Новости

Вон из книжного сумрака!

Вон из книжного сумрака!

Несмотря на это, писателями разного уровня любая земля полнится. В качестве подтверждения могут служить запасники более-менее крупных издательств. Из горы шелухи и мишуры, присылаемой в них авторами, всегда выбирается материал, из которого может получиться удачная книга.

— На прошлогодний конкурс “Книжное Красноярье “ нам присылали проекты, которые были готовы давно и лишь ждали своего часа, — говорит заместитель губернатора края Ольга Карлова. — В портфелях многих издателей скопились книги, достойные того, чтобы быть выпущенными. Вопрос лишь в финансировании. Надеемся, в этом году на конкурс будут представлены и новые рукописи.

Итогом проекта “Книжное Красноярье-2007” стали 12 книг местных авторов. На прошлой неделе экспертный совет окончательно определился и с номинациями на следующий год, причем сроки действительно выбирались с тем учетом, чтобы творцы успели воплотить в реальность свои задумки. И в этом есть смысл — появился шанс быть опубликованным и писать не только в стол. А значит, и стимул реализовывать свои идеи.

How much is the book?

Любая статистика или круглый стол, касающиеся регионального книгоиздательства, твердят об одном и том же: положение в этой области плачевное. Почти половина российских книгоиздательств сосредоточены в Москве и Петербурге, новинки книжной продукции до провинции доходят с огромным опозданием. При этом в Красноярске насчитывается порядка 80 издательств — цифра довольно большая, сравнимая с такими городами, как Екатеринбург, Новосибирск. Но всерьез ориентироваться на нее не стоит, ведь — увы — она не берет в расчет качество компаний. Выпустить достойную книгу сегодня дорогое удовольствие. Большинство “издателей” работают, что называется, на коленке, ставя единственную цель: минимальная смета работы.

— Выпустить книгу — это большой труд, который подразумевает определение, разработку концепции, структуры через работу художников, фотографов, позже — дизайнеров, технического редактора и других специалистов, — объясняет Диана Беляева, генеральный директор издательства “Платина”. — К книгоиздательству предъявляются очень серьезные требования по ГОСТу.

Процесс рождения книги всегда состоит из двух крупных смет. Первая — это сама печать, которая сегодня довольно дорогая. Так, стандартная книга формата А4 в твердом переплете тиражом в тысячу экземпляров обойдется примерно в 500 тысяч рублей и чуть дороже, если добавить какую-либо особенность, например теснения на обложке.

Вторая серьезная цифра — это редакционная составляющая. Она до сих пор не учитывается многими книгоиздателями, а также компаниями, устраивающими тендеры. И это грубая ошибка — грамотная редакционная составляющая может стоить даже дороже печати.

— Чтобы сделать хороший продукт, надо привлечь к работе профессиональных авторов, компетентных специалистов, за что достойно им заплатить, — говорит Диана Алексеевна. — Хороший дизайн тоже стоит довольно дорого. Со стороны кажется, что книгу сверстать очень легко. Но на практике это не так — в данной области много тонкостей, гостовских параметров, которые зачастую не соблюдаются издателями. Предусмотреть надо все: отступы, межбуквенное пространство, абзацы и так далее.

Особенно строги правила к детской литературе. Так, в книге для ребятишек не может быть плохой глянцевой бумаги, страницы не должны бликовать, пачкаться, пахнуть краской и так далее.

Не удивительно, что на один из московских конкурсов в прошлом году было представлено пять тысяч книг из России, но допущены — лишь половина. Остальные не прошли по ГОСТу. “Потому что часть из них к книгоизданию имеют мало отношения. В нашем городе есть издательства, в которых в одном лице — и корректор, и редактор, и директор. Но это то же самое, что быть универсальным врачом: и стоматологом, и гинекологом, и педиатром”, — улыбается Диана Беляева.

Для широкой публики

На мою просьбу показать книги, изданные в Красноярске, продавец одной из крупнейших сетей книжных магазинов удивляется: “А что, у нас в городе что-то печатают?”. Местную продукцию находим на стойке с литературой по краеведению — почти все на ней действительно отпечатано в Красноярске. Но “почти все” — это не более 20 наименований: от дешевых брошюр и ярких открыток о городе до дорогих шикарных книг, подобных “Хакасии”.

— С местными книгоиздателями мы работаем давно и системно, — комментирует заведующая магазином Татьяна Истина. — Но если честно, из множества наших издательств есть смысл сотрудничать лишь с тремя-четырьмя. Причем нас интересует только краеведческая и презентационная продукция. Первая — это прежде всего учебные пособия, вторая, как правило, рассчитана на гостей города, иностранцев. Поэтому такая литература непременно должна быть двуязычной.

Совсем плохо обстоит дело с красноярской художественной литературой. На полках магазинов есть лишь книги Виктора Астафьева — да и то одна-две, Романа Солнцева и Анатолия Чмыхало. Продавцы сетуют, что совсем не выпускают местных детских книг. А новые интересные сказки, истории — непременно яркие и рассчитанные на ребятишек в возрасте трех-пяти лет — наверняка были бы востребованными. В качестве примера приводят “Азбуку изобретений” — необычную, сложную в производстве книгу, все рисунки которой сначала были вылеплены из пластилина, затем сфотографированы. Долго на полках она не залежалась. И во многих магазинах ее уже нет.

Благодаря губернаторскому гранту, в прошлом году свет увидела детская книга “Мерзлотка и ее друзья”. Но до широкого потребителя она так и не дошла: тираж разошелся по библиотекам и социальным организациям. “То, что книга опубликована, уже само по себе подарок для каждого автора. Но детскую книжку, по моему мнению, нужно читать не в библиотеке, а дома, в удобном положении, с ногами забравшись на диван рядом с мамой. Поэтому жаль, что “Мерзлотка” не продается в магазинах”, — говорит автор истории о девочке из царства льдов Елена Тимченко.

— Дело в том, что просто так книгу, как и любой другой продукт, не выпустишь. Это нужно коммерчески обосновать, рассчитать, — объясняет Диана Беляева, — предусмотреть сроки реализации, тираж, чтобы он не лежал на складе. В нашем издательстве для исследования этого рынка есть целая служба, в которую входят специалисты по реализации торговой сети, независимые консультанты, экономисты, редакторы и другие специалисты, которые могут предугадать реакцию общественности на конкретную книгу.

Проблема работы с региональными розничными сетями заключается еще и в том, что устанавливать достойные цены на местные книги не получается. Достаточно простая книга стоит на выходе порядка 230 рублей, а если к ней прибавить магазинную накрутку, заранее становится понятно — продукт годами будет пылиться на полках. Поэтому художественные книги и считаются гораздо менее рентабельными. “А на федеральный рынок пробиться практически невозможно, — объясняет книгоиздатель. — Мы работаем с краем, что тоже непросто. Эту проблему поднимают регулярно на всех семинарах, но пока по-прежнему: в Москве есть пятерка лидеров, которые там и работают”.

Хотя есть в регионах и другие примеры. Так, генеральный директор казанского книгоиздательства “Белый город”, средняя цена продукции которого стоит порядка 250—500 тысяч рублей за экземпляр, не без гордости рассказывает коллегам о своей системе распространения дорогих книг.

— Они выпускают шикарную, инкрустированную камнями книгу, над которой трудятся несколько лет, тиражом в два-три экземпляра, — вспоминает Диана встречу в “Белом городе”, — и одну сразу отправляют в подарок президенту. Через несколько месяцев выпускают эту же книгу, но в другом полиграфическом оформлении за 500 тысяч, еще через несколько месяцев — тираж за 250 тысяч и так, постепенно, опускают стоимость до 15—20 тысяч рублей.

Статистика показывает: примерно раз в день покупается книга издательства дороже 250 тысяч.

Среди книг красноярского производителя самые дорогие — энциклопедия “ТРИ ВЕКА: 300 лет вхождения Хакасии в состав России”, работа над которой велась почти два года, и фотоальбом “Была война... и была Победа”, иллюстрированный архивными музейными фотографиями.

В болоте графоманства

Тем не менее рукописи в редакции несут и несут. Многие книгоиздатели сознательно ведут активную работу с авторами, другие не заинтересованы в этом, но все равно обречены постоянно быть осаждаемыми — увы — прежде всего графоманами. Серьезных работ очень мало.

Рукописи в более-менее крупных региональных издательствах редакторам приходится читать ежедневно. А ведь это не сборники стихов, а вполне увесистые талмуды, причем зачастую написанные от руки. Местных Марининых у нас нет. Но даже отделив зерна от плевел, книгоиздатели ничего пообещать автору не могут. Особенно художественных произведений.

— Надежда только на гранты или спонсорские деньги, — говорит Ирина Засулина, редактор одного из издательств города. — Иногда к нам приходят люди, насобиравшие какую-то сумму на издание небольшого сборника своих стихов небольшим тиражом. Но большинству, конечно, не найти 200—300 тысяч рублей на такую прихоть. Тем более книга вряд ли выйдет за пределы региона. Бывает, богатые люди радуют себя. Известно, что Лариса Баталова выпустила несколько сборников своих стихов. Но это не закономерность, скорее единичные случаи.

Тем не менее перспективы в региональном книгоиздательском бизнесе две: плохая и хорошая. С одной стороны, общероссийская тенденция к снижению тиражей не сулит ничего хорошего. С другой — по всей России меняется отношение к книге и книгоиздателям. Отчасти этому способствуют как российские, так и зарубежные ярмарки, фестивали, премии.

— Люди хотят читать литературу не только серьезную, добротную, но и в качественном обрамлении, — считает Диана Беляева. — Показательно уже то, что все реже на тендерах появляются издательства, идущие на авось. За смешные деньги книгу не сделать. Или она не будет книгой.

То, что в России за последние пару лет в несколько раз увеличилось количество грантов — краевого, федерального уровней, тоже положительная тенденция. Если в отрасль будут направляться деньги, возможно, на полках станет меньше дешевых, зато рентабельных детективов карманного формата, а авторы исторических, этнографических исследований смогут выйти из сумрака и увеличить свои тиражи.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА