Новости

Поиски корней

Поиски корней

Как будет сотрудничать церковь и школа?

Как правильно рассказать детям об истоках их родной культуры, языка, традиций, дать объяснения непростым вопросам о нравственности, человечности, порядочности? Зачастую у родителей элементарно не хватает времени даже на бытовое общение с ребенком, поэтому одна из важных ролей в духовно-нравственном воспитании отводится школе.

Напомним, на прошлой неделе в Красноярске состоялось заседание педагогической секции IX Краевых Рождественских образовательных чтений “Русская православная Церковь и будущее России”. В мероприятии приняли участие более двухсот человек. Среди них священнослужители православной епархии, специалисты городского управления образования, руководители школ, методических служб.

Необходимость обсуждения такого вопроса вызвана, прежде всего, тем, что состояние общественной морали, социальных, межконфессиональных отношений в обществе во многом зависит от формирования нравственных и духовных ценностей детей. И, конечно, от грамотности в этом вопросе, поскольку различные межэтнические конфликты во многом порождает как раз невежество.

Церковь в России законом отделена от государства. Введение в школах обязательного изучения предметов любой религиозной тематики противоречило бы Конституции. Педагогам в сотрудничестве с православной церковью предстоит найти наиболее приемлемую форму работы с подрастающим поколением. О чем и было сказано в принятой на конференции резолюции.

Большинство из нас согласятся, что только воспитание устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных культурных и духовных ценностей российских народов позволит обеспечить успешное социальное развитие государства. Благодаря моральному здоровью общества легче сохранить социальный институт семьи, преодолеть демографический кризис и укрепить авторитет России в международном сообществе.

— Потеря национальной идентичности для народа недопустима, — говорит Нина Жилинская, начальник главного управления администрации города. — Страны, столкнувшиеся с этой проблемой, задают себе вопрос: что с нами будет? Речь идет не о каком-либо религиозном воспитании, а о знакомстве детей с культурой и историей своей страны, тесно связанной с историей христианства.

По мнению участников конференции, воспитание детей и в семье, и в школе, приобщение их к духовным и нравственным ценностям, в том числе к религиозным традициям и культуре, не противоречащим принципам государственной политики в области образования, должно быть направлено на сохранение и укрепление гражданского согласия в обществе. При этом важно соблюдать гражданское равноправие, поддерживать взаимопонимание и сотрудничество между людьми и народами разных национальностей и вероисповедания. Главный принцип работы — принцип добровольности, свобода выбора, приоритеты семьи в воспитании ребенка.

Участники конференции обсудили возможность создания проекта соглашения о сотрудничестве главного управления образования администрации города и Красноярско-Енисейской епархии в области духовно-нравственного воспитания детей.

Такое сотрудничество поможет совершенствовать в красноярских школах практику просветительской работы по вопросам гражданского, патриотического воспитания ребят, а также преподавание учебных курсов духовно-нравственного содержания.

— Мы действительно столкнулись с необходимостью осмысления взаимоотношений “школа — церковь”, — говорит отец Георгий Персианов. — Но превращать школу в церковь нельзя, недопустима христианизация предметов и политизация религиозного образования. Начинать подобную воспитательную работу, наверное, следует с экспериментального подхода. Вводить что-либо в обязательном порядке, значит, поторопиться.

Партнерство светского общества и церкви поможет осуществить проведение исследований по выявлению запросов граждан на изучение курсов православной культуры. Появится возможность использовать разные формы взаимодействия школы и церкви, активно привлекать педагогов к участию в Рождественских чтениях, где обсуждается практика и перспективы духовно-нравственного воспитания детей.

При изучении курсов гуманитарного направления важно акцентировать внимание на духовно-нравственных аспектах истории и культуры России.

Образовательным учреждениям, занимающимся подготовкой кадров, рекомендовано вести работу по подбору педагогов в области гражданского образования и повышению квалификации.

Красноярские школы уже имеют свой положительный опыт. Так, традиции православной культуры бережно хранят и по возможности развивают учителя школы №10.

— Первый опыт работы в этом направлении у меня, как у педагога, был более десяти лет назад, — рассказывает директор школы Татьяна Казанова. — Тогда в факультативах разрешался курс “История и культура христианства”. Со старшеклассниками я взяла лишь один аспект — духовную музыку. Преподавал нам интереснейший, талантливый человек — регент церковного хора Валерий Рязанов. Занимались мы в школе, ходили на экскурсии в Покровский храм. По собственному желанию эти занятия посещал абсолютно весь класс, интерес к музыке был необыкновенный.

Сейчас в здании школы работает музей имени архиепископа Луки, человека поистине уникального. В годы войны в госпитале он спасал безнадежно раненых, поднимал на ноги тех, кто уже был при смерти. Вечерами через весь город шел в храм, чтобы провести там службу для своих прихожан. Госпиталь располагался в стенах школы, поэтому для ее учеников особенно важна сопричастность к жизни и деятельности хирурга и священнослужителя.

Ни один вопрос ребенка не остается без грамотного ответа учителей, изучающих эту тему. А погружаются в нее потому, что есть интерес со стороны самих ребят.

Перед началом учебного года у родителей и детей, пожелавших получить благословение батюшки, есть возможность встретиться со священнослужителем в школьном музее. Также у школы уже есть опыт по организации поездок школьников и их семей на экскурсии по храмам Енисейска, во время которых ребята знакомятся с уникальной архитектурой, культурой ушедших веков.

— Интерес к поездкам был такой, что из желающих даже получилась очередь, — говорит Татьяна Казанова. — Учителя, сопровождавшие детей, отметили, что экскурсии очень впечатлили ребят. Педагоги обратили внимание и на культуру поведения школьников в храме. Дети вели себя достойно.

По словам Татьяны Ивановны, хороший учитель-филолог, рассказывая о русской литературе XIX века, не может не коснуться темы христианства. Характер героя, его поступки и душевные искания — многое можно объяснить. А готовясь к урокам, педагоги-словесники вдохновляются именно словами классиков.

Нина Жилинская, цитируя Ивана Шмелева, еще раз напомнила о таких близких, родных и несколько забытых ощущениях: “Вот и канун Рождества — Сочельник. В палево-дымном небе, зеленовато-бледно, проступают рождественские звезды. Вы не знаете этих звезд российских: они поют. Сердцем можно услышать, только: поют — и славят. Синий бархат затягивает небо, на нем — звездный, хрустальный свет. Где же, Вифлеемская?.. Вот она: над Храмом Христа Спасителя. Золотой купол Исполина мерцает смутно. Бархатный, мягкий гул дивных колоколов его плавает над Москвой вечерней, рождественской. О, этот звон морозный... можно ли забыть его?!.. Звон-чудо, звон-виденье. Мелкая суета дней гаснет. Вот воспоют сейчас мощные голоса Собора, ликуя, Всепобедно. “С на-ми Бог!..”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА