 ноября 1942 года на красноярском аэродроме. Трагедия случилась в самом начале работы секретной авиаперегоночной трассы Аляска — Сибирь.
Почти 50 лет все, что связано с этой трассой, находилось под запретом. Не искали упавшие самолеты, не пытались устанавливать погибших членов экипажей. А сколько их, летчиков-героев, нашли покой в сибирской земле? Трудно даже представить. Как и то, насколько сложной была их задача: летали на чужой технике, без навигационных приборов, по неизвестной трассе… Но они делали свое дело. Первые американские истребители, прибывшие по перегоночной трассе в Красноярск 16 ноября 1942 года, сразу были отправлены на Сталинградский фронт, и двойное превосходство немцев в воздухе вскоре там было ликвидировано благодаря поставкам американских боевых самолетов.
Летчики-перегонщики как могли приближали победу: за два с половиной года они по Алсибу с Аляски (г. Фербенкс) через промежуточные аэродромы доставили до Красноярска по ленд-лизу более восьми тысяч самолетов различных типов.
…В Кировском районе рядом с лицеем © 11 стоит здание, которое старожилы правобережья именуют так: “авиадом”. Учащиеся лицея из школьного музея “Моя малая родина” заинтересовались, откуда взялось такое название. И во главе со своим руководителем Ольгой Подборской занялись поисками. Им удалось разузнать, что на месте судоремонтного завода и цирка в годы войны находился авиаремонтный завод, а за цирком — взлетно-посадочная полоса аэродрома. Что именно в “авиадоме” жили между перегонами летчики трассы Аляска — Сибирь. Энтузиасты вышли в итоге на запретную до недавних времен тему — саму трассу.
5 мая 2005 года состоялось торжественное открытие мемориальной доски на “авиадоме”. А школьники и взрослые продолжали поиски. Егор Черкашин, учащийся лицея © 11, рассказал нам про экспедицию под деревню Петропавловка Ирбейского района, где до сих пор находятся два бомбардировщика. Один (очевидно, вместе с экипажем) лежит в болоте. Другой, упавший в поле, почти полностью скрыт в воронке… Обнаружились обломки американского самолета марки Си- 47 (“Дуглас”) — в районе станции Крючково. Возможно, к следующему лету найдутся средства для новой экспедиции и раскопок на месте катастрофы самолета. Работа продолжается.
Самое же главное — после долгих поисков удалось найти имена тех, кто погиб на красноярском аэродроме 65 лет назад, и восстановить полную картину давней — засекреченной — трагедии. О ней рассказал в письме бывший командир 4-го перегоночного авиаполка В. П. Перов.
“…Был чудный, солнечный, прозрачный день. На аэродроме стояло два самолета — один Ли-2, который должен был везти эскадрильи летчиков-истребителей в Киренск к месту базирования (5-й перегоночный полк), и второй самолет — новый американский “Дуглас” Си-47, предназначенный везти мою эскадрилью обратно в Якутск.
Первым, погрузив людей, запустил двигатель Ли-2. Поскольку было раннее утро, кроме наших двух самолетов на аэродроме больше не было. Ли-2 пошел на взлет прямо со стоянки, развернувшись носом на центр поля. Оторвавшись, машина набрала высоту, развернулась на 180 градусов и легла курсом на восток. Подлетая к нашей стоянке, то есть к тому месту, с которого он только что начал взлет, самолет накренился вправо. Летчики вывели его из правого крена, но он перешел резко в левый крен, опустил нос и с высоты метров 200 вертикально врезался в землю, почти точно в то место, откуда только что ушел на взлет.
Это было в 30—40 метрах от нашей стоянки. Машина сразу вспыхнула, ведь в ней была полная заправка — 300 литров бензина. Полыхала так, что даже около нашего самолета было стоять жарко…”
Двадцать боевых летчиков погибли, не долетев до места назначения. Их сняли с фронта, обучили летать на американской технике, привезли по железной дороге в Красноярск, чтобы отправить дальше — на Аляску. Но всем им суждено было навечно остаться здесь, в нашем городе. Полвека никто не знал их фамилий. Однако благодаря энтузиастам они установлены, и теперь памятник над братской могилой на Троицком кладбище перестал быть безымянным. На открытии мемориальных досок прозвучали стихи, написанные кем-то из перегонщиков. В них есть такие строки: “Под крылом высоким — белые снега…”
Конвейер перегонки был запущен 7 октября 1942 года. В тот день первая группа из семи истребителей Р-40 “Киттихаук”, пилотируемая летчиками 1-го полка, вылетела из Фербенкса курсом на Ном. Вел ее на своем бомбардировщике Б-25 с эмблемой “белый медведь” известный полярник, командир 1-й перегоночной авиадивизии и начальник Красноярской воздушной трассы полковник Илья Павлович Мазурук, Герой Советского Союза, генерал-майор. С трудом пробив многослойную облачность, истребители с подвесными бензобаками перелетели Берингов пролив и приземлились в Уэлькале. Там эстафету приняли летчики 2-го полка.