Новости
Через прения к Храму
Между тем о необходимости духовно-нравственного воспитания молодежи сейчас говорится постоянно. В конце прошлого года на встрече с представителями Русской православной церкви президент Владимир Путин обратил особое внимание на проблему религиозного просвещения и образования. По его мнению, в образовательном стандарте должен присутствовать рассказ о традиционных религиях. При этом президент подчеркнул, что обязательное изучение подобных предметов нельзя вводить приказом свыше. Однако с наиболее приемлемыми формами и содержанием курса до сих пор никто не определился. Тема неоднозначная, вызывающая массу дискуссий.
Проблема формирования у детей духовно-нравственных ценностей вновь обсуждалась красноярскими педагогами на краевых Рождественских образовательных чтениях. С учителями и представителями власти встретились священнослужители православной епархии. Бурного, эмоционального обсуждения не получилось, поскольку руководители школ в вопросе этом осторожны, и поделиться опытом могут единицы. Ошибиться в ориентирах легко. К примеру, на школы Октябрьского района уже попыталось выйти одно из религиозных объединений, предлагая помощь малоимущим детям. Власть была категоричной — школа не должна подвергаться никакому религиозному влиянию.
Красноярские педагоги пока самостоятельно ищут методы работы в духовно-нравственном направлении. Так, в школе © 10, где в годы войны располагался госпиталь, уже много лет действует музей, посвященный нашему земляку архиепископу Луке. Дети знают о его человеческих подвигах, самопожертвовании, знакомы с уникальными научными работами хирурга. При этом каждому ученику известно, что Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий был священнослужителем. Не навязывая никаких религиозных убеждений, детям рассказывают, что подвигло этого уникального человека отдать всего себя физическому и духовному спасению людей.
Начальник главного управления образования администрации города Нина Жилинская также убеждена: никакое религиозное воспитание в светских школах недопустимо. На это, прежде всего, указано в российской Конституции. Говоря о духовном воспитании, подразумевается культурологический курс, поскольку православие является многовековым фундаментом русской литературы, музыки, живописи, архитектуры.
— В русском обществе изначально нормы нравственности были связаны с христианским мировоззрением. Это целый культурно- исторический пласт, — говорит Нина Жилинская. — Формирование общечеловеческих ценностей в системе общего образования является сейчас значимой социальной и педагогической задачей. Пока мы на этапе раннего становления. Нужно решить проблему содержания — о чем мы будем говорить с детьми. Другой вопрос — кто будет работать со школьниками. Педагоги общеобразовательных учреждений не обладают должным уровнем подготовки в этой теме. Преподавать должны люди, способные грамотно и объективно отвечать на вопросы детей. Не обличать, не доказывать, а объяснять. Допустить же религиозных фанатов в школу — уже само по себе грех.
По словам протоирея Георгия Персианова, превращать школу в церковь ни в коем случае нельзя. Религиозное образование делится на вероисповедальный и культовый компоненты. Так вот второй как раз в светском образовании недопустим.
— Недопустима и христианизация школьных предметов, — считает батюшка. — Кадры также должна готовить сама школа, поскольку учительство как дидактика не является главной задачей церкви, хотя у нас очень сильные педагоги.
Церковь к сотрудничеству с системой образования готова и ратует за добровольность изучения предметов, связанных с основами религий. Но четкого представления — что должны донести до их детей, нет у самих родителей. Хотя некоторые не видят никакой проблемы.
— Я не понимаю, почему такое осторожное отношение к вопросу воспитания в традициях православной культуры. Как пользоваться контрацептивами, детям объясняют чуть ли не с начальных классов, а о Библии рассказать стесняемся, — недоумевает Ирина Филиппова, мать восьмиклассницы. — Ничего страшного, если детям будут хорошо известны традиции русского православного Рождества, Крещения. Рассказывают же в школах на уроках иностранного языка о католических праздниках, дети с большим энтузиазмом отмечают День святого Валентина и радостно участвуют в совсем не безобидном Хэллоуине. Православные священники почему-то изолированы от школы, а вот дети свободно допускаются порой к вопиющей информации.
— Я думаю, у многих людей возникает вопрос, почему вообще поднимают эту проблему, — говорит Людмила Григорьева, профессор, доктор философских наук.— Люди старшего поколения недоумевают. Они учились в советской школе и нормально обходились без религиозных предметов. Однако смотреть нужно гораздо глубже. Дело в том, что последние пятнадцать-семнадцать лет у нас в стране началась новая эпоха. Называть ее можно по-разному. Рыночная, эпоха капитализма, дикого русского капитализма. Русские философы хорошо объяснили особенности нашего национального характера. Мы понимаем жизнь достаточно своеобразно. Или нам четко определяют направление, по которому мы уверенно идем, либо нам предоставляют свободу, которую мы понимаем как анархию. А анархия перешла, простите, в полный бардак, и сейчас мы пожинаем его плоды. Ученые констатируют: сегодня общество сталкивается с серьезным противоречием. Причем не только в России, но и в Америке, Европе. Это проблема основополагающих принципов жизни отношения людей друг другу, к государству — морали, нравственности, патриотизма.
— В итоге те народы, которые пытаются эти принципы игнорировать, не просто теряют государство, они теряют уважение к своей культуре и истории, и в итоге теряют себя, — говорит Людмила Григорьева. — Начинается деградация. Люди не рожают детей, перестают жить крепкими дружными семьями, трудиться вместе, быть порядочными. Разрушение изнутри губит всю систему. Мы уже балансируем на грани. А на место гибнущих культур неизменно приходят те, у которых устои сильнее. Религия ведь сильна своей однозначностью — это хорошо, это плохо, соблюдай заповеди — если нарушаешь, будут санкции.
По словам Людмилы Ильиничны, сейчас идут поиски фундамента, опоры, вокруг которой снова можно попытаться все кристаллизовать, вернуть людям понятия, которые еще не забыты, но уже нивелированы. Таким традиционным стержнем веками была культура, происходившая как раз из религиозных корней. И неважно, какое направление — христианство, или буддизм, или ислам.
— Платформа у нас есть, — говорит профессор. — Но существует и парадокс, клубок противоречий. Поторопившись в решениях, мы можем только все усугубить. Дети ведь впитывают информацию из разных источников. Они видят агрессивную рекламу, телепередачи, где безнравственность стала нормой. Даже если на школьных уроках грамотные учителя расскажут все доступно и правильно, ребенок придет домой, включит телевизор, зайдет в Интернет и на него свалится масса совершенно другой информации. Невозможно решить проблему, пустив в школу батюшек с Библией, дети в один момент нравственными не станут. Здесь нужна общая политика, общий курс по всем направлениям и каналам информации. Необходимо делать упор на гуманистические, духовные ценности. И тогда естественным станет разворот людей в эту сторону. Я не говорю лишь о православии, во всех религиозных объединениях много прекрасных, порядочных, добрых людей. Человек очень часто обращается к религии, потому что весь окружающий его бардак надоел, и он ищет единомышленников. Человек хочет утвердиться в исконных духовных ценностях, не имея противоречий. Россия в свое время была прославлена в мире именно свое духовностью, особой философией. За это мир нас ценит. Знаете, я долго приходила в себя после знакомства с Америкой. Это что-то невероятное! Каждый, даже в семье, живет своей отдельной жизнью, во всем договорные отношения. Мы — другие. Что касается школ — по-моему, рано говорить о введении каких-то отдельных предметов, изучающих основы религии. Для начала необходимо дать детям элементарные понятия о человеческой этике. Нужно постоянно говорить об общих принципах общения друг с другом — нельзя врать, нельзя предавать. Эти принципы исповедуются в каждом религиозном направлении.