Неотложка
«Треть класса сбегала, чтобы не заставляли есть». Как советские люди относились к рыбному дню
В советских столовых и кафе мясо исчезало из меню в середине недели.
Многие жители старшего поколения хорошо помнят этот день. И чаще всего поминают его недобрым словом. Уж больно невкусным было меню в общепите в четверг.
45 лет назад...
Идею о введении рыбного дня объяснить, в принципе несложно. В 30-х годах прошлого века у государства не было возможности накормить мясом весь народ. Белковой пищи элементарно не хватало (сказалась массовая коллективизация, обобществление скота и прочие моменты), а между тем требовалось повышать производительность труда на новых фабриках и заводах. Тяжёлая работа требовала сил: какая же норма выработки на голодный желудок? Дефицит белка должна была восполнить рыба.
Кроме того, у жителей многих регионов, как показали медицинские исследования, в организме не хватало йода, это сказывалось на проблемах с щитовидной железой и другими болезнями. Помочь могла опять-таки рыба.
Товарищ Микоян в 1932 году отдал соответствующее распоряжение, но день недели чётко не обозначил. Поэтому руководители кафе и столовых убирали из меню все блюда из мяса и субпродуктов ( печень, желудки, сердце), когда лично им заблагорассудится.
Когда наступила Великая Отечественная война, ни о каких серьёзных успехов по части уловов и речи, естественно, быть не могло, перед флотом стояли совсем другие задачи. И о предложении Анастаса забыли. И только во второй половине 70-х, когда в Советском Союзе опять не стало хватать мяса, а добыча океанической рыбы, наоборот, вышла на достойный уровень, о нём вспомнили. В итоге 26 октября 1976 года (сегодня своеобразный юбилей – 45 лет) традицию воскресили.
— Этот день ввели, когда я уже училась в 5 классе, - говорит Галина Левченко. – Мы тогда питались организованно, родители деньги сдавали на обеды. Но в четверг треть класса просто сбегала куда-нибудь, чтобы не заставляли есть. Отец у меня был заядлым рыбаком, на Севера ездил, в доме не переводились сиг, чир. Поэтому жевать непонятно что в столовке совсем не хотелось.
Уха не в счёт
Любопытно, что существуют две версии по поводу именно четверга. Вроде бы специалисты вышли на Центральный комитет с некими статистическими данными, которые доказывали, будто этот день недели самый спокойный. Не то, что понедельник, когда тяжело после выходных отправляться на работу, или, например, пятница, когда все уже в предвкушении субботы и ждут не дождутся условного гудка. Словом, в четверг население благосклонно должно было отнестись к рыбному меню.
Вторая версия: выбор четверга носил подчёркнуто демонстративный и пропагандистский характер в рамках развёрнутой в сталинском СССР антирелигиозной кампании, поскольку четверг занимает позицию между двумя постными днями недели, когда верующим предписано воздерживаться от мяса, но разрешено употреблять в пищу рыбу.
Простой народ не привык к рыбным блюдам (уха и караси в сметане не в счёт), поэтому неохотно покупал невиданную прежде натотению, хека, минтая. Отчасти поэтому их по сниженным ценам сбывали в «едальни», а людям ничего не оставалось делать, как покупать на обед рыбные котлеты.
— Как раз к четверговым котлетам я относилась более или менее терпимо, - рассказывает учительница Людмила Давыдович. – Но вот от жареного минтая воротило, до сих пор не понимаю, как его в школе умудрялись испортить повара? Сухие куски просто в горло не лезли!
Что хорошего в икре?
Рыбный день был обязателен для все точек общепита, от крайкомовских столовых до детских садов, в городах и сёлах.
— В нашем поселке Таёжном тоже был такой четверг, — вспоминает Валерий Мельников, водитель грузовика. — Все привыкли к мясу, поэтому не очень его любили. Хотя сейчас кажется, что и неплохо кормили. Рыба и стоила дешевле: мясная котлета - 22 копейки, шницель 28 копеек, с гарниром копеек 35. Я обычно брал две мясные котлеты и гарнир, копеек в 50 обходилось. В таёженской столовой котлеты были огромные. Ещё брал половинку супа - это как сейчас полная порция. Покупал попить и хлеб. Всё вместе 70 копеек. Для работяг хороший, сытный обед. Но и рыбные блюда были неплохие, подавали в основном жареного хека, простипому, терпуга, камбалу (минтая у нас не знали тогда). Суп из консервов. Готовили по гостам, качественно. Я покупал иногда рыбные тефтели. Сейчас консервы редко попадаются хорошие. А раньше даже кильки были рыбка к рыбке! Брат работал во Владивостоке, и когда приезжал в отпуск, привозил копченые спинки кеты – балык. И в баночках в масле лентой нарезанную и скрученную чавычу, объедение и до того сытная! Он и икру красную привозил, но ничего хорошего я в ней не находил...
Чёрная и красная икра, кстати, вообще были доступным товаром, лидером экспорта, продукт активно добывали и производили на Каспийском море. Но если в царские времена икру любили, советские граждане её не очень понимали. Поэтому некоторые плакаты даже гласили «Заставляй себя есть!», мол, это не только вкусно, но и страшно полезно.
Рыбный день просуществовал в государстве до самого развала СССР, не так и долго. Но в памяти жителей остался. Есть семьи, где хозяйки по привычке готовят по четвергам рыбу. А пресловутый минтай, надоевший в Союзе, многим теперь очень даже по вкусу.
Нюанс
Доступной рыбой была какое-то время и осетрина. Существует даже легенда о том, что шашлык из неё вплоть до смерти Сталина стоил всего три рубля. Однажды вождь отдыхал на озере Ритца и ему подали очень вкусный шашлык из осетрины, который, как оказалось, стоил аж 10 рублей за порцию. Сталин посчитал, что простым советским труженикам такое блюдо не по карману и распорядился продавать его по три рубля — дешевле, чем шашлык из барашка.
В тему
О чём в Союзе не забывали, так это о рыбьем жире. Детей в детских садах и школах мучили, заставляя пить жидкую субстанцию с неприятным запахом. Сегодня натуральный рыбий жир выпускают в удобных капсулах, их с удовольствием принимают и дети, и взрослые. Рыбий жир содержит три природных вещества, полезных нашему организму – омега-3, витамины А и D, и незаменим в холодное время года при недостатке тепла и света.