Бизнес
На Красноярской ГЭС рассказали о планах предстоящей модернизации
Инвестиции Еn+ в модернизацию сибирских ГЭС до 2026 года составят 21 миллиард рублей.
Деловая поездка руководителя энергетического бизнеса и финансового директора группы Еn+ Михаила Хардикова по Сибири — явление обыденное. По его словам, он проводит в таких командировках большую часть своего рабочего времени. В основном потому, что здесь находятся крупнейшие энергоактивы компании и одни из самых мощных в России гидростанции — Красноярская, Иркутская, Братская и Усть-Илимская.
Много энергии на том же месте
Михаил Хардиков в этот раз, помимо всего прочего, планировал посмотреть на разгрузку нового рабочего колеса для гидроагрегата Красноярской ГЭС.
— Вес одного рабочего колеса для гидроагрегата мощностью 500 МВт составляет 244 тонны, диаметр — 8,5 метра, — уточнил Михаил Юрьевич на встрече с красноярскими журналистами. — Доставить такой груз можно только по воде. Судно из-за плохой погоды пять дней простояло на рейде в Северном Ледовитом океане. Это был очень опасный момент. Если бы оно не успело зайти в Енисей до активной фазы ледостава, то пришлось бы зимовать среди айсбергов до весны. Сейчас все нормально — плывут в Красноярск.
Еще в 2007 году началась масштабная программа модернизации своих ГЭС на Енисее и Ангаре. Компания меняет оборудование и на генераторах, и на гидроагрегатах. Главная цель этой программы — модернизация и, как следствие, увеличение КПД оборудования при работе с тем же объемом воды. Как оказалось, простое изменение формы лопаток на рабочих колесах дает заметную прибавку в производительности и долговечности механизмов. “Планируется, что только за счет модернизации в 2022 году мы дополнительно выдадим в объединенную энергосистему Сибири два миллиарда киловатт-часов электроэнергии. Это годовая выработка теплоэлектростанции мощностью 400 МВт”, — пояснил Михаил Хардиков.
Большая река — большие планы
В среднесрочной перспективе, если такое решение будет принято правительством, компания готова построить в Сибири четыре новые гидростанции. Две из них — в Красноярском крае, на Ангаре. Стоимость проекта строительства Нижнебогучанской ГЭС установленной мощностью 660 МВт к 2030 году составляет 105 миллиардов рублей. “Эта станция станет дополнительным источником электроэнергии при увеличении производства на Богучанском и Тайшетском алюминиевых заводах”, — сообщил Михаил Хардиков.
Цена второго и самого дорогого проекта холдинга в нашем регионе — строительство Мотыгинской ГЭС — 1,3 миллиарда долларов. Пока компания не видит там крупных потребителей электроэнергии, кроме производства зеленого водорода.
Экология для бизнеса
Группа Еn+ заявила о намерении снизить выбросы углекислого газа в атмосферу до 2030 года не менее чем на 35 процентов, а к 2050 году стать полностью углероднонейтральной. В сентябре компания обнародовала план своих действий.
— Есть мнение, что ГЭС за счет зеркала водохранилища тоже выбрасывают в атмосферу парниковые газы, — сообщил Михаил Хардиков. — Мы сейчас сотрудничаем с группой международных экспертов, заказали натурные исследования на наших водохранилищах. Измерения проводятся три раза в год — весной, летом и осенью. Текущий результат на Братской ГЭС по итогам трех сезонов — восемь грамм СО2 на один киловатт-час, по Усть-Илимской — два. Это ничтожно мало.
Зачем компания вкладывает в исследования достаточно большие деньги? “И Красноярский край, Иркутская область сильно зависят от доходов предприятий-экспортеров, — объяснил специалист. — Мы продаем нашу продукцию за рубежом. Эти исследования позволят сертифицировать наши ГЭС как низкоуглеродные производства и предоставить нашим потребителям, являющимся этими экспортерами, международное свидетельство”.
По словам Михаила Юрьевича, в настоящее время все крупнейшие компании, использующие алюминий из Сибири (в том числе "Кока-Кола", "Пепси", Apple) требуют “зеленые” сертификаты. “Лондонская биржа металлов — основная площадка по торговле нашим алюминием — объявила, что в 2022 году там откроют отдельный сектор для продажи алюминия с низким углеродным следом”, — добавил руководитель энергетического бизнеса группы.
Дешевле не станет
Один из вопросов, которые красноярские журналисты задали руководству холдинга: “Почему для жителей нашего края, на территории которого производится такое количество электроэнергии, не снизить тарифы?”
Платеж за электроэнергию — это не только производство на станциях, но и передача по сетям, сбыт и многое другое. Для понимания конечной цены необходимо смотреть на долю каждого компонента и стоимость генерации - отнюдь не самая крупная составляющая в стоимости киловатт-часа.
Кроме того, ГЭС - это коммерческая организация, работающее предприятие, где стоит важнейшая задача обеспечения бесперебойной работы, безопасности и эффективности. А для того, чтобы оборудование работающих предприятий было прежде всего безопасным, за ним нужно тщательно следить, модернизировать его, оплачивать труд работников, всё вместе это большие расходы. Энергия не вырабатывается сама собой, чтобы быть бесплатной. Помимо этого, есть и другие расходы, такие как оплата налогов.
Гидроресурсы Сибири освоены всего на 20 процентов. Это огромный ресурс для выработки экологически чистой электроэнергии, который в настоящее время не используется из-за отсутствия потребителя — крупных промышленных предприятий.
Строительство ГЭС — один из самых эффективных способов быстро закрыть дефицит электроэнергии в региональной или общероссийской энергосистеме. Отключенный гидроагрегат можно запустить примерно за пять минут и за такое же время отключить. На ТЭЦ для такого маневра нужно держать несколько теплоагрегатов в “горячем резерве”. Проще говоря, котлы должны постоянно гореть: сжигать топливо просто так, без выработки энергии. Тогда они смогут включиться в общую сеть минут за 30-40.
Досье
Михаил Хардиков родился в августе 1982 году в Томске. Среднюю школу закончил в Чехии. Затем он вернулся в родной город, где поступил на экономический факультет Томского госуниверситета. Впоследствии перевелся в Российскую академию народного хозяйства в Москве.
После получения диплома два года отучился в аспирантуре Российской академии государственной службы.
В энергетике работает с 2005 года. В группу Еn+ пришел в 2010 году.