Новости

“НЕ ВСЕ БЫЛО СТОЛЬ ОЧЕВИДНО”

“НЕ ВСЕ БЫЛО СТОЛЬ ОЧЕВИДНО”

Об итогах выборов рассказывает председатель горизбиркома

Последняя думская избирательная кампания ознаменовалась тем, что, пожалуй, впервые за долгие годы выборы в России обошлись без явных неожиданностей. Большинство экспертов утвердилось во мнении, что их исход был предрешен заранее, — соотечественники в 90-е годы слишком устали от постоянных передряг во власти и политической нестабильности, поэтому сейчас поддержали определенный нынешним руководством страны курс. С этого суждения и начался наш разговор с руководителем красноярской избирательной комиссии Анной ЛИСОВСКОЙ.

— Я бы не стала столь категорично утверждать, что эти выборы были заранее спрогнозированы. Просто социологические опросы, которые делались в предвыборный период, довольно прилично подтвердились. А предсказуемость, на мой взгляд, до самого дня голосования была далеко неочевидна, потому что довольно-таки энергично вели избирательную кампанию различные политические партии. Не все было так спокойно, если смотреть на минувшие выборы изнутри. Например, существовали серьезные опасения следующего толка: мы знали, что некоторые политические силы очень сильно нагнетали обстановку вокруг избирательных комиссий, брали в активную разработку тему фальсификации выборов. Мы официально получали такие предупреждения на заседании в крайизбиркоме — что возможны потасовки, драки и прочие провокации на избирательных участках. К счастью, этого не произошло, хотя, по моей информации, на некоторых участках некие люди пытались выставить пикеты. Просто упреждающие меры по недопущению возможных безобразий были приняты вовремя. Кроме того, было очевидным давление на избирательные комиссии со стороны некоторых наблюдателей, членов комиссий от политических партий. Дело в том, что в течение дня — особенно утром, до тех пор пока эти вопросы не были отрегулированы в довольно жестком режиме, — они приходили на участки, развивали суету, заставляя членов комиссий выполнять несвойственные их работе дела. В основном это распространялось на народное голосование — вместо планомерной работы приходилось пресекать попытки прямой агитации. Но к обеду ситуация стабилизировалась. Я лично проехала более чем по десятку участков, встречалась там в первую очередь с наблюдателями от разных политических партий (как правило, три наблюдателя однозначно присутствовали в зале — от КПРФ, СПС и “Единой России”), и все они в голос мне говорили, что все нормально, агитации в народном голосовании нет, — мы ходим, смотрим, комиссия работает грамотно, народ идет. Мы очень хотели, чтобы и при подведении итогов такая вот конструктивная спокойная обстановка сохранилась. Но на одном избирательном участке, в Центральном районе, у нас была проблема. Участковая избирательная комиссия приняла совершенно незаконное решение о признании результатов голосования, даже не определив их. Территориальная избирательная комиссия отменила это решение и обязала комиссию подвести итоги голосования, с моей точки зрения совершенно правильно.

— Анна Георгиевна, несмотря на сравнительное единодушие в нашей стране, мнение зарубежных экспертов разделилось кардинально: одни говорят, что прошедшие парламентские выборы были самыми демократичными в новейшей истории России, другие заявляют прямо противоположное — дескать, попахивает возвращением к тоталитарному режиму…

— Начнем с того, что иностранных наблюдателей ни в Красноярске, ни в других российских городах не было. Они отказались. Так что это всего лишь взгляд со стороны, причем не понятно с какой стороны. Неофициальные-то представители наверняка были, но… Вы знаете, когда говорят, что выборы были сфальсифицированы, то должны предъявлять и серьезные факты, но никто, как правило, их привести не может. Результаты выборов по всей стране примерно равны, что же получается, что у нас в России нет нормальных порядочных людей, в том числе это касается и избирателей. Согласитесь, что это не так. Я, конечно, допускаю мысль, что где-то могли быть какие-то не доработки. Но я списываю это на определенное незнание или неумение – на человеческий фактор. В участковых комиссиях работают не профессионалы, те же самые обычные красноярцы, к стати представители самых различных политических партий, безусловно мы учим их, стараемся, но все равно возможны сбои. Работа в избирательной кампании – это, по сути, стрессовая ситуация, и людям, дающим согласие на работу в комиссиях надо сказать огромное спасибо за это. Не нужно постоянно придумывать какие-то невероятные истории о фальсификациях, просто надо хотя бы один раз на себе испытать, что такое организовать нормальное голосование на избирательном участке, какой контроль необходимо выдержать, ведь работа избирательных комиссий проводиться гласно и открыто. Чтобы результаты выборов были заранее кем-то запрограммированы – исключено.

— Результаты голосования в Красноярском крае в очередной раз оказались очень близки к общефедеральным данным, мы подтвердили неофициальный статус региона, отображающего политическую обстановку в стране. Это хорошо или есть в этой ситуации свои минусы?

— Очевидно, что явных перекосов в положительную или отрицательную сторону здесь нет, — просто факт. Красноярский край всегда был таким показателем, барометром настроений в российском обществе. Наш регион — это не только огромная территория и яркие представители России, которые проживают у нас. Здесь действительно в точности отображаются все политические процессы, которые происходят на федеральном уровне. Красноярцы — сибиряки, что в силу особенностей северного характера очень хорошо сказывается на голосовании: в плане отсутствия лишних эмоций, каких-то непредсказуемых действий. Я хотела бы, чтобы так выборы у нас и проходили — взвешенно, спокойно, разумно.

— Чем можно объяснить достаточно высокую — по сравнению с предыдущей думской кампанией 2003 года — явку избирателей на минувших выборах?

— Тут целый комплекс причин. Первое: четкое понимание того, что выборы в Госдуму — высший законодательный орган России — очень важное решение, фактически от того, кто придет в Думу, зависит дальнейшая жизнь каждого из нас, любого россиянина. Второе — работа властей и политтехнологов: и политические партии, и соответствующие государственные структуры, все работали на одно — чтобы люди пришли на выборы. Результат виден.

— Выходит, что за четыре года народ стал более ответственно относиться к исполнению своего гражданского долга?

— А вот посмотрите — если проанализировать эти четыре года, то действительно приходим к такому выводу: несмотря на то, что в свое время было очень много вопросов по поводу поправок в законе, отменяющих показатель явки на выборах, меньше людей на участки приходить не стало. И еще одно: социально-экономическая стабильность. Результаты голосования как раз и показали, что шараханья из одной стороны в другую через четыре или даже восемь лет для такой огромной страны, да для любого государства, происходить не должно! Конечно, люди понимают это, все научены опытом прошлых лет.

— Насколько оправдал себя переход на новую систему проведения выборов — только по партийным спискам, без одномандатных округов?

— В принципе когда в стране укрепляется политическая ситуация и идет все к партийному формированию, то, безусловно, пропорциональная система себя оправдывает. Потом что пропорциональная система — это преференция в сторону политических партий. Это плюсы, которые получают политические партии на выборах. Согласитесь, наверное, сегодня одиночек уже и не должно быть. У нас сейчас достаточное количество партий, и каждый может определиться со своими интересами, идеями, которые он поддерживает. Поэтому я считаю: наверное, правильно, что на федеральном уровне применена пропорциональная система выборов. Скорого возврата к прежней системе в ближайшее время не предвидется. Единственное только — опыт показывает, что в любом случае неизбежны какие-то изменения в политическом раскладе. Посмотрим, что произойдет в Госдуме в ближайшее время — кто с кем будет консолидироваться. По всей видимости, усилятся некоторые политические партии — прежде всего оппозиционные.

— Народное определение состава Государственной думы пятого созыва в прошлом, но на носу очередная крупная кампания — президентская. Для Красноярска это еще и выборы мэра, а также депутатов городского Совета. Что ожидаете от предстоящего в марте будущего года голосования?

— В большей степени, не в обиду сказано федеральным выборам, меня, как руководителя городской избирательной комиссии, конечно же, волнуют муниципальные выборы. Опять будет совмещенная кампания, и снова появятся сложные вопросы — прежде всего для организаторов и избирательных комиссий. Потому что они будут работать в рамках двух законов, которые существенно отличаются друг от друга по таким важным моментам, которые связаны с гарантиями избирательных прав граждан. По федеральным выборам — одна категория избирателей, по местным выборам — другая. Есть свои нюансы. Следующий момент: в федеральном законе предусмотрена система открепительных удостоверений, которая была применена в очередной раз на минувших выборах, на местных — система досрочного голосования. Система открепительных удостоверений для нас просто неприемлема. А каким образом обеспечить гарантии права голосования? Только досрочными выборами. Этот вопрос всегда был очень сложным, очень проблемным в плане подозрений — что там происходят какие-то незаконные действия и т. д. Но эта тема тоже находится под особым контролем — не только со стороны избирательной комиссии, но и всех наблюдателей, которые сами заинтересованы в нормальном процессе.

— Когда в Красноярске окончательно будет объявлена дата голосования?

— 11 декабря состоится плановая сессия городского Совета. Фактически это последний день, когда горсовет должен будет назначить дату муниципальных выборов. Что касается изменений, то буквально 30 ноября были опубликованы поправки в краевой закон о выборах в органы местного самоуправления, но это, будем говорить, вопросы преимущественно технологического плана. И в большей степени здесь упомянуты уточнения по выборам главы города, потому что в предыдущей редакции об этих выборах практически ничего не говорилось. Принципиальных же изменений не будет. Система выборов в Красноярске определена и закреплена Уставом города: мэр избирается прямым тайным голосованием, а депутаты — по смешанной системе. Всего 35 депутатов: из них 18 идут по одномандатным округам (их границы горсоветом уже определены), остальные 17 — по общегородскому округу, в партийных списках.

— Можно ли сейчас спрогнозировать явку?

— Прогнозы дело неблагодарное, но Красноярск в принципе уже показал свою активность. Я не думаю, что явка будет значительно ниже обычного уровня. Впрочем как и значительно выше.

— Надо полагать, что работы в связи с муниципальными выборами у вас значительно прибавится?

— Роль горизбиркома не меняется, она четко определена законом. Поэтому, хотим мы того или нет, мы должны будем выполнять все действия, которые нам предписаны. Естественно, можно по разному строить свою работу: являться более публичным органом или, наоборот, закрытым — “молча” выполнять свою работу. Мы настроены на первый вариант, и вся наша предыдущая деятельность также была направлена на то, чтобы как можно больше информировать избирателей. К сожалению, на одном из семинаров представители некоторых средств массовой информации заявили нам, что им не очень интересна нормальная, конструктивная, плановая работа избирательной комиссии. Им нужны скандалы, интриги и расследования. А вот нам они как раз не нужны, нам, наоборот, хотелось бы, чтобы все было спокойно, в рамках закона. Тем не менее, информировать население как можно больше мы постараемся — уже запланирована активная работа со СМИ.

— Что предстоит сделать горизбиркому, чтобы ближайшие выборы прошли так же спокойно, как и недавно завершившиеся?

— Первое: после даты назначения выборов нам необходимо будет сформировать списки окружных избирательных комиссий. Второе: провести официальные действия, которые связаны с получением различных списков от политических партий и общественных объединений, которые будут участвовать в кампании. Кроме того, ознакомиться с возможностями СМИ и полиграфических предприятий, которые будут участвовать в агитационной части выборов, и соизмерить их с нашими запросами. Также продолжим работу над списками избирателей, потому что прошедшая кампания выявила очень много замечаний в данном вопросе. На это у нас чуть менее трех месяцев. Но работа плановая — она известна нам давно. Проблематичным может стать то обстоятельство, что впервые в нашем городе будут использоваться двойные списки избирателей — одни “по президенту”, другие муниципальные. Это, с одной стороны, упорядочивает учет, а с другой — в день голосования добавляет чисто технических хлопот членам избирательных комиссий. Мы готовились к этой кампании заранее, уже многое сделано: оформлены все наши внутренние бумаги, связанные с организацией рабочих групп, фактически завершена подготовка сводных документов для участников избирательного процесса — кандидатов, уполномоченных политических партий и т. д. Поэтому как только опубликуете в “Городских новостях” о дате назначения выборов, народ пойдет к нам за информацией. Хотя уже сегодня приходят и интересуются.

— Существуют какие-либо нюансы, связанные с предстоящими в марте 2008 года выборами, на которые красноярцам следовало бы обратить внимание уже сейчас?

— Я смотрела и анализировала жалобы, которые поступали в ходе прошедшей кампании, и отметила, что зачастую их фиксаторами выслушивалась лишь одна сторона — претензии избирателя по поводу его включения или не включения в список. Напомню, что гражданин обладает не только правом, но и обязанностями. Так вот о праве он вспоминает в какой-то момент, а об обязанностях забывает. Нового здесь ничего нет, это типично. В ходе минувшей думской кампании Центризбирком разработал два вида приглашений для избирателей, которые были разосланы по адресам. В первом из них — “предварительном” — говорилось, что желательно придти и уточнить “есть ли вы в списках избирателей”. Это было проделано за достаточный срок до дня голосования. И если человек не получил приглашение или в нем были какие-то неточности — можно было прийти лично или позвонить и решить все недоразумения до дня голосования. А то нам всякий раз приводится хрестоматийный пример: четыре раза человек приходил и ни разу не смог проголосовать. Неужели это гражданская позиция? Нет, конечно. Поэтому хочу обратиться к красноярцам: именно в этом нюансе не оставайтесь равнодушными. Все вопросы нужно решать заранее. Для того чтобы прийти в день голосования и устроить праздник себе, своей душе, своему сердцу, а также тем людям, с которыми вы будете общаться.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА