Новости

Соломинка в пожаре не поможет

Соломинка в пожаре не поможет

Один окурок — и пиши пропало…

С наступлением холодов, как правило, растет число пожаров в жилых домах. И не только в частном секторе, где зачастую не выполняются правила эксплуатации печей, а также используются самопальные отопительные приборы, именуемые в народе “козлами”. Не меньше проблем, как выясняется, и в многоквартирных домах.

На днях в Кировском районе Красноярска прошел совместный рейд представителей Государственного пожарного надзора, отдела по ГО, ЧС и ПБ, управляющей компании. Основные вопросы в высотках, как оказалось, связаны с тем, что люди перегораживают коридоры, “отхватывая” часть общей площади, но при этом отсекают системы дымоудаления. В перестроечные времена растащили на “детали” сигнализацию, противопожарные щиты, рукава. Конечно, где-то жильцы остаются сознательными, все это сохраняют, как, например, в высотке на улице Коммунальной, в той самой, где расположен районный ЗАГС. Те же рукава, правда, уже пришли в негодность, но это уже несколько другой вопрос.

Владимир Садовников, начальник отделения Государственного пожарного надзора по Кировскому району, рассказывает:

— Вот я, как инспектор, прихожу в ТСЖ, звоню в квартиру, представляюсь, объясняю, что пришел с проверкой пожарной безопасности. Мне могут открыть, а могут не открыть — частная собственность, никого не вызывали. Но вот когда, не дай бог, что-нибудь случится, тогда непременно будут открывать, еще и просить станут, чтобы все проверили. Жители никак не могут понять, что они сами за себя ответственны.

Случаев, когда люди становятся умными задним числом, предостаточно.

Начальник отдела первичных мер пожарной безопасности главного управления ГО, ЧС и ПБ администрации Красноярска Елена Зыкова приводит в пример историю одного красноярца. Мужчина, опасаясь кражи через балкон, заварил люк, ведущий на нижний этаж. На все увещевания только отмахивался: авось обойдется. Не обошлось. Случился пожар, хозяину пришлось прыгать на улицу с третьего этажа, ногу сломал. После этого человека как подменили: на балконе все привел в порядок, за проводкой следит, даже приобрел где-то в заграничной поездке специальное приспособление, с помощью которого можно без особых проблем спуститься в случае чего на землю. Причем это случай частный. А в свое время схожая ситуация была со школами: пока не произошел пожар и, к несчастью, погибли дети, мало кто с полной серьезностью относился к правилам пожарной безопасности в учебных заведениях.

Вообще, давно назрело понимание: необходимо возродить былую мощь пропаганды и агитации в плане пожарной безопасности. Елена Зыкова рассказывала, как во время профильных занятий в детском саду воспитательница, молодая женщина, чье детство пришлось на перестроечные годы, на вопрос о том, по какому номеру звонить в случае пожара, ответила: “03”. А ребятишки ее дружно поправили: “01”. Был случай, когда шестиклассник, твердо усвоивший правила на уроках ОБЖ, без труда справился с опасностью, обесточив горящий телевизор и набросив на него одеяло, тогда как родители абсолютно растерялись.

Еще один пример. Во время большого пожара в столичной гостинице “Россия” в живых, несмотря на “ловушку”, остались подданные Японии. В то время как наши соотечественники в панике бросились к лестницам, островитяне действовали максимально грамотно: плотно закрыли двери в номера, заткнули все щели мокрыми простынями и легли на пол. Видимо, послушно выполняли инструкции, которыми их пичкали с раннего детства.

Впрочем, мы отвлеклись от основной темы.

В Кировском районе немалую часть жилого фонда составляют многоквартирные дома, которые строились в 50—60-е годы прошлого столетия в расчете на печное отопление. В таких зданиях в подвалах расположены стайки, своего рода подземные сарайчики для каждой квартиры, которые прежде использовались как дровяники. Теперь же в подавляющем большинстве из них хранится всякий хлам. Во многих стайках двери просто-напросто сорваны, видно, что хозяевам помещения совершенно не нужны. Они представляют огромную опасность: подростки, бомжи, не дай бог, покурят, древесная пыль мигом вспыхнет. А перекрытия-то — деревянные…

Жители дома по адресу: Шелковая, 8 жалуются, что им очень страшно: живем, мол, как на пороховой бочке, под нами — сплошные “дрова”, чтобы вспыхнуть, достаточно малейшей искры. Что им можно посоветовать? Представитель управляющей компании “Жилкомсервис” Виктор Агеенко говорит: надо организовать собрание жильцов. Если большинство проголосует за снос пресловутых стаек, подвальные сарайки ликвидируют. Здесь, правда, возникает другая проблема: специалисты посчитают затраты, и неизбежно встанет вопрос — кто будет платить за разборку помещений, вывоз… Есть опасение, что люди не захотят платить за это из своего кармана. Но ведь собственная безопасность дороже. Важно сделать первый шаг.

…Мы спускаемся в подвал дома на Шелковой. Под ногами — упавшие двери, какие-то доски, опилки. Наглядно понимаешь: не затушенный окурок — и все, пиши пропало, всему дому конец. Однако без решения жильцов трогать ничего нельзя — частная собственность. Если бы люди понимали, как сложно тушит пожары в подвальных помещениях… Вентиляции никакой, работать пожарным надо в аппаратах, теснота, развернуться негде. К тому же никаких планов у этих “катакомб” нет, что там, внизу, неизвестно, тушить приходится вслепую. Даже когда случается порыв на сетях, и то проблемы возникают: труба идет через стайки, а там — замок. Значит, надо бегать, искать хозяев…

Кое-где в “хрущебах” и “сталинках” стайки-дровяники снесли. Проблема пожарной безопасности снята, но на только отчасти. Ведь если в одном подъезде стоит домофон и доступ туда посторонним лицам ограничен, то в другом — заходи, кто хочет, а весь подвал пронизан “лазами”.

Одним словом, проблем у пожарных — хоть отбавляй. Трудно убедить людей, что их безопасность — в их же руках. Остается одно: объяснять, приводить трагические примеры, как это ни прискорбно. И еще и еще раз повторять: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. За соломинку в случае пожара не уцепишься, нужно заранее себя обезопасить.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА