Новости

Не до фонаря

Не до фонаря

Сегодня сети городского освещения вновь стали объектом охоты горожан. Кабели, содержащие цветные металлы, срезают километрами. “Полноценная жизнь мегаполиса, его безопасность и комфорт напрямую зависят от хорошего освещения улиц. В светлом городе и на душе светло. Пока уровень освещенности магистралей невысок. Безусловно, работа по освещению города идет постоянно: это восстановление сетей, их капитальный ремонт и строительство новых. Однако, чтобы решить проблему, объем ремонтных работ недостаточен. Мешают и охотники за цветным ломом, которые вырезают установленные сети”, — заявил глава города Петр Пимашков. По словам заместителя главы города, начальника департамента городского хозяйства Виктора Ящука, уровень освещенности более 50 процентов протяженности улиц и дорог в городе ниже норм, предусмотренных СНиПами. Это составляет одну треть протяженности магистральных улиц, отнесенных к категории важнейших. Поэтому в ближайшие несколько лет вопросы освещения улиц и дворов будут решаться в первую очередь, в городе принята программа развития наружного освещения на 2008—2010 годы. Средства на ее реализацию уже заложены в бюджете. “Особое внимание в отрасли ЖКХ будет уделено освещению города. Программа “Светлый город” имеет общий размер финансирования 221 млн рублей. В рамках данной программы 61 млн рублей будет направлено на ремонт уличного освещения таких микрорайонов, как Ветлужанка, Солнечный и Слобода Весны. По сравнению с прошлыми годами, в 2008 году финансирование увеличилось в два раза”, — заявила, комментируя итоги принятия основного финансового документа города, начальник главного финансового управления Красноярска Галина Фазлеева. К слову, программа “Светлый город” действует в Красноярске с 2005 года, у нас, Санкт-Петербурге, Архангельске и Нижнем Новгороде такие проекты были приняты даже раньше, чем в Москве. Депутат городского Совета Сергей Литовчик считает принятие программы жизненно важным для города: “Для многих горожан эта программа долгожданна. В Красноярске, к сожалению, много мест, которые плохо освещены. Это печальный итог целого комплекса факторов. За годы бесхозяйственности были разворованы и разграблены километры проводов. Кроме того, остаются бесхозные сети: во времена смены экономического и политического курса предприятия оставляли многие объекты инфраструктуры, не передав их на баланс муниципалитета. Программа предусматривает решение этих проблем. В бюджете на 2008 год выделены средства на проведение учета всех электросетей и передачу их на эксплуатацию, а также на их восстановление и ремонт. Это касается и восстановления систем автоматического управления сетями. Через три года горожане и власти об этой проблеме забудут. Кроме того, важным моментом является освещение не только городских улиц, но и территорий детских садов и школ. Пока в Красноярске существуют темные и опасные в вечернее и ночное время места. Думаю, что уже с января будущего года в этом вопросе будут подвижки. Если говорить в целом, то в ближайшее время будут освещены территории вокруг тысячи домов, а это около четырех тысяч светоточек”.

По официальным данным департамента ЖКХ, в рамках проведения капитального ремонта сетей наружного освещения за три года предполагается обновить 18 тысяч светоточек. “В результате проведения экономической реформы и передачи в муниципальную собственность ведомственного жилья без сетей наружного освещения в Красноярске около 30 процентов существующих линий остались бесхозными”, — говорит Вадим Ящук. 3,3 тысячи светоточек в ближайшие три года поставят на учет в казну города. Будут построены и новые сети — как выяснилось, примерно четверть городских улиц и проездов не имеют наружного освещения вовсе. Итак, в течение трех лет планируется построить около 30 км сетей. В первую очередь займутся освещением на улицах Семофорной, Прибойной и Грунтовой.

Как отмечает Василий Хохлов, начальник ГАИ УВД по Кировскому району Красноярска, одна из причин аварий — недостаточное освещение: “В этом году у нас там произошло уже три ДТП, в которых погибли люди. Именно из-за того, что отсутствует освещение. Пешеходы переходят проезжую часть и водители их просто не видят в темноте, происходит наезд”. По мнению специалистов, трагедии на дорогах происходят еще и от того, что мы руководствуемся еще советскими нормами освещения, которые предписывают добиваться яркости света на основных автомагистралях в 1,6 канделы на квадратный метр. Эти устаревшие нормативы были разработаны исходя из интенсивности автомобильного движения и средней скорости автомобиля 60 километров в час. Но интенсивность и средняя скорость движения автомашин у нас изменились, поэтому нормативы яркости освещения требуют пересмотра. Также в рамках программы, будут освещены автодороги на совхоз “Удачный”, на Плодовоягодную станцию и Мясокомбинат.

Помимо капитального ремонта и строительства новых сетей, будет введена в эксплуатацию автоматизированная система управления наружным освещением. Показания приборов будут выводиться на монитор в диспетчерском пункте, так что появится возможность контролировать и уровень освещенности и “видеть” места повреждений. Позаботятся и об эстетической составляющей. На некоторых зданиях и мостах, в основном в центре города, установят иллюминацию. Как считает Елена Грачева, креативный директор мастерской художественной ковки АО “Пламя”, уличные фонари тоже могут быть произведением искусства: “Если речь идет об уличном освещении, надо позаботиться о том, чтобы электрическая часть была защищена от попадания воды. Нужно продумать, как менять лампы, чтобы это было удобно. Решить, чем его покрасить. Для уличного светильника лучший вариант — порошковая краска, защищающая от ржавчины. Для светильников придумано огромное количество способов покраски, от патинирования до прозрачного лака, подчеркивающего благородную красоту металла”. Дизайнер надеется, что в скором времени заменят фонари, установленные в историческом центре Красноярска. Большая их часть не соответствует архитектуре старого города. Какими должны быть ретросветильники, Грачева не говорит, но полагает, что для воссоздания фонаря “под старину” нужно поднимать тонны архивных документов.

В то время как чиновники и дизайнеры заботятся о том, чтобы в городе было светло и красиво, экологи бьют тревогу. Они убеждены, что искусственный свет это не только благо цивилизации, но и причина сравнительно новой экологической проблемы — “светового загрязнения” окружающей среды. По результатам исследований выяснилось, что деревья, растущие вблизи ярких фонарей, живут меньше, чаще болеют и вырабатывают меньше кислорода. Так что предстоит еще и работа по озеленению города.

В тему

Совсем недавно итальянские астрономы Пьерантонио Чинзано и Фабио Фальки выпустили первый в мире атлас освещенности ночного неба. Как выяснилось, 98 процентов жителей Европы даже в ясные ночи не могут видеть звезд над головой, городские огни ослепляют телескопы, установленные в горах Чили и на Канарских островах, несмотря на то, что до ближайшего мегаполиса сотни километров. А карта ночного неба над Европой, Японией, США и южной частью Канады напоминает огромное светлое пятно, выделяющееся на фоне “темных” континентов. На карте ночного неба России отчетливо видны все крупные города, вокруг — темнота.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА