Общество

Как книги помогают находить и увольнять сотрудников, правильно одеваться и изучать политэкономию

На очередном заседании Лиги делового чтения в Красноярске бизнесмены рассказывали о полезных книгах.

Как книги помогают находить и увольнять сотрудников, правильно одеваться и изучать политэкономию

Очередное заседание Лиги делового чтения в Красноярске прошло стандартно: три человека, добившихся в бизнесе определённых успехов, рассказали о книгах, которые помогли им лучше организовать своё дело или просто произвели сильное впечатление. “Городские новости” и компания “Норникель” поддерживают этот проект, и пока там очень интересно.

Банально, но это работает

Первый выступал Николай Яблоков, заместитель управляющего филиалом Газпромбанка в Красноярске.

— Я уже 15 лет работают в Газпромбанке, отвечаю там за розницу. Это достаточно крупная организация — по разным оценкам, мы обслуживаем от 10 до 15 процентов экономически активного населения в нашем крае.

Лет десять назад банк начал активно развиваться вширь — открывать отделения и в самом Красноярске, и по региону. Именно тогда я впервые столкнулся с проблемой подбора персонала. Не линейных сотрудников — руководителей младшего и среднего звена. Сначала это выглядело так: ты смотришь рынок труда, к тебе приходят прекрасные улыбающиеся люди, красиво рассказывают о себе, начинают работать... И у них ничего не получается. Появляются следующие кандидаты, и у них тоже не получается. Тут ты начинаешь думать: в чём дело?

Как всегда бывает в таких случаях: когда ты действительно чего-то хочешь, то находишь подсказки. Такой подсказкой для меня стала книга Клаудио Фернандеса-Араос “Выбор сильнейших”. Это один из руководителей компании по поиску высших управленческих кадров, которая пользуется авторитетом во всём мире. Для начала — базовая идея. Каждая организация по истечении трёх — пяти — десяти лет (у каждого свои временные этапы) переживает период трансформации. Причём эти изменения порой настолько существенные, что банк вчера и сегодня — это фактически две разные организации, и для успешной работы в новой модели нужны другие люди.

Поделюсь личным опытом: когда наш банк перешёл на новую модель работы, у нас в восьми отделениях в Красноярске сменились 70 руководителей разного уровня. Ещё три года назад они были успешны на своём месте, но после перехода на продажи в интернете, через телефон, другие современные технологии — уже не тянут. Где искать новых людей? И внутри, и снаружи организации. Если у вас всё хорошо — то рядом непременно есть кто-то, кто впитал положительную динамику. Если у компании проблемы — есть смысл поискать людей за её пределами. Для меня стало настоящим откровением то, что по-настоящему успешные менеджеры не размещают свои резюме в интернете. Это успешные люди, у них всё получается, и они довольны своей заработной платой. Так что пассивный поиск здесь не работает. В таких случаях надо искать людей, которые знают нужных вам специалистов. Пару месяцев назад один их наших партнёров — страховая компания — никак не мог найти человека на вакансию руководителя отдела, который работает с нашим банком. Была проделана титаническая работа — там прочесали все базы данных. В итоге я обзвонил руководителей ряда страховых компаний, и мы довольно быстро нашли нужного специалиста.

Теперь немного о технологии подбора кадров. У нас в Красноярске просто фантастическое количество “артистов больших и малых театров”. Люди так мастерски о себе рассказывают, что сразу понимаешь — этот человек прекрасен. Беру не глядя. А зря. Банальная проверка через рекомендации в двух-трёх несвязанных местах — через клиентов, бывших партнёров или сотрудников — очень полезная вещь.

Очень полезная вещь — собеседование. Главная цель — проверить кандидата на наличие необходимых компетенций. Лучше всего о человеке говорят его поступки, поэтому задаём некую ситуацию и выясняем, как этот специалист будет решать или уже решал в прошлом поставленную задачу.

Психологически тяжёлый момент — это увольнение людей, которые не дотягивают до необходимого уровня. Он неплохой специалист, много сделал для компании, но сейчас не тянет... Надо принимать тяжёлое решение, но не хочется, и ты откладываешь его. Надеешься, что человек всё-таки подстроится под новые требования. Здесь главное — определить для себя разумный срок, в течение которого вы готовы терпеть убытки. С моей точки зрения, оптимально — три-четыре месяца. Если сотрудник готов меняться, этого хватит. Если нет — надо принимать решение.... Главное, что потом этот человек всё равно уйдёт, но всё это время и он будет мучиться, и вы.

Решают женщины

Эльвира Гусейнова, эксперт по мужскому имиджу и стилю, рассказала посетителям Лиги делового чтения об основных принципах своей работы и дала несколько советов.

— Я помогаю мужчинам создать образ победителя и решить бизнес-задачи за счёт грамотной внешней презентации. Именно поэтому я всегда и везде покупаю книги о мужском стиле. В чём основные недостатки этих книг? Первый — избыточность. Там очень много лишней информации. У мужчин утилитарный подход к одежде. Для них это доспехи, в которых они сражаются с внешним миром и достигают своих целей. Поэтому все эти дресс-коды, стили одежды, фактура тканей, протоколы поведения, этикет, гигиена — излишество. Мужчинам нужно просто, понятно, на пальцах. Второе — книг о мужском стиле мало. Я перед выступлением прошлась по нашим магазинам и нашла с десяток таких изданий для женщин и ни одного для представителей сильного пола. Тут две основные причины — просто некогда читать такую литературу и практически всегда есть женщина, которая знает, как он должен выглядеть.

Что бы мужчины ни говорили, на самом деле им важно, как они выглядят. Тут есть одна деталь. Как бы скрупулёзно мужчина не выбирал себе модель костюма или рубашки, фактуру, дизайн, в 90 случаях из 100 он совершает одну и ту же ошибку: неправильно подбирает размер одежды. Либо слишком длинные брюки, либо слишком широкие плечи у пиджака, либо слишком узкий воротник рубашки... Поэтому ваш костюм может стоить сколь угодно дорого, но, если он банально не сидит, — такая одежда вас не украсит, а может даже и уронить ваш статус.

Вечно, потому что верно

Дмитрий Мотора, предприниматель, председатель общественной палаты Красноярска, как мне кажется, единственный молодой человек в нашем городе, который не просто прочитал, но и осмыслил все три тома фундаментального труда Карла Маркса “Капитал”. Он смог всего за 20 минут представить все основные положения этой огромной книги и связать их с современной жизнью.

— Первый том вышел в 1867 году. В 1885 и 1894 годах Фридрих Энгельс на основании рукописей Маркса издал второй и третий тома. Этот труд переведён на 50 языков. Про всё в нашей жизни можно рассказывать с точки зрения “Капитала”. Всего одна цитата: “Склонность капитализма приписывать высокую ценность по сути ненужным товарам со временем приведёт к тому, что потребитель станет расчётливым и изобретательным рабом изощрённых и неестественных желаний”. Всё, как у нас: обязательно нужен новый айфон, который уже давно не просто средство связи. Надо непременно побывать в новом дорогом ресторане — не потому, что ты голоден, а потому, что так надо. Напомню, человек сформулировал это полтора века тому назад.

Моё личное мнение об этой книге — детально, доходчиво, но сложно применимо. Пригодится учёным и историкам. Практикам лучше читать современную литературу. Сейчас все экономические процессы настолько разделены, что не стоит тратить время на осознание очевидного.

Нюанс

Книги о мужском стиле (рекомендации Эльвиры Гусейновой):

Николо Антонджованни “Костюм”

Дэн Джонс “Мужская книга. Руководство для успешного мужчины”

Кристофер Буард “Костюм. Стиль, форма, функция”

Джон Симс “Иконы мужского стиля”

Esquire “Путеводитель по стилю. Правила мужского гардероба”

Тест от Дмитрия Моторы

(на основании “Капитала” Карла Маркса)

Вы:

  • рабочий, если трудитесь на компьютере, предоставленном компанией;

  • ремесленник или самозанятый, если работаете на своём оборудовании;

  • капиталист (эксплуататор), если на ваших компьютерах трудятся наёмные люди.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА