Новости
На работу - всей семьей
Или что должен понимать кондуктор?
Каждый красноярец, пользующийся услугами автобусного маршрута © 55, хорошо знает кондуктора Елену. Для меня встреча с ней в утреннем автобусе давно стало доброй приметой: хорошее настроение обеспечено на весь день. Более внимательного и заботливого человека найти трудно — и бабушке подняться на высокую ступеньку поможет, и остановку подскажет, и всем удачи на работе пожелает. Увы — это единственный позитивный пример на моей памяти. Зато в рейтинге явлений, ежедневно портящих жителям города настроение, утреннее путешествие в автобусе занимает почетные лидирующие позиции. Как показала “Неделя усиленного контроля за качеством” работы городского пассажирского транспорта, проведенная департаментом транспорта, год от года ситуация меняется лишь незначительно.
“Я был бы счастлив, если бы хоть однажды контролеры приехали с линии и сказали: “Мы работали весь день и не выявили нарушений”. Но такого не бывает, — говорит Игорь Ким, начальник отдела управления, учета и контроля за работой пассажирского транспорта администрации Красноярска. — Конечно, сегодня они не так повальны, как в 90-е годы, но все равно проблем много”.
Несмотря на постоянную и системную работу специалистов департамента относительно повышения качества пассажирских перевозок, отмеченные в очередной раз нарушения для всех уже и так как кость в горле: необъявление остановок, несоблюдение графиков, нехватка автобусов на линии и так далее. Результатом более 70 проверок на разных маршрутах стали 12 протоколов об административных правонарушениях, 21 предписание частным перевозчикам и организациям. Все материалы направлены в мировые суды для дальнейшего рассмотрения.
— Несоблюдение расписания — вопрос, который зимой особенно актуален. Так, в результате массового рейда 23 января мы охватили 24 маршрута, и на маршрутах 2, 21, 68, 30А недовыпуск транспорта составил порядка 30 процентов, — комментирует Игорь Вадимович. — Между тем необходимое количество машин должно быть на линии несмотря ни на что.
По форме этот вид проверки транспорта выглядит так: специалист департамента выезжает на назначенный контрольный пункт и в акте проверки фиксирует время прибытия и номера всех автобусов закрепленного за ним маршрута. Затем дожидается, пока первый отмеченный контролером автобус не вернется на эту же остановку. В результате на листе отражена реальная картина того, сколько машин на линии было в этот день. И, как показала проверка, нарушения подобного рода ежегодно характерны для одних и тех же маршрутов: помимо озвученных выше, жалобы (в основном от льготных пассажиров) поступают на маршруты © 21, 43А, 60, 68.
Среди причин, которые руководители предприятий называют в качестве оправдания, техническое состояние транспорта — не единственная. Неудивительно, что зимой с подвижным составом вопрос стоит особенно остро, но еще одна — совсем несезонная — проблема перевозчиков — водительский состав: в городе нет ни одной осуществляющей перевозки организации, где бы регулярно не возникали трудности с кадрами. Требования к водительскому составу постоянно повышаются, и укомплектовать штат компетентными сотрудниками становится все сложнее.
Еще один вид проверки транспорта во время “Недели усиленного контроля” — так называемая подсадка. Два специалиста департамента инкогнито под видом пассажиров проезжают в автобусе, обращая внимание на работу кондуктора и водителя. А на конечной остановке, предъявив документы, проверяют наличие путевого листа, ордера и прочей необходимой документации. Так, за неделю на водителей было составлено четыре протокола за необъявление остановок.
Как ни странно, в выявленных нарушениях совсем не фигурирует кондуктор. У рядовых пассажиров это не может не вызывать удивления, ведь именно с этими “распорядителями салонов” чаще всего возникают конфликты. Но это не значит, что контролерам попадались вежливые и высокопрофессиональные кондукторы.
— Перевозчиков, у которых кондукторы устроены официально, можно пересчитать по пальцам одной руки. Соответственно, какие меры можно к ним применить? — комментирует Игорь Вадимович. — Это нарушение трудового законодательства, и по его устранению сейчас идет работа. Правила перевозок должны быть едины и неукоснительно соблюдаться как для муниципального, так и для коммерческого транспорта. А у нас повседневны случаи, когда водитель берет с собой на работу тетю, дядю, сына и так далее. И никакой ответственности за свою работу они не несут.
Вот где, по мнению специалистов департамента транспорта, и кроется корень зла. В одном из материалов мы уже приводили пример предпринимателя Виктора Сидорова, создавшего собственную службу “внутреннего контроля” своих подчиненных. Как результат — проблем с работой его маршрутов — © 3, 90, 99 — в городе нет.
— Но таких примеров, когда руководство понимает, что не пассажир создан для автобуса, а перевозчик со своей командой работает для пассажиров, немного, — говорит Игорь Ким. — За последние годы перевозчики подняли свой уровень и организационно, и профессионально. Но пока этого недостаточно. И над уровнем личного состава должно работать прежде всего руководство предприятий. Все начинается с мелочей, которые надо пресекать. Если водитель позволяет себе опаздывать на работу, нарушать трудовую дисциплину, то, естественно, он будет также вести себя и на линии. А для каждой профессии должна существовать должностная инструкция. В том числе кондуктор обязан четко понимать, что он должен уметь, знать свои обязанности и права.