Новости
“Усыновите” бабушку
Изначально инициаторами проекта выступили сердобольные сельские жители, бравшие к себе в дом одиноких престарелых соседей. Впрочем практиковалось это десятилетиями. Не массово, конечно, но со временем власти обратили внимание на такую возможность устройства стариков. Никаких денежных выплат и поощрений опекунам не предусматривалось. Когда случаи “усыновления” участились, администрация некоторых регионов приняла решение о финансовой поддержке семей — в среднем сумма составляет не больше трех тысяч рублей в месяц.
Оформление в семью регистрируется официально. Составляется договор об опеке, похожий на тот, что подписывают при оформлении патроната над детьми. Но договору предшествуют еще и процесс “притирки”, встречи на нейтральной территории. С опекунами и подопечными работают психологи, специалисты проводят любопытные тренинги. Например, человеку, пожелавшему стать опекуном, выдаются специальные очки и наушники. Попробуй пообщайся-ка хотя бы некоторое время в такой экипировке с родственниками. Как тут не переспрашивать и не раздражаться. Это игровой способ понять, что такое старость. С потенциальными семьями-“усыновителями”, разумеется, работают и по более серьезным программам.
Что такое опекунство над детьми, знают многие. Однако взять в семью чужого пожилого человека, совсем не то, что взять ребенка. Детей можно перевоспитать, они самостоятельны и здоровы. Опекунам пенсионеров придется иметь дело со сформировавшейся личностью, с большим жизненным опытом и убеждениями, которые уже вряд ли поменяются. А если человек сляжет, это уже совсем другие заботы и расходы для его приемной семьи.
Проживание и понимание
В агентстве социальной защиты населения администрация Красноярского края официально зарегистрированных случаев приемных семей нет. Может быть, власти и подумали бы серьезно над такими программами, но инициативу сами граждане, готовые стать приемными детьми, еще не проявляли.
В реальной практике у таких семей две модели. Либо когда пожилых людей опекуны забирают к себе, либо когда они сами переезжают в дом к подопечным. В сельской местности это сделать гораздо проще, чем в городе, — свой дом, хозяйство, другие ритмы жизни. В городских условиях мотив устройства в свою семью чужого пожилого человека почти всегда предусматривает интерес.
За одинокой красноярской пенсионеркой Галиной Федоровной уже восемь лет ухаживает ее бывшая ученица Светлана. Не так давно Галина Федоровна переехала к опекунше. А в ее двухкомнатную сталинку временно поселилась дочь Светланы Михайловны с мужем и двумя детьми. Сложная рокировка, но так оказалось всем удобнее. Тем более что дома расположены рядом. Молодая семья живет отдельно, оплачивая только коммунальные платежи и пытается копить на собственную квартиру. Две пожилые женщины, дружившие годами, пока нормально уживаются вместе в небольшой полуторке. Светлана Михайловна полностью обеспечивает быт и уют своей подопечной, организует ее досуг. О наследстве на квартиру речи пока не идет. Хотя абсолютно адекватная Галина Федоровна такую возможность не исключает — мол, время покажет.
Гарантировать бескорыстность опекунов практически невозможно. Искренность мотивов опекунов выясняется только со временем. Есть единичные случаи, в той же Перми, когда молодые семьи берут приемных бабушек и дедушек именно для воспитания детей. Например, сами супруги постоянно работают, ребенок маленький, пожилые родители далеко или их вообще нет. Предполагается, что приемная бабушка станет родной. Это не няня, которой платят деньги и у которой есть определенные обязанности. “Удочеренная” бабушка имеет права именно бабушки.
— Лично я, проработав и в службе социальной защиты, и вот теперь решая проблемы пожилых людей, примеров бескорыстных приемных семей не встречала, — говорит Ирина Иванова, председатель совета ветеранов Центрального района. — Мы знаем примеры еще из истории дореволюционной России, когда, приходя в дом няней, женщина растила детей, старела и оставалась жить в семье. Но сейчас совсем другое время и другие условия. Знаете, вряд ли на совместное проживание с радостью согласятся сами пенсионеры.
За годы одиночества человек привыкает к своему собственному распорядку, особенностям быта. Ведь порой бабушка может долго переживать из-за того, что шустрые внуки переставили в серванте посуду. Общения и заботы старикам действительно не хватает. Но вот проживание с чужими людьми и тем более какие-то взаимные обязательства — слишком серьезный шаг.
— Я знаю случай, когда за престарелой одинокой женщиной ухаживала дочь ее покойной близкой подруги, — рассказывает Ирина Петровна. — Ухаживала как за родной, навещала постоянно, но жили они по соседству. Женщина отблагодарила ее, завещав квартиру. Вопрос обмена жилплощади на заботу и уход очень сложный. Мы делали попытки работать в этом направлении, но безрезультатно. Пожилые люди не доверяют посторонним. Их можно понять, ведь сколько было случаев, когда из-за квадратных метров стариков лишали жизни.
По мере необходимости
Механизма для официального “усыновления” пенсионеров в нашем регионе пока нет. Но совершенно законно, по обоюдному заявлению, можно оформить попечительство над пожилым человеком.
— После соответствующего обращения в районную администрацию вы имеете право оформить попечительство, — рассказывает Тамара Мота, начальник управления социальной защиты населения Ленинского района. — Быть родственником при этом совершенно не обязательно. Попечитель получает специальное удостоверение. От патронажа такая форма отличается тем, что патронат подразумевает ежедневный постоянный уход. Попечительство — это помощь по мере необходимости. Социальная служба в обязательном порядке контролирует семьи, где на попечительстве находятся пожилые люди, и следит, чтобы не ущемлялись их права.
В Ленинском районе под такой официальной заботой находятся около восьмидесяти человек. Никакого финансового возмещения расходов со стороны властей попечителям не предусмотрено. Да и попечительство бескорыстным практически не бывает. Даже самые добрые отношения предусматривают здесь взаимовыгоду, на которую согласны сами старики. Иначе зачем факт помощи заверять юридически.
Жилплощадь, а именно она чаще всего становится предметом споров, в обмен на заботу в наше время — это немалая ответственность. Оформление таких отношений — очень сложный и спорный вопрос.
Если же вам известны примеры бескорыстия приемных семей, где находились бы “усыновленные” старики, будем рады выслушать вашу историю.