Новости

Крупицы бриллианта

Крупицы бриллианта

Но Суриков не только показал борьбу этих двух сил, он раскрыл их характер, правдиво и ясно представил суть и значение исторического события. Зритель перед картиной стоит пораженный не только тем, что перед ним кипит страшная битва, но также тем, что воочию перед ним происходит столкновение двух враждебных сторон, совершается событие, предопределенное всем ходом русской истории и, в свою очередь, определившее дальнейший ее путь. Здесь черты народных характеров Суриков возвел до степени эпического величия. Работая с натуры над лицами хакасов и остяков, Суриков открыл поразительный закон красоты: “Пусть нос курносый, пусть скулы — а все сгармонировано. Это вот и есть то, что греки дали — сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти”. Сурикову и здесь не изменила высокая объективность художника.

Сила творческого воображения Сурикова невероятна. В самых ранних композиционных эскизах уже дана не только общая расстановка масс, но и характеры большинства фигур в их движениях и поворотах, так что дальнейшая, годами осуществлявшаяся этюдная работа с подходящей натуры была постепенным заполнением ранее определившихся контуров.

Существо композиции “Ермака” — в движении. Казачья флотилия движется навстречу вражескому войску, но каждый отдельный казак изображен в спокойном состоянии. На лицах нет и следа заботы о себе, тем более — боязни; но нет и показного героизма. Спокойно, без всякой суеты и торопливости казаки делают свое дело. Противоположны спокойным лицам казаков неистовые лица и резкие движения фигур их противников, прижатых к подножию берега. Тревогу и смятение в их лагере подчеркивает своим разорванным силуэтом конница на вершине горы.

Удивительно строен и совершенен колорит картины. Истоки его искал Суриков в сибирской природе. Пейзажные этюды сопутствовали всей работе над картиной. Ее колористический строй решался еще в эскизах. В немногих красках, суровых и мужественных, Суриков синтезировал свои бесчисленные наблюдения. Могучая гармония пронизывает картину.

По своему высокому реалистическому трагедийному строю, по глубине содержания и живописному совершенству эта “живая быль... в рамках небылиц”, по словам Репина, этот древний народный сказ, воплощенный Суриковым в живых образах искусства, — одно из лучших произведений исторической батальной живописи.

Оригинал этой великой картины находится в Русском музее. Тем не менее горожане сегодня могут насладиться шедевром. На прошлой неделе в Художественном музее имени В. И. Сурикова открылась экспозиция, где выставлена авторская копия известного полотна. Можно сказать, что это — генеральный эскиз к картине. Авторская копия и еще двадцать одна работа (этюды, эскизы, наброски, графика к картине “Покорение Сибири Ермаком) прибыли в краевой центр из Третьяковской галереи. Кроме них на выставке, которая будет работать до 25 апреля, представлены произведения художника из собрания музея-усадьбы Сурикова, краеведческого и художественного музеев. (Причем, по мнению экспертов, полотна из наших фондов ничуть не уступают по художественной ценности столичным картинам, а некоторые даже превосходят.) В экспозицию также включены работы русских художников второй половины XIX и начала XX века — современников Василия Сурикова.

— В залах музея как бы открылась мастерская живописца, — говорит директор Художественного музея имени Сурикова, искусствовед Александр Ефимовский. — Перед зрителем предстает поэтапная работа мастера над великим полотном. Каждая маленькая работа несет в себе крупицу этого бриллианта. Эскизы, этюды, наброски к будущему шедевру раскрывает нам кухню художников, помогает понять течение его мысли в процессе создания картины. Суриков — художник, которого надо рассматривать, не надо бежать по экспозиции, нужно внимательно и долго смотреть на каждую работу. Василий Суриков — не только художник, историк, он мыслитель. Поэтому произведения нашего земляка — это не просто картины, а явление человеческого духа, человеческого гения.

Анатолий ЛЕВИТИН, член Российской академии художеств, народный художник России, академик:

— У нас в Красноярске есть один великий гений — Суриков. К сожалению, в мире его мало знают. Это недостаток нашей пропаганды. Поэтому очень важно не только вспоминать и чествовать живописца по юбилейным датам, но и помнить о нем каждый день. У этого художника вообще нет плохих работ. Какую вещь не возьми — это произведение высочайшего вкуса. Даже в маленьком наброске, этюде он выступает как гений. Возьмите хотя бы эскиз к картине “Покорение Сибири Ермаком”, который приехал к нам из Третьяковской галереи, там все выражено.

Иногда Сурикова изображают этаким сибирского мужланом… Это совсем не так. Василий Иванович был интеллектуалом, очень образованным человеком. Он впитал всю огромную культуру Петербурга, слушал Баха, любил Бетховена… Скажите, какой современный художник может переложить “Лунную сонату” Бетховена на гитару?..

Врезка 2

Владимир БОЛЬШАКОВ, профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, доктор философских наук:

— Суриков — это бриллиант Сибири, великий гуманист и гражданин России. К сожалению, его значение для русской цивилизации, культуры до конца не оценено. Я говорю не только о настоящем времени, но и о его современниках, которые вместо того, чтобы проникнуться духом его творчества, погрузиться в глубину истории, по-школьному, примитивно пытались анализировать его произведения. Они так и не услышали суриковского предупреждения, пророчества о том, что грядет смута. Ведь всякая его работа — это напоминание о возможном трагизме для России, если она не осознает своей миссии. Суриков — это бунтарь, борец в глобальном масштабе. Он боролся не просто с какими-то конкретными проявлениями социальной несправедливости своего времени, а с любым проявлением зла.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА