Новости
Дорога к себе
Торжественный вечер стал яркой, аккордной точкой, завершающей череду разнообразных мероприятий, из которых сплелась в январе 2008-го юбилейная, суриковская история. По сути, это была история еще одного возвращения художника в красноярские “пенаты”. Сегодня стало очевидно, что для сибиряков творчество Сурикова — это дорога к себе. Код памяти, знак причастности к великим событиям ушедших времен и тем свершениям, которые ждут нас впереди. Ведь вслед за Ермаком, Андреем Дубенским художник открыл для России суровую и прекрасную землю — Сибирь и показал людей, живущих на этой земле. Людей особенных. Сибирь не знала опричнины и крепостного права. Здесь вольная, разливная казачья душа навеки повенчалась с дерзкой, тюркской гордыней. Из сплава этого, сколь опасного, столь и удивительного родился особый тип характера — сибирский. Сибиряки стали стержнем творчества художника, придающим особый смысл драматическим, переломным моментам в жизни нашей страны, запечатленным на бессмертных полотнах.
Приношение Сурикову
Отличительной особенностью нынешнего празднования юбилея художника стала небывалая активность деятелей культуры и искусства. Что ж, праздничная дата — прекрасный повод устроить смотр творческих сил современного Красноярска. Художники, музыканты, артисты в юбилейные дни приготовили настоящее творческое приношение, еще раз доказав преемственность художественных традиций, силу созидательной энергии места — Красноярска, — и сейчас способного рождать новые идеи и образы, дарить подлинный свет, освещающий настоящее искусство.
— Выставки, конференции, театральные постановки, концерты, прошедшие в дни празднования юбилея нашего прославленного земляка, — яркое доказательство тому, что Красноярск не скудеет талантами, — отметил глава Красноярска Петр Пимашков, открывая торжественный вечер.
Начиная с декабря прошлого года, в проведение юбилейного фестиваля включились профессиональные и любительские творческие коллективы города. Активное участие приняли не только художественные, но и образовательные школы. Встречи и тематические творческие вечера проходили практически во всех библиотеках Красноярска. Театры города подготовили к суриковским дням премьерные спектакли.
Среди наиболее ярких, знаковых событий — тематическая выставка “Суриков и его эпоха”, подготовленная силами красноярского Союза художников совместно с Художественным фондом имени Сурикова. Пятнадцать художников, принявших участие в уникальной экспозиции, написали свои произведения, воссоздав дух суриковской эпохи по архивным документам.
Исследовательское слово о Сурикове прозвучало во время научной конференции “Суриковские чтения”, собравшей видных российских ученых, специализирующихся на творчестве живописца.
По словам заместителя главы города Василия Куимова, доклады, прозвучавшие на конференции, позволили еще глубже проникнуть в творчество Сурикова.
— Несмотря на то, что достаточно серьезно изучал и произведения, и судьбу Василия Ивановича, я вновь с особой яркостью открыл пронзительную силу таланта и широту личности художника, — признается Василий Куимов. — Суриков для меня открылся как величайший русский православный гуманист. Вдумайтесь: отражая сложные, порой кровавые события русской истории, он сумел избежать натурализма, которым так грешит сегодняшнее массовое искусство, сумел передать боль, страх, скорбь, не оскорбив чувств зрителя, а, напротив, возвысив его.
Троекратная премьера
На торжественном вечере, посвященном юбилею художника, состоялось музыкальное приношение Сурикову. Назвать развернувшееся перед зрителями действо обычным концертом было бы неверно. Каденцией суриковского фестиваля стала музыкально-драматическая постановка — синтетический жанр, объединивший музыкальные, танцевальные номера, сценографию, драматургию и даже медиа-технологии.
Музыкальная и танцевальная коллекция программы вечера вплелась в сюжетную линию, мастерски разыгранную артистами театра имени Пушкина. Перед нами предстали молодой Вася Суриков и умудренный жизнью, известный художник Василий Иванович. Диалоги ведущих, построенные на архивных материалах, письмах художника, воспоминаниях современников, еще раз показали удивительную судьбу живописца, сумевшего до конца дней своих сохранить крепкую связь с родной землей.
Во время музыкально-драматического спектакля звучали казачьи песни и музыка русских классиков — Римского-Корсакова и Чайковского. Оба композитора творили практически в то же время, что и Суриков. И арии из оперы “Снегурочка”, и русский танец из балета “Лебединое озеро” воспринимались как музыкальная иллюстрация к картинам художника, позволяющая осмыслить творчество Сурикова в культурологическом контексте второй половины XIX века.
Главное интригой вечера стало премьерное исполнение двух новых произведений, созданных красноярскими композиторами специально к юбилейной дате, и танца-сюиты “Проводы зимы”.
Инструментальная пьеса Игоря Флейшера “Утро стрелецкой казни”, прозвучавшая в исполнении красноярского камерного оркестра под руководством заслуженного артиста России, профессора Михаила Бенюмова, — программное произведение, написанное по мотивам известной картины.
— Примеры создания программных произведений в зарубежной музыке в большинстве своем встречаются у “романтиков”, — рассказывает музыковед, доцент кафедры истории и теории музыки Красноярской академии музыки и театра Наталья Еловская. — В русской музыке также есть несколько образцов программных произведений, импульсом для создания которых стали художественные произведения. Это “Картинки с выставки” Мусоргского, “Остров мертвых” Рахманинова. Так что обращение красноярского композитора к творчеству Сурикова органично укладывается в традицию русской композиторской школы.
“Славица Сурикову” — хоровое произведение, написанное красноярским композитором Олегом Проститовым в творческом содружестве с поэтом Анатолием Третьяковым. Здесь сплелись традиции русского православного хорового пения и маршевая мелодика хоровых произведений советских времен. Доминантой “Славицы Сурикову” стал колокольный звон, имитирующий праздничную звонницу. Произведение было исполнено силами сводного хора, в который вошли муниципальный хоровой ансамбль солистов “Тебе поемЪ”, хоры КГАМиТ и театра оперы и балета.
Торжественный вечер завершился премьерой танца-сюиты “Проводы зимы” в исполнении муниципального ансамбля танца “Енисейские зори” имени Г. М. Петухова. Импульсом для создания искрометной танцевальной феерии стала картина Сурикова “Взятие снежного городка”. На сцене театра оперы и балета словно ожила радостная, полная удали и веселья картина художника.
История возвращения Сурикова, рассказанная во время музыкально-драматического спектакля, закончилась ярким танцевальным номером. История возвращения Сурикова в Красноярск — вечна.
— Есть имена, над которыми не властно время, — сказал глава Красноярска, размышляя о судьбе города и судьбе художника. — Проходят столетия, меняется быстротечная мода. Но они не тускнеют. Словно путеводные звезды сияют эти имена, освещая жизнь потомков особым живительным светом.
Суриков принадлежит не только нашему прошлому, но и нашему будущему. Вдохновенному будущему красноярской земли, в котором навечно золотыми буквами вписано имя потомственного казака, великого художника, человека с настоящим сибирским характером, Василия Ивановича Сурикова.
Внутри события — рубрика
Во время торжественного вечера, посвященного празднованию юбилея Васили Сурикова, состоялось событие, приведшее в особый трепет филателистов Красноярска. К юбилею художника силами администрации города и почты России были выпущены почтовые конверты с изображением автопортрета художника. Перед началом концерта состоялось спецгашение конвертов — мероприятие достаточно редкое, придающее юбилейным конвертам особую ценность.