Неотложка
ВИЧ +. Думала, это ошибка
Каждый день в Красноярске выявляют 8 новых случаев заражения вирусом иммунодефицита.
“О том, что у меня ВИЧ, я узнала случайно. Почти двадцать лет назад лежала в больнице, там у меня взяли анализы. Потом приехал врач из центра СПИД и сообщил о диагнозе. Сначала я решила, что это ошибка, снова прошла исследования, но всё подтвердилось”. Жительница Красноярска на условиях анонимности рассказала нам о том, как живёт с ВИЧ-инфекцией. Сейчас Анне, назовём её так, сорок лет. У неё счастливая семья — муж, дети. Но тогда, много лет назад, ей казалось, что жизнь закончена.
Ежедневно в нашем крае выявляют десять новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией, из них в Красноярске — восемь. Это средние цифры по году. На самом деле, число инфицированных гораздо больше, ведь обследования проходят далеко не все.
— Чаще всего ВИЧ выявляется случайно — при обращении в медучреждение. Например, когда проходят обследование перед плановой операцией или во время госпитализации, — рассказывает Кристина Катькина, заведующая эпидемиологическим отделом краевого центра профилактики и борьбы со СПИД. — Каждый год такие обследования проходят около 25 процентов жителей нашего региона.
Получается, что статистику по ВИЧ можно умножать примерно на четыре. Тогда получим реальную картину распространения инфекции.
— По состоянию на первое ноября, в Красноярском крае зарегистрировано 42 тысячи случаев заражения ВИЧ, ежегодно выявляется около трёх тысяч новых, — говорит Кристина Игоревна. — Сейчас темпы незначительно снижены. Отчасти это связано с результатом профилактической работы и тем, что пациенты принимают терапию. При приёме препаратов риск передачи ВИЧ значительно ниже. Но также повлияла и пандемия: силы медучреждений брошены на борьбу с коронавирусом, плановые обследования проводятся реже. Лет через пять можно будет сделать выводы о том, что больше повлияло на статистику: лечение и профилактика или пандемия.
Мама была рядом
“Врач из центра СПИД назначил мне приём, — вспоминает Анна. — Психологов, занимающихся с пациентами, тогда не было. Меня поддерживала мама. Она отнеслась спокойно, начала изучать вопрос, собирать информацию о ВИЧ. Мне на принятие диагноза и ситуации потребовалось лет семь. Примерно я догадывалась, кто меня заразил. Но искать его, что-то выяснять не видела смысла. Что я сделаю этому человеку? Ему и так не очень хорошо”.
— Тех, у кого выявили ВИЧ, направляют к нам в центр. Мы проводим консультирование, при необходимости приглашаем к медицинскому психологу, — рассказывает Кристина Катькина. — Конечно, все реагируют по-разному. Приходится беседовать, успокаивать. Чтобы принять диагноз, нужно время. Сегодня большая часть пациентов — социально благополучные люди, для которых ВИЧ — неожиданность. Это раньше в основном заражались асоциальные категории граждан, например потребители наркотиков, работники коммерческого секса. Есть те, кто не верит в диагноз. “С мужем живу, откуда у меня ВИЧ?” А мы напрямую не можем сказать: “Ваш супруг давно состоит на учёте”. Половые партнёры зачастую не информируют своего близкого о диагнозе. Не говорят даже семье. Хотя несут за это уголовную ответственность — они обязаны предупреждать о том, что у них ВИЧ. Мы, в свою очередь, не имеем права разглашать данную информацию.
Когда пациент встаёт на учёт, специалисты центра знакомят его со статьями Уголовного кодекса. “К сожалению, не все соблюдают требования закона, — отмечает Олеся Новикова, заведующая лечебно-консультативным отделением центра СПИД. — Но к ответственности привлекают крайне редко: судебные разбирательства проходят один — два раза в год, а случаев заражения — огромное количество. Те, кого инфицировали, боятся огласки, поэтому ничего не доказывают”.
— Сегодня 60 процентов заразившихся — мужчины. Работающие, имеющие семью, постоянного полового партнёра, стабильный заработок, — рассказывает Кристина Игоревна. — В целом в последние годы более 70 процентов случаев инфицирования — среди людей 30–50 лет. Еще пять лет назад доля подростков и молодёжи составляла около 30 процентов, сейчас — порядка 15. ВИЧ-инфекция вышла за пределы уязвимых групп населения и распространяется в общей популяции. В последние годы в 77 процентах случаев вирус передаётся половым путём.
Ранее основным способом заражения было употребление инъекционных наркотиков — порядка 70 процентов. Сейчас этот показатель составляет чуть более 20 процентов.
— Заражение происходит через использование нестерильного медицинского инструментария. Такое возможно при употреблении наркотиков, нанесении татуировок, пирсинге. В последних случаях доказать что-либо крайне сложно, несоблюдение стерильности — на совести сотрудников, — говорит Олеся Евгеньевна. — Случаи инфицирования в быту происходят крайне редко. В нашей практике был такой пример: потребитель инъекционных наркотиков оставил шприцы, ребенок укололся иглой и заболел. Игла со свежей кровью может содержать инфицирующую дозу. Но, вообще, вирус неустойчив во внешней среде, быстро погибает вне русла крови.
С момента заражения и до того, как анализ покажет положительный результат, может пройти до полугода, поскольку антитела у разных людей нарастают по-разному. Но в это время человек уже сам может инфицировать других. Клинических проявлений заражения обычно нет или они схожи с симптомами ОРВИ: температура, увеличение лимфоузлов, боль в горле, которые проходят через несколько дней. Зачастую люди в целом не обращают на это внимания, особенно в период высокого уровня заболеваемости коронавирусом.
Таблетки перед сном
“На терапии я нахожусь с 2010 года, — рассказывает Анна. — Раньше её назначали не сразу, а когда клетки “упадут” и вирусная нагрузка вырастет. Сейчас всё хорошо. К ВИЧ я отношусь как к обычному хроническому заболеванию. Пью таблетки на ночь. Регулярно прохожу обследования, что позволяет сразу выявить любое отклонение”.
— Психологи считают, что сегодня принятие диагноза происходит в течение года, — рассказывает Олеся Новикова. — Раньше были другие стандарты лечения. Теперь терапия назначается как можно быстрее: выявили, обследовали, разъяснили, начали приём противовирусных препаратов. Чтобы не упустить момент, когда заболевание прогрессирует и присоединится вторичное заболевание, от которого человек может погибнуть.
Пациенты, живущие в Красноярске, наблюдаются в центре СПИД, из районов края — в медучреждениях по месту жительства, в них есть врачи, ответственные за ведение ВИЧ-положительных людей.
— Период лечения — пожизненно, минимум два раза в год необходимо проходить обследования, чтобы проверить переносимость, безопасность и эффективность терапии. Противовирусные препараты, как и обследования и посещения врача, для пациентов бесплатны, — поясняет Олеся Евгеньевна.
Главное — выполнять рекомендации специалистов и не пропускать прием препаратов.
— Тогда прогноз благоприятный — заразившийся не умрёт от прогрессирования ВИЧ-инфекции, — говорит Олеся Новикова. — Но нельзя заблокировать естественные процессы старения организма и присоединения других хронических заболеваний. Поэтому люди с ВИЧ подлежат пристальному вниманию со стороны разных специалистов. Любые сопутствующие заболевания важно своевременно выявить и назначить лечение. Иначе ВИЧ будет поддерживать прогрессирование другой патологии. К сожалению, не все наши пациенты вовремя проходят обследования. Но большая часть всё-таки выполняет рекомендации докторов.
В последнее время становится менее распространенным ВИЧ-диссидентство.
— Конечно, у каждого доктора есть пациент, который отрицает диагноз. Кто-то начинает обследоваться в других регионах, кто-то читает в интернете диссидентскую информацию: якобы какие-то профессоры когда-то сказали, что ВИЧ не существует. Но с годами таких пациентов становится меньше, — рассказывает Олеся Евгеньевна. — Расскажу пример из практики. В нашем регионе несколько лет назад в реабилитационном центре одного из религиозных движений начали принимать пациентов с ВИЧ, лечить их молитвами. Всё закончилось гибелью людей. После этого представители центра переосмыслили отношение к вирусу, теперь говорят: доктор — от бога. Наладили контакт с нами, стали привозить к нам пациентов из других территорий, взятых на реабилитацию. Мы ставим их на учёт, назначаем терапию, в центре контролируют выполнение наших рекомендаций.
Безусловно, многое зависит и от генетики, состояния здоровья, образа жизни пациента — должны совпасть несколько слагаемых.
— Безопасность и переносимость терапии, врачебный контроль — важны все нюансы. И тогда инфицированный проживёт долгую жизнь, — отмечают специалисты. — Женщины с ВИЧ-статусом могут рожать здоровых детей. На территории нашего края не было ни одного случая передачи вируса от матери к ребёнку при соблюдении всех этапов профилактики.
Лучше не говорить
“Маме я всё рассказала сразу, а родственникам немного позднее. Близкие люди отнеслись к моему диагнозу нормально, никто не боится общаться со мной. В моём кругу — грамотные люди, — говорит Анна. — Потом познакомилась с будущим мужем. Он тоже воспринял информацию о ВИЧ спокойно. У нас двое детей. Старший ребёнок знает, что у мамы есть вирус и она пьёт таблеточки, чтобы не заболеть. Для его возраста этой информации достаточно. Когда станет старше, расскажем ему о ВИЧ подробнее”.
— Молодые люди сегодня довольно хорошо знают о ВИЧ — о методах профилактики, способах передачи инфекции, — говорит Руслана Шешина, врач-методист центра СПИД. — Думаю, что это результат нашей работы, налажена система информирования через образовательные учреждения: школы, техникумы, вузы. Мы готовим методические материалы — видеоролики, листовки. Классные руководители, учителя биологии, ОБЖ, социальные педагоги, психологи проводят тематические занятия. И к ВИЧ-инфицированным молодёжь относится толерантно. Понимают, что воздушно-капельным путём этим вирусом они не заразятся.
У людей постарше уровень информированности о ВИЧ разный.
— Мы видим, что те, кто имеет высшее образование, кто по роду профессиональной деятельности сталкивается с этой темой, — учителя, медики, сотрудники полиции, специалисты социальных служб — больше знают о вирусе, — рассказывает Руслана Маратовна. — Но вот работники предприятий, производств, транспортных компаний недостаточно осведомлены. В лучшем случае знают, что вирусом можно заразиться половым путём и “через наркотики”. А косметология, пирсинг, татуировки? Считают, что если у них один половой партнёр, нет наркотической зависимости, то они в безопасности. Но это не так.
Из-за недостаточной информированности люди среднего и старшего возраста чаще предвзято относятся к ВИЧ-инфицированным.
— Для многих заразившиеся становятся людьми второго сорта, — отмечают специалисты. — В подсознании установки прошлого: если ВИЧ, значит, человек ведёт асоциальный образ жизни и сам виноват. С этим мы тоже пытаемся бороться, просвещая. Но, к сожалению, стигматизация присутствует. В том числе и среди работодателей, в трудовых коллективах. К заразившемуся начинают плохо относиться. Мы даже пациентов стали предупреждать: ваш статус — врачебная тайна, не нужно рассказывать о ВИЧ всем. Тот же туберкулёз передаётся воздушно-капельным путём, но такого отношения к заболевшим нет. А людей с ВИЧ почему-то боятся.
…Анна благодарна специалистам центра СПИД за лечение и поддержку. Она считает, что учреждению очень нужно новое помещение. Старое здание, в котором расположен центр, неудобно и для сотрудников, и для пациентов. Не хватает свободных площадей, из-за чего невозможно расширить штат.
Обратите внимание
Телефон горячей линии по вопросам ВИЧ/СПИД — 226-84-08. Специалисты консультируют на темы профилактики и возможного риска заражения, оказывают психологическую поддержку.
Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) поражает иммунную систему и ослабляет защиту от многих инфекций и некоторых типов рака, с которыми может справиться иммунитет здорового человека. Самой поздней стадией ВИЧ-инфекции является синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД), который может развиться при отсутствии лечения.
По данным ВОЗ, ВИЧ унёс около 36 миллионов человеческих жизней. Не существует метода, позволяющего вылечить эту инфекцию. Но терапия позволяет перевести её в категорию хронических заболеваний.
По состоянию на конец 2020 года, в мире насчитывалось 37,7 миллиона человек, живущих с ВИЧ-инфекцией.
Один из самых известных ВИЧ-инфицированных людей — певец Фредди Меркьюри. Он умер от бронхиальной пневмонии — осложнения от СПИДа в 1991 году. У знаменитого танцора балета Рудольфа Нуриева ВИЧ был диагностирован в 1983 году, на тот момент артисту было 45 лет. Он прожил ещё почти 10 лет и скончался 6 января 1993 года. Есть версия, что заразился танцор в больнице, где ему перелили заражённую кровь.
Американскому писателю-фантасту Айзеку Азимову в 1983 году сделали операцию на сердце, во время хирургического вмешательства его заразили ВИЧ-инфекцией. После этого он прожил ещё девять лет. Причиной смерти писателя стала сердечная и почечная недостаточность, вызванные осложнениями ВИЧ.
В 2015 году в эфире передачи, посвящённой Всемирному дню борьбы со СПИДом, о жизни с ВИЧ рассказал телеведущий Павел Лобков. Диагноз поставили ему в 2003 году.
В числе других знаменитостей, живущих с ВИЧ, — актёр Чарли Шин, баскетболист Ирвин Джонсон, прыгун в воду, олимпийский чемпион Грег Луганис.